(Говорено Июня 14 дня; напечатано
в Христ. Чт. 1836 года и в собраниях 1844 и 1848 гг.)
Говорить ли мне здесь? Тратить ли для соседней нивы семя слова, котораго запас в моей малой кошнице слишком скуден для насеяния участка земли, собственно мне указаннаго Небесным Земледельцем? Не дерзновенно ли отверзаю мои уста, здесь, где, кажется, еще не совсем замолкло духовное вместе и витийственное слово Святителя Димитрия, где сильнее всякаго слова говорят дела его, и единочестных предшественников его, Иакова, Игнатия, Исаии, Леонтия, не только поучительныя дела святой и святительской жизни, но еще более чудныя дела, совершаемыя среди гробоваго покоя? Не лучше ли в благоговейном безмолвии смотреть на сию, так давно святую землю, на сей древний вертоград и разсадник святыни и преподобия, где рано процвел Аврамий, откуда пересажден многоплодный добродетелями и дарованиями, многоветвистый учениками, Сергий, откуда Иов возрас до неизвестной прежде на Севере высоты Патриаршества, где родоначальник Царей святительствовал, и готовился поддержать потрясенный первосвятительский в России престол? И так умолкнуть?
Но не само ли Слово Божие изрекло закон слова человеческаго: от избытка сердца уста глаголют (Матф. XII. 34)? Не хвалилось ли некогда слово свободою искренности пред Самим Богом: се устнам моим не возбраню; Господи, Ты разумел еси; правду Твою не скрых в сердце моем, истину Твою и спасение Твое рех, не скрых милость Твою и истину Твою от сонма многа; благовестих правду в церкви велицей (Псал. XXXIX. 10. 11)? Нет, не возбраняйте устнам моим немощным, сильные Богом служители и творцы слова, но паче, данною вам благодатию, уврачуйте мою немощь, восполните мое оскудение, как на не многия минуты настоящаго слова, так и на весь остаток моего недостойнаго служения слову, если какой сохраняется еще мне долготерпением и благостию Небеснаго Пастыреначальника.
Се, устнам моим не возбраню. От избытка сердца возглаголют уста мои. Реку истину Твою и спасение Твое, Господи.
Благословен Бог, Который дарует храм Свой человеку! Не подумайте, что я обмолвился. Точно, Бог дарует храм свой человеку, когда, по видимому, человек созидает храм Богу. Кий дом созиждете Ми? вопрошает Бог через Пророка (Иса. LXVI. 1). И человек не может найти на сие ответа. Как можно создать дом Безконечному, Невместимому? Как определить особое жилище Вездесущему и вся Исполняющему? Храм без присутствия Божества напрасно именовался бы храмом Божиим: но как ввести в храм земный присутствие Бога небеснаго, в видимый невидимаго, в вещественный высочайше духовнаго? Разум человеческий, путем естественнаго разсуждения, не дошел бы до разрешения сей задачи, как-бы ни сильно чувствовал потребность ближайшаго и удобнейшаго сообщения с Богом, яко источником всякаго блага, если бы не разрешила оной премудрость Божия, в тайне сокровенная. Бог безконечный Сам применил Себя к мере человека ограниченнаго; снисшел (не существом, а действием) от вечности во время, от вездесущия в место, явил свое присутствие в благодатных знамениях и действиях, как на пример, Иакову в видении лествицы, соединяющей землю с небом: и мысль об особенном месте присутствия Божия родилась, и дом Божий основался, как сие именно видно в словах Иакова: есть Господь на месте семь; страшно место сие: несть сие, но дом Божий, и сия врата небесная; и прозва Иаков имя месту тому: домь Божий (Быт. XXVIII. 16. 17. 19). Так дом Божий, по благодати Божией, явился между человеками, сперва в жертвенниках, потом в скинии Моисеевой, далее в храме Соломоновом, и наконец с обилием благодати является в храмах Христианских.
Благословен Господь наш Иисус Христос,
с особенным обилием являющий милость Свою, и истину Свою, и спасение
Свое, во храмах Новаго Своего Завета! Некогда во всем мире был один
только храм истиннаго Бога; но Господь наш и над храмом совершил
нечто подобное притче, которою изобразил Самого Себя: аще зерно
пшенично пад на земли не умрет, то едино пребывает; аще же умрет,
мног плод сотворить
Благодарно благословим Господа и за то, что даровав
храмам новаго Своего завета высокую благодать своего Божественнаго,
спасительно действующаго присутствия, благопромыслительно присовокупил
к тому посредствующий благодатный дар общение Святых.
