(Говорено Июля 8; напечатано отдельно и в Собр. 1861 г.)
Братие святая, звания небеснаго причастницы, разумейте Посланника и Святителя исповедания нашего Иисуса Христа. |
Вот приветствие и поучение Святаго Апостола Павла, в его послании ко Евреем, слышанное нами в нынешнем церковном чтении.
Но прежде, нежели займу внимание ваше сим Апостольским приветствием и поучением, возвеличите Господа со мною, и вознесем имя Его вкупе (Псал. XXXIII. 4.)! Скажем со Апостолом же Павлом: благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, Отец щедрот и Бог всякия утехи (2 Кор. I. 3)! Не Его ли щедротами храм сей создан и благоукрашен? Не Его ли благодатию освящен? Не Его ли то утешениe, что даровано нам ныне, в торжественных молитвах, соутешитися в вас верою общею, вашею же и моею (Рим. I. 12)?
Воспоминая и о щедротах братий, споспешествовавших созданию и благоустроению сего храма, благодарю плодоносящих и добродеющих во святем и всечестнем храме сем, и благодарю за них Бога, и призываю им, во-первых, всякое благословение духовное в небесных о Христе (Ефес. I. 3), а за тем и земныя благословения на потребу жизни временной. Но вместе с сим приглашаю, как их, так и всех, и над собственною вашею Богоугодною щедростию признавать Божии щедроты. Что значат намерения человеческия, без благословения Божия? Что значат действия человеческия, без помощи и споспешествования Божия? Аще не Господь созиждет дом, всуе трудишася зиждущии (Псал. CXXVI. 1), говорит прозорливый наблюдатель путей Божиих. После щедрых царских и всенародных приношений на созидание храма, Царь Давид со смиренною радостию исповедуется пред Богом: кто аз есмь, и кто людие мои, яко возмогохом сия Тебе благовольне обещати? Твоя бо суть вся, и от Твоих дахом Тебе (1 Парал. XXIX. 14). И если, по слову Господа, блаженнее есть паче даяти, нежели приимати (Деян. XX. 35); если по сему дающий ближнему потребное имеет в сем некоторое блаженство: то помысли, колико большее блаженство дарует тебе Бог, когда провидением Своим устрояет тебе возможность, и благодатию Своею вдыхает тебе усердие, дать от твоего достояния нечто Ему Самому и святому храму Его! Не льсти себе мыслию о твоей силе, или превосходстве, или добродетели: но с Давидом радостно и смиренно исповедуйся пред Богом: кто аз есмь? Твоя бо суть вся, и от Твоих дахом Тебе.
Обращаюсь к Апостольскому приветствию и поучению.
Бpamиe святая. Кого это зовет Святый Павел, так любезно и вместе так почтительно? Поверите ли, что вас? Или скажете, что Апостол Павел никогда вас не видал, с вами не беседовал и писем к вам не писал? Правда, Св. Павел к Евреям, уверовавшим во Христа, обращался первоначально, когда писал приведенныя нами слова. Но Бог поставил его Апостолом не для одних Евреев, а для всех народов, и для всех времен, и для всех Церквей Христовых, как и сам он говорит о себе: Еллином же и Варваром, мудрым же и неразумным должен есмь (Рим. I. 14); то есть, должен проповедывать спасительное учение всем народам, и всякаго рода и звания людям. Посему, когда он обращался с словом учения к христианам из Евреев, тогда действовавший в нем Дух Святый простирал чрез него слово учения и ко всем христианам всех народов, всех времен, всех Церквей, следственно и к вам. Итак нет сомнения, что в числе прочих и вас зовет Апостол любезным наименованием бpamий и высоким наименованием святых.
Если скажем, что мы ни того, ни другаго
наименования
Некраток был я в разсмотрении Апостолова приветствия, не только для того, чтобы вы могли оное правильно уразуметь, и приложить к себе, но и для того, чтобы вы догадались, как в самом приветствии подается уже нам и наставление.
Великий Апостол, исполненный Духа Святаго, еще ходя по земли достигавший до третияго неба, нисходит, приближается к нам, дружится и роднится с нами, ласкает и величает нас наименованиями братий, святых, участников одного с ним звания небеснаго. Подобно и другие Апостолы называют нас, то братиями (Иак. II. 1), то возлюбленными (1 Иоан. IV. 1). Братиями готовы назвать нас и Пророки, и Мученики, все Святые, только бы мы не отвергли сего родства нашими делами. Мало сего. Апостол уверяет, что и Сам Единородный Сын Божий не стыдится братию нарицати (Евр. II. 11) нас. Что же мы? Не ужели будем нечувствительны к толикой благости, к толикому снисхождению, к толикой почести, к толикой любви? Не ужели не потщимся твердо стать в чине, в который нас уже возводят? Если мы и недостойны сего: не ужели захотим и оставаться недостойными, когда нас уже удостоивают? Не ужели не поревнуем о святости, которую нам уже усвояют, потому что ея залог и начаток нам дарован в крещении? Не будем так неблагодарны, так не разсудительны, так не благонамеренны против самих себя. Братия святых! Не будем рабами греха. Очистим себе om всякия скверны плоти и духа, творяще святыню в cmpacе Божии (2 Кор. VII. 1). Причастники небеснаго звания! Будем внимательны к сему званию, и неленостно последуем оному, путем закона Божия, путем учения Евангельскаго и Апостольскаго, путем примера Святых.
На сей раз имеем от Апостола учение краткое, но много вразумляющее, и существенно нужное ко спасению. Разумейте Посланника и Святителя исповедания нашего Иисуса Xpиcma.
Что значит разуметь Иисуса Христа?
Значит ли просто знать, начинательно, или только по имени?
Но нужно ли было Апостолу говорить о сем, когда мы потому только
и делаемся, и называемся христианами, что имеем некоторое, хотя
начинательное, познание о Иисусе Христе? Значит ли разуметь Иисуса
Христа вполне и совершенно, подобно как знаем некоторые предметы
естественные, или науки человеческия? Но это не возможно,
потому что Иисус Христос не только в Божественном существе Своем,
но и в таинстве Своего вочеловечения непостижим. Посему должно полагать,
что между сими крайностями учением Апостольским указуется нам нечто
среднее; что мы должны деятельно упражняться и успевать в разумении
Господа нашего Ииcyca Христа, не дерзая испытывать Его непостижимости,
но и не довольствуясь знать Его только по имени, поверхностно, холодно.
Итак разумейте Ииcyca Xpиста, Единороднаго Сына Божия, Единосущнаго
Богу Отцу и Святому Духу, истиннаго Бога, всемогущаго, всеблагаго,
всепремудраго: и питайте вашу веру животворною уверенностию, что
Он, яко всемогущий, совершенно может, яко всеблагий, совершенно
желает, яко всемудрый, имеет в готовности совершенныя средства,
устроить нам и благо временное, и блаженство вечное. Разумейте Иисуса
Христа, Сына человеческаго, восприявшаго на Себя не только
естество наше, но и немощи наши, искушеннаго по всяческим, по
подобию нашему, разве греха (Евр. IV. 15):
и утверждайте надежду вашу Апостольским разсуждением, что Он, в
немже пострада, Сам искушен быв, может и нам искушаемым помощи
(Евр. II. 18). Разумейте Иисуса Христа Богочеловека,
в едином лице нераздельно и неслиянно совокупившаго естества Божеское
и человеческое: и утешайтесь помышлением, что здесь сходятся края
бездны, разделившей человека грешника от Бога, и первоначальное
общение человека с Богом возставляется в большем прежняго совершенстве;
что, чрез обоженное человечество Христово, и всему прочему человечеству
подаются вся Божественныя силы, яже к животу и благочестию
(2 Петр. I. 3), и вся привлекает к Себе Отец
небесный во спасение, жизнь и славу; и не только утешайтесь
помышлением о сем, но и отверзайте сердца ваши к приятию благодати
и сил Божественных, и противоборствуйте влечениям земным, чтобы
деятельно последовать влечению Отца небеснаго. Разумейте Иисуса
Христа, Посланника исповедания нашего, Который без сравнения
выше всех посланников Божиих, не только земных, каковы были Моисей
и Пророки, но и небесных, каковы суть Ангелы, в служение посылаемые
за хотящих наследовати cnacениe (Евр. I. 14); Который
провозгласил Божественное исповедание Божества, открыл тайны, от
века сокровенныя, и Ангелам недоведомыя, преподал совершеннейшее
учение жизни и спасения: а такое разумение Посланника исповедания
нашего должно расположить нас к тому, чтобы неуклонно держаться
возвещеннаго Им исповедания веры, чтобы жаждущим слухом и алчущим
сердцем принимать Его учение, чтобы не только слушать словеса Его,
но и творить их. Разумейте Иисуса Христа Святителя исповедания
нашего, великаго Архиерея не по чину Ааронову, временнаго, но
по чину Мельхиседекову, вечнаго, Который принес Самаго Себя в жертву
о гресех наших на жертвеннике креста, и сим единем приношением
совершил всех во веки освящаемых (Евр. X. 14),
но при том для каждаго из них, причастие той же спасительной жертвы
устрояет и уготовляет повсеместно и
О если бы все мы, братия, как должно, разумели Посланника и Святителя исповедания нашего Иисуса Христа! Тогда все мы с послушанием и единодушием исповедывали бы доброе исповедание Евангельское, Соборное, Отеческое, и не было бы тех, которые, оставив Евангелие, прилагаются в научения странна и различна, более учат и учатся учениям и заповедям человеческим, нежели учению Христову и заповедям Божиим, и преуспевают во вражде и злохулениях, а не в кротости и смирении Христовом, и не в любви ознаменовывающей истиннаго ученика Христова. Тогда все мы носили бы спасительное имя Ииcyca Христа не только в устах, но наипаче в уме и в сердце; и Его Божественную силу опытно дознавали бы в нашей душе, и в нашей жизни: и тогда пришло ли бы кому на мысль заводить состязания и распри о звуках и письменах сего имени? Потому что, как сказует Апостол, не в словеси царство Божие, нo в силе (1 Кор. IV. 20). Тогда в священнослужителях и священнослужении все мы признавали бы видимое дело невидимаго Святителя исповедания нашего Ииcyca Христа, и следственно дело всегда святое, дело вечнаго Архиерея, и следственно дело ни кем и никогда не разрушимое: и тогда возможно ли, чтобы кто дерзнул вознести хулу на святительство и священство Вселенской Церкви, и чрез отчуждение от него сам себя осудил на лишение освящения? Потому что, как сказует Святый Златоуст (на Посл. к Тим.), аще не действует сими, то-есть, иереями, Бог; то ниже баню крещения имаши, ниже тайнам причащаешися, ни благословения наслаждаешися, неси убо христианин.
Чтобы охранить себя от сих бедственных лишений, братия святая, звания небеснаго причастницы, разумейте Посланника и Святителя исповедания нашего Иucyca Христа; тщитесь приобрести внутреннее сердечное о нем познание чрез поучение Евангельское и Апостольское, чрез частое, и, поколику можно, непрестанное призывание Божественнаго имени Его, чрез очищение себя исполнением заповедей Его, чрез общение с Ним в Его святилище и в таинствах.
Храните себя от мнимых ревнителей исповедания, которых никто не послал, никто не посвятил, у которых нет ни святителя, ни святыни, ни святых, кроме однех имен (ибо святые с нами в церкви пребывают и почивают), которые не дверми входят, но прелазят инуде, тогда как, по слову Господню, только входяй дверми, пастырь есть овцам (Иоан. X. 1. 2).
Впрочем, и не сущих от двора сего, с любовию да призываем в спасительную ограду Христову, и о них, вместе с собою, помолимся, да достигнем вси в соединение веры и познания Сына Божия, в меру возраста исполнения Xpистова, да не бываем ктому младенцы, влающеся и скитающеся всяким ветром учения, истинствующе же в любви, да возрастим в Него всяческая, Иже есть глава Христос (Еф. IV. 1315), Ему же слава со Отцом и Святым Духом во веки. Аминь.
Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2024 Свято-Троицкая Сергиева Лавра