(Говорено в Московском Большом Успенском Соборе, июня 25 дня)
Дати нам, без страха, из руки враг наших избавльшимся, служити Ему преподобием и правдою пред Ним вся дни живота нашего. |
Душа человека, произнесшаго сии слова, достойна того, чтобы сквозь самыя сии слова, посмотреть в ея внутренность.
Естественно неожиданное, необычайно предсказанное, рождение сына, Захария видит наконец совершившееся самым делом. Немой в продолжении девяти месяцев, письменно утверждает он для новорожденнаго, незнакомое и оспориваемое имя Иоанна, то-есть благодатнаго: и, сим делом веры загладив вину неверия, за которую наказан был немотою, тотчас получает употребление языка. В сие время душа его исполняется чистою радостию; чистая радость проницается небесным вдохновением; его девятимесячныя безмолвныя помышления превращаются в живыя чувствования и предчувствия; все сие вместе изливается из переполненной души: Захария говорит; а Дух Божий в нем пророчествует. Чего Захария долго в долгую жизнь свою желал; то наконец верно и близко предвидит: и потому о чем бы в другое время молился, за то теперь благодарит и благословляет Бога: благословен Господь Бог Израилев. Чтож это такое, чего Захария желал так сильно, что с восторгом предвидит исполнение? Избавление людем, спасение от враг: не трудно признать достоинство сих желаний, принять ли слова сии в знаменовании простом, естественном, или в высшем, какое дает вера. Но, что еще вожделенно Захарии, как дальнейшая цель сих, впрочем благородных, желаний, как самый благодатный дар Божий? Дати нам, без страха, из руки враг наших избавльшимся, служити Ему преподобием и правдою пред Ним вся дни живота нашего.
Прошу тщательно приметить, как он мыслит и чувствует. Избавление людем от многоразличных зол и бед очень желательно; только это не конец желаний. Спасение от враг очень нужно; только и на сем нельзя остановиться. Сии праведныя и человеколюбивыя желания должны вести еще к одному желанию, как поприще ведет к цели: к тому, чтобы мы, избавленные от зол, спасенные от врагов, без страха, без препятствий, в мире совести, в свободе духа от страстей, могли служить Богу преподобием и правдою, святостию достойною Божества, и добродетелию достойною человечества. Вот сердце истиннаго праведника! Вот дух человека Божия! Вот душа, в которой может жить Бог, и которая достойна жить в Боге и Его блаженстве!
Но к чему теперь сие указание? скажут, может быть, слышащие. Думаю, что сделанное мною указание годится к чему-нибудь во всякое время: посмотрим, не может ли оно теперь особенно быть употреблено в пользу.
Мы торжествуем ныне одно из благословенных рождений, рождение Младенца, Котораго люди долго видели только порфирородным, не умея сказать, что убо отроча сие будет, но которому провидение Божие предопределило быть и порфироносцем и Помазанником Божиим. Поколику предопределение сие совершилось; поколику Он самым вступлением Своим на престол принес избавление людем от зол и бед, коим трудно было бы предвидеть конец, если бы оныя не были пресечены в начале; поколику во дни Своего Царствования, еще не многие, Он приобрел нам не только спасение от враг, но и славныя над ними победы: потолику мы можем перенять у Захарии его радость и славословие: благословен Господь Бог Израилев, яко посети и сотвори избавление людем Своим, и воздвиже рог спасения нам. (Лук. I. 6869). Но поколику видим еще остаток врагов, и тем с большею скорбию видим, что сии плевелы прозябли рядом с нашею пшеницею на поле, нами возделанном; поколику есть и еще неотвратимыя человеческою рукою бедствия, от коих нужно избавление людем: потолику потребны нам теперь не одне благодарения и славословия, но и моления и прошения к Богу. Итак приглашаю вас, братия, подражать праведным желаниям и спасительным молитвам, которых образец указал я вам в праведном Захарии. Желайте избавления людем от зол и бед: естественное и человеколюбивое желание! Молитесь о спасении от врагов, неправедных и злых, клятвопреступных и следственно безбожных: праведная и благопотребная молитва! Но молясь о благоденствии Царя и народа, о безопасности всех и каждаго, не останавливайте помышлений и желаний на благе только видимом, телесном, земном, временном, а простирайте оныя к невидимому, духовному, небесному, вечному; желайте паче всего служить Богу святостию и добродетелию; молите Его дати нам, без страха, из руки враг наших избавльшимся, служити Ему преподобием и правдою пред Ним вся дни живота нашего. Увенчавайте ваши благия желания сим возвышенным желанием; и тем, колико Благому, толико же Праведному Богу, представьте удобность увенчать ваши желания вожделенными событиями.