Ибо если и в небесной Иерархии, как поведают нам Богопросвещенные
созерцатели, не все равно способны непосредственно принимать Божественный
свет, но блаженные духи высших чинов передают оный блаженным же
духам низших степеней; то кольми паче для нас, сущих на земли, полезно
и благопотребно быть может, под единым верховным Ходатаем Бога и
человеков, Богочеловеком Иисусом, подчиненное благодатное посредничество
Святых, дабы всевышняя благодать Божия, часто неудободосязаемая
нами, по недостатку чистоты ума и возвышения сердца, по отягчению
духа плотию, по несообщимости высочайшей чистоты Божией с неочищенным
от греха естеством, дабы благодать Божия сама нисходила
к нашей низости, и ближе приспособлялась к частным и постепенным
потребностям нашим, посредством частных и постепенных дарований,
которыя Дух Святый разделяет Святым. По сему-то, думаю, и в сем-то
смысле первенствующая Церковь общение Святых явственно признавала
членом веры, как то можно видеть из некоторых древних символов веры.
По сему-то, думаю, и Апостол, как на важное преимущество Церкви
Христианской, указует на ея общение с Церковию небесною. Приступисте,
говорит, к Сионстей горе, и ко граду Бога живаго, Иерусалиму
небесному и тьмам Ангелов, торжеству и Церкви первородных на небесех
написанных, и Судии всех Богу, и духом праведник совершенных
(Евр. XII. 22. 23). Но если бы кто спросил нас, когда
же, и где мы приступили, или приступаем к торжествующей небесной
Церкви, как является, и чем знаменуется наше с нею общение; то сему
испытанию нельзя удовлетворить очевиднее и простее, как разве указать
на Христианский храм справедливо и знаменательно называемый Церковию,
не только по тому, что собирает в себе Церковь земную, но и потому,
что соединяет ее с Церковию небесною. В нем не только благоговейно
чтится память Святых, и призывается молитвенное их предстательство
с таким постоянством и порядком, что, можно сказать, все светила
духовнаго неба в известных кругах времени обращаются окрест Церкви,
сущей на земли; но и многоразличная благодать, данная Святым, как
в некоей сокровищнице от всех времен и мест собирается, неповрежденно
сохраняется, щедро в пользу всех и каждаго употребляется. Здесь
даже доныне Дух Святый ударяет в струны Давидовой Псалтири, и оглашает
вас ея Богодвижными звуками. Даже доныне Моисей, Анна, Аввакум,
Исаия, Иона, Даниил, Захария, воспевают с нами свои пророческия
песни, и дышат на нас духом своей молитвы. Даже доныне, каждый день,
сама Пресвятая Дева отверзает свое преисполненное Божественною любовию
сердце к нашему сердцу, и возглашает свое превыше-серафимское величание
Господа. Даже доныне Василий и Златоуст влагают в наши священнослужащия
уста свои священнодейственные глаголы. Даже доныне здесь Ефрем поучает,
Дамаскин песнословит вместе и богословствует, Савва освященный управляет
чином Церковных молитвословий, и чтобы воспомянуть хотя
одного и из наших некогда единоземцев, а теперь небожителей, видимо
связующих земную Церковь с небесною, Димитрий ежедневною
чредою призывает Святых показать нам для подражания их Богоугодную
жизнь и подвиги. Что сказать о древнем священном установлении полагать
части телес святых Мучеников и
Наконец, братия святаго храма сего и обители сея, благодарственно благословим Бога и за сей собственно новосозданный храм: ибо аще не Господь созиждет, всуе трудишася зиждущии (Пс. CXXVI. 1). Он благословляет начинание, и дарует совершение. Он, владыка сердец Ему предающихся, и не имеющую в вашем храме нужды руку движет на помощь вашей нужде. Он и благоугодность дела, и благоприятие приношений, и благопромышление о нашем спасении запечатлел новониспосланным освящением.
Скрою ли и остальное в сердце моем? Благослови душе моя Господа, и вся внутрення моя имя святое Его (Пс. CII. 1). Благословени вы Господеви, Святителие Иакове и Димитрие,
Всем же слышавшим теперь мои малыя помышления о великой и многоразличной благодати Божией во храме, говорю словом Апостольским: да имамы благодать, столь щедро нам подаваемую; и ею да служим благоудно Богу, со благоговением и страхом (Евр. XII. 28). Аминь.
Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2024 Свято-Троицкая Сергиева Лавра