(Говорено в Чудове монастыре,
напечатано в Твор. Св. От. и в собр. 1848 г.)
Рече же Mapиaмь: се раба Господня: буди мне по глаголу твоему. |
Просты, по видимому, сии слова Пресвятыя Девы Марии: но как много в них заключается! как многое ими открывается! какая в них видна глубина смирения! какая высота веры! какая солнечная чистота внутренняго чувства! кaк необъятна их сила! как необозримо их действие!
Дело, которое должно совершиться по благовествующему глаголу Архангела, и по соответствующему глаголу Мариами, дело спасительнаго для нас воплощения Сына Божия, не теперь начинается. По малой мере человеческой, несколько тысяч лет ожидало сие дело согласия Девы, чтобы могло совершиться.
Я сказал: по малой мере человеческой; потому что по великой мере Божией дело сие идет от самой вечности. Апостол свидетельствует, что Бог и Отец Господа нашего Иucyca Xpиcтa, благословивый нас всяцем благословением духовным в небесных о Христе, избра нас в Нем прежде сложения миpa (Ефес. I. 3. 4).
Но не нам восходить до сей пренебесной высоты созерцания. Довольно для нас взойдти к началу тайны Христовы, открывшемуся в земном раю.
Когда лукавому искусителю удалось прельстить первых человеков, и разрушить их райское блаженство; когда смерть, прежде возвещенная предохранительно, а потом уполномоченная правосудием, наступала на человека, по следам греха: тогда милосердый в самом правосудии Бог, приостановив ее, благоволил в умирающем уже и погибающем человечестве посеять новое семя жизни и спасения. Чудным образом в слове осуждения, частию скрыл Он, частию открыл, тайну помилования, когда осуждаемому искусителю рек: вражду положу между тобою, и между женою, и между семенем твоим, и между Семенем тоя; Той твою сотрет главу (Быт. III. 15).
То есть: ты, дух злобы, мечтаешь, что, прельстив жену, как слабейшую часть человечества, и чрез нее увлекши в преступление и Адама, будешь иметь весь род человеческий твоим всегдашним рабом. Нет! От побежденных тобою человеков возстанет против тебя вражда, противоборство, брань; она продолжится в их потомстве; наконец Тот, Который до времени сокрывается под таинственным наименованием Семени жены, Той твою сотрет главу, победит тебя решительно, уничтожит твою власть, которая есть область греха и держава смерти, и следственно возвратит человечеству похищенную у него святость и жизнь, безопасную от смерти.
К уразумению таинственнаго наименования семени жены пролагает путь самая необычайность сего наименования. Семя, без сомнения, означает потомство, или определенное лице в потомстве. Но чтo значит семя жены? В обычае всего рода человеческаго, и особенно в древних родословиях видим, что семя, или потомство, всегда относимо бывает к мужу, а не к жене, и родовое наименование детей или потомков заимствуется от отца или праотца, а не от матери, или праматери. На что же указывается необычайным наименованием семени жены? Или ни на что, в порядке природы, или на таинство, которое выше природы, на рождение, о котором природа спрашивает: како будет сие, идеже мужа не знаю? и о котором благодать ответствует: Дух Святый найдет на тя, и сила Вышняго осенит тя, на чудесное рождение Сына от жены без мужа, на рождение Христа, Богочеловека, от Девы.
Что Адам уразумел тайну изречения Господня о Семени жены, сие можно примечать из того, что в след за сим он дал жене своей новое имя, которое было бы совсем неблаговременно и неуместно, если бы не относилось к сей самой тайне. И нарече Адам имя жене своей: жизнь, яко та мати всех живущих (Быт. III. 20). Жизнь, мати живущих, имена cии были бы приличны праматери в состоянии непорочности, поелику тогда она точно раждала бы всех живущих, и никого не раждала бы умирающаго: но тогда не дано ей сих имен, а наречена она просто женою. К чему же после грехопадения, когда она будет раждать умирающих, будучи притом сама причиною, что смерть будет общим наследием ея потомства, к чему нарече Адам имя жене своей: жизнь? Разве в поругание? Нет, конечно не в поругание, а вероятнее, в утешение себе и ей, смотря на нее сквозь Божие определение о Семени жены, сокрушающем главу змия. Отцем, думал он, буду и я; но не буду отцем истинной Жизни; Ея матерью предоставлено быть жене без мужа: итак да наречется ей имя: Жизнь, яко та мати всех живущих, не сама по себе, но потому, что некогда от Евы будет Дева, и от Девы родится Тот, Который есть Истина и Живот, и Который имеет силу всех умирающих перерождать в присноживущих.
Из сказаннаго, надеюсь, усмотрите, братия, что благовещение спасительнаго для нас воплощения Сына Божия начато не Архангелом в Назарете, но самим Богом в раю: ибо там провозглашено Божие определение о победоносном Семени жены, то есть, о рождении Христа Спасителя от Девы.
Но если Божие определение о воплощении Сына Божия было уже постановлено и даже провозглашено еще в первые дни мира; то почему оно не исполнялось в продолжение столь многих веков? Не дерзнем приписать себе способности дать на сие полный ответ. Кто бо разуме ум Господень (Рим. XI. 34)? Однако можем сказать не обинуясь, что не в Боге причина медленности. До скорости течет слово Его (Пс. CXLVII. 4). Той рече, и быша: Той повеле, и создашася (Пс. XXXII. 9). У Вечнаго всегда все готово. Для Всемогущаго всегда все возможно. Тварь медлит по необходимости, потому что движется в определенных кругах времени, которых не может ускорить. В твари свободной не достает готовности для принятия действия Божия, когда в ея воле не достает соответствия воле Божией. Особенно трудно устроять сию готовность в твари падшей и разрушенной, которую нужно возставлять и пересозидать. Таким образом слово Божие о Спасителе мира, как молния, блеснуло над человечеством в первыя минуты греховнаго омрачения, и неоднократно просиявало в последующих откровениях: но мрак греховный продолжал тяготеть, и веки и тысящелетия должны были пройдти, прежде нежели действительно Слово плоть бысть (Иоан. I. 14) и Бог явися во плоти (1 Тим. III. 16). В сие долгое время, благословение, которым Бог Отец благословил нас в небесных о Христе прежде сложения мира, как молниеносный облак носилось над землею, между тем как тайное действие Провидения изыскивало в роде человеческом, и уготовляло благословенную в женах, которая бы могла своею чистотою божественную молнию привлечь, принять, вместить, удержать, не быв опалена огнем Божества, и таким образом чрез себя существенно усвоить всему человечеству благословение Христово.
Не думаете ли, что весьма просто принять благословение Божие, хотя бы то было весьма высокое? Не совсем так. Посмотрите на опыт Сарры. Господь глаголет о ней Аврааму: благословлю же ю, и дам тебе от нея чадо (Быт. XVII. 16). Видите, что заочно и заблаговременно предваряет ее, чтобы она приготовилась к действительному принятию благословения. Но чтo же? И после сего предварения, когда обещанное благословение решительно дано в ея присутствии, она, кажется, не нашлась довольно умеющею принять оное. Разсмеяся же Сарра в себе (XVIII. 12). Как бы ни был невинен сей смех: он, кажется, не довольно у места пред словом Божиим, и пред лицем Божиим. И когда Господь обличил ее в сем: она впала в новое замешательство, и как будто думала утаиться от Всеведущаго. Отречеся же Сарра, глаголющи: не разсмеяхся: убояся бо (15).
Не станем однако уничижать Сарру, которая, в меру своего достоинства, прияла свою меру благословения, и соделалась предварительным образом благословенныя в женах, как родившая единороднаго, как родившая в умерщвлении плоти, хотя впрочем не без мужа, как родившая образ Христов, Исаака, показавшаго Аврааму в своем жертвоприношении день жертвы крестныя.
Но принесем справедливую дань благоговейнаго и радостнаго удивления благословенной в женах, Пресвятой Деве Марии, которая к высочайшему из благословений Божиих, внезапно над нею явившемуся, обрелась в совершенстве уготованною, и тем споспешествовала совершенно столь долго предуготовляемаго, призываемаго и ожидаемаго спасительнаго для нас воплощения Сына Божия.
Если праведная Сарра предвестие о рождении от нея
Исаака, необыкновенном, однако не сверхъестественном, приняла с замешательством;
если, при подобном предвестии о рождении предтечи Господня, праведный Захария
не верил, и требовал знамения: то колико выше самых праведников является Пресвятая
Дева Мария, когда благовещение о рождении от Нея Христа Спасителя сверхъестественном,
непостижимом, божественном, приемлет без замешательства, без недоверия! Прежде
благовещения, при начале небеснаго явления, Она смутилась на несколько
мгновений, и остановилась в размышлении, может быть, потому, что не тотчас узнала
небеснаго вестника, потому, что дала место духовному правилу, и нам предписанному,
чтобы искушать духи, аще от Бога суть (1 Иoaн. IV. 1);
потому, что затруднена была необычайным приветствием. Впрочем смущение пред
сильною похвалою не есть недостаток достоинства. Но, что весьма дивно, когда
Она услышала несравненно более сильное слово благовещения: Дух Святый найдет
на тя; зачнеши во чреве, и родиши Сына; раждаемое свято,
наречется Сын Божий; царствию Его не будет конца: тогда уже
нет смущения. Велия тайна не возбуждает Ее к испытанию, и неиспытанность тайны
не останавливает в принятии таинственнаго благовещения. Безпримерно высокое
назначение не вземлет ея из глубины смирения: призванная быть Материю Господа
видит себя, как и прежде, только рабою Господнею. С другой стороны, Ея глубоко
смиренное о себе мнение не препятствует Ей веровать безпримерно высокому назначению.
Не видно даже никакой борьбы между сими перекрестными направлениями, никакого
колебания мыслей и чувствований. Как чистая и тихая вода тихо и чисто приемлет
свет солнца, и отвечает ему отсветом: так душа Пресвятыя Девы тихо и чисто приемлет
слово Божественнаго откровения, и ответствует ему
Довольно для внимательных. Не требуйте многаго, испытующие и любопытствующие. Вертоград заключен сестра моя невеста, вертоград заключен, источник запечатлен (Песн. IV. 12), сказал Дух Святый о Своей невесте, первенствующей над девственными и чистыми душами, богоблагодатной Деве Марии. Довольно, если взором ума, как бы сквозь ограду, приникли мы в Ея таинственный вертоград, узрели некоторые цветы Ея добродетелей, ощутили благоухание благодати Ея. Надобно позаботиться о том, чтобы наши помышления не были подобны некоторым неблагородным насекомым, которыя безполезно кружатся около цветов, или оскорбляют их красоту своим прикосновением; но чтобы уподобились пчелам, которыя приближаются к цветам с смиренною песнию, и не оскорбляющим прикосновением извлекают из них сладкую и здравую пищу.
Благоговейно приникая в тайну воплощения Бога Слова, да поет всякая душа христианская с Церковию Христовою: чистую славно почтим, людиe, Богородицу, огнь Божества приимшую во чреве неопально. Научимся от Нея подобающим образом встречать Божия посещения, принимать божественныя тайны.
Если встречает тебя приветствие и похвала, особенно возвышенная и духовная: остерегись неразборчиво принимать и наслаждаться; ибо не всегда легко узнаешь, точно ли приносит оную вестник истины. Позволительно при сем смутиться: но поспеши удержать смущение, и в молчании призвать в помощь Бога, чтобы тебе не быть прельщену похвалою ложною, или чтобы и неложную похвалу не превратило в отраву самолюбие и превозношение.
Когда слышишь благовестие божественных догматов и благодатных таинств: берегись не только неверия Фомина, но и маловерия Захариина, и замешательства Саррина. Вспомни слово Архангела, яко не изнеможет у Бога всяк глагол; и недопусти, чтоб изнемогла твоя вера.
Если знамение Провидения, посылаемое иногда в одежде нечаяннаго случая, возвещает тебе жребий приятный, возвышенный, славный, не трудно тебе будет сказать: буди мне по глаголу твоему. Но не забудь потом, чтобы не взирать на себя мечтательно, как на господина многих вещей и многих
Поелику же может тебя постигнуть предвестие и не приятное, но угрожающее скорбию, лишением, уничижением: уготовляй себя предусмотрительно, чтобы уметь и сие принять. Не пререки ропотно, и не возопий нетерпеливо. Какая в том добродетель, чтобы охотно принимать приятное? Но скорбное принять благодушно, по благоговению к воле Божией, вот подвиг, вот добродетель, вот залог награды! Обучай не уста свои, но свое сердце, чтобы оно могло свободно выговаривать слова готовящагося ко кресту Спасителя: Отче, не моя воля, но Твоя да будет (Лук. XXII. 42).
Зрите и разумейте, что радостное благовещение открывает начало спасения; а горький крест приближает к совершению онаго и к вечной славе воскресения, которой и да сподобит всех нас Господь наш Иисус Христос, благодатию Бога Отца и Святаго Духа. Аминь.
Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2025 Свято-Троицкая Сергиева Лавра