Нужно ли доказывать, что желание служить и благоугождать Богу должно быть коренным и главным желанием человека, началом и концом всех его желаний? Кто только знает Бога, тому едва ли нужно сие доказывать: а кому нужно сие доказывать, того можно, по крайней мере, подозревать, что едва ли он знает Бога. Кто только знает, что есть Царь и подданный: тот по сему самому знает и то, что обязанность служить Царю несравненно выше и сильнее обязанности служить кому-либо из подданных, и что несравненно желательнее служить Самому Царю, нежели подданному. Кольми паче знающий Бога над тварию не может не знать, что обязанность служить и благоугождать Богу есть без сравнения выше и могущественнее всех обязанностей относящихся к тварям, и что потому дело сего служения, как в желании, так и в исполнении, должно быть предпочитаемо всем возможным занятиям человека.
Человеки любят думать, или хотя мечтать, о возвышенности, о превосходстве своей природы. Не станем теперь изследовать, от глубокаго ли разумения более сие происходит, или от неосновательной гордости. Как бы то ни было: столько вы мудры, что разумеете, как только малым чим умален человек от Ангел, и как он уготовляется к увенчанию славою и честию, дивною для самых Ангелов; или вы столько горды, что неблагородную сторону вашей общей породы, ваше низкое сродство с перстию и брением, хотите как нибудь скрыть от себя высшими взглядами на свою природу и видами ея высокаго назначения: будьте тем или другим; только будьте согласны сами с собою: зная себя, по природе и по назначению паче прочих тварей близкими к Богу, или хотя мечтая быть таковыми, не противоречьте, не противоборствуйте сей близости вашими душевными расположениями, склонностями, желаниями, делами; боги, если вам угодно, ибо истина Божия не опасается вам дать сие имя, не в пищу гордости, но для уврачевания от порока: аз рех, бози есте; оных рече богов, к ним же слово Божие бысть (Иоан. X. 34. 35); итак, боги, говорю вам, не ставьте сами себя ниже презренных идолов; не превращайтесь в идолослужителей Мамоны, Астарты, Ваала, то-есть, корыстолюбия, роскоши, властолюбия; не служите твари паче Творца, Иже есть благословен во веки; не удаляйтесь от небеснаго, преследуя земное; не теряйте из вида Бога и Его воли, когда ищете себя и своего удовольствия или выгоды; не забывайте безконечнаго, думая о ничтожном.
Полагаю, что меня предупреждают многие в сих размышлениях, и говорят в мыслях своих: мы безспорно признаем ни с чем несравненную важность обязанности служить Богу, как по превосходству существа Его, так и по нашей от Него во всем зависимости, по долгу благодарности к непрерывным и безчисленным Его благодеяниям, наконец, по чаянию блаженнаго воздаяния, обещаннаго благочестиво служащим Ему. Очень хорошо, истина довольна сим признанием ея в мысли или в слове: только ей нужно еще другое удовлетворение: сия истина требует сердца, требует дела. Покажи ми веру твою от дел твоих. (Иак. II. 18).
Да, говорят, это правда, что мы не можем показать многих дел нашего служения Богу: но и нужны ли оне Богу? Напротив того у нас всегда много нужд; и потому можно ли строго судить нас за то, что мы много служили себе, и много занимаемся тварями? Вероятно, многим из нас не далеко идти надобно, чтобы подслушать такое оправдание недостаточнаго служения Богу. Послушайте же. Если бы какой слуга Царев стал разсуждать так: «Царь многочисленных подданных не много имеет нужды в моей службе; а у меня есть свои дела; буду пользоваться Царским жалованьем, если можно, и Царским благоволением и почестями, но не буду много заботиться о Царской службе»: что подумали бы вы о таком человеке? Не почли ли бы его неблагородно мыслящим, неблагодарным, неверным своему Царю? Не сии ли самые упреки, несравненно с большею строгостию, заслуживает тот, кто, пользуясь непрерывными и безчисленными благодеяниями Божиими, не печется о делах служения Богу, превращая для себя истину в средство обмана, высокую мысль о вседоволии Божием в предлог низкой лености? Бог вседовольный подлинно не имеет нужды в служении вашем: но разве и вы не имеете нужды в служении Ему? Как же сделаетесь вы способными к участию в царствии Божием? Как приготовитесь к жизни небесной? Неужели сие сделается посредством дел плотских, занятий мирских, или посредством совершеннаго безделия?
Христиане! Чада Евангелия! Вспомните, чем началось Евангелие: вестию: приближися царство небесное (Матф. IV. 17). Вспомните заповедь Евангелия: ищите прежде всего царствия Божия (Матф. VI. 33). Вспомните молитву Евангельскую к Отцу Небесному: да приидет Царствие Твое (Матф. VI. 10). Что сие значит? Бог не царствовал ли от века? Не царствует ли отныне и до века? Не на всяком ли месте владычество Его? Так сей Царь вечен и вседержавен: но предназначаемые к Его царствию временны и не всегда готовы к причастию Его царствия. Далеко было царство небесное, когда человеки почти не знали истиннаго Бога, и служили внешно идолам, а внутренно своим страстям и похотям; приближилось царство небесное, когда открылось познание и благодать Бога Отца, в Единородном Сыне Его, и во Святом Духе Его; ищется и призывается царствие Божие, потому что хотя Бог и царствует, но человеки еще учатся служить Ему, и еще готовятся к блаженному причастию Царствия Его; приидет Царствие Божие, когда избранные для сего человеки преуспеют в служении Богу, и совершатся в приближении к Нему так, что во всех безпрепятственно владычествовать будет правда и мир и радость о Дусе Святе (Рим. XIV. 17), а неправда, брань, всякая тягость земная, всякая скорбь адская потеряют против них всю свою силу, да будет наконец Бог всяческая во всех (1 Кор. XV. 28). Видите, что в Евангелии, в истинном христианстве, в православной церкви, все дело идет о царствии Божием, следственно о подвиге и совершенстве служения Богу, потому что не царствия не достает со стороны Бога, но со стороны человека совершеннаго Богу покорения и служения, посредством котораго Бог дает благодать и славу царствия Своего человекам. Итак, христиане, чада Евангелия и церкви, искатели и наследники царствия Божия, берегитесь, чтобы вам в искании ваших собственных земных удовольствий и выгод, как будто вашего собственного царствия, не поступить против святаго звания, которое носите, и против прав и путей царствия Божия, котораго ищете, и которое призываете в молитве. Если вы желаете и просите от Бога безопасности для праздной безпечности, изобилия для роскоши, силы для неправеднаго преобладания, чести для презрения к другим, свободы для своеволия, а не для того, чтобы употребить оныя как средства и способы для благотворения человечеству, для служения Богу и Его царствию: то вы требуете, чтобы Бог благотворил вам против польз Его собственнаго царствия. Удивительно ли, если такия желания и прошения не исполняются? Просите, и не приемлете, зане зле просите, да в сластех ваших иждивете (Иак. IV. 3).
Братия! В наши дни есть особенная надобность указывать на столь очевидную обязанность служения Богу и Его царствию. Се тьма покрывает землю, и мрак на языки (Иса. LX. 2). Народы христианские, или чтобы говорить определеннее, люди, которым попущено быть языком сих народов, представителями и провозгласителями их мудрования, направителями их деятельности, большею частию не то, что не знают, но что гораздо хуже, не хотят знать христианства; царства земныя не ищут, не призывают царствия Божия и менее обращают внимания на оное, нежели на царство последняго из соседей. Делают для себя новыя постановления, не основанныя на постановлениях Божественных, с такою прочностию, какая свойственна зданиям без основания: построения их рушатся в их глазах; однако они не примечают, в чем недостаток, и воздвигают другия не более надежныя. Сии строители новаго Вавилона трудятся для того, чтобы все привести в смешение, чтобы, опровергнув принятыя общественныя понятия, утвержденныя на самой истине вещей, или упроченныя обычаем и древностию, кончить тем, чтобы не понимать друг друга. Они хотят царей, не освященных Царем царствующих; правителей, порабощенных своим подданным; напротив того приписывают царскую и самодержавную власть народу, то есть, рукам или ногам предоставляют должность головы, и сия должность у них исполняется так правильно, как правильно сие распоряжение; народ у них царствует мятежами, крамолами, разбоями, грабежами, сожигательствами; и достойный сего мнимаго самодержавия народнаго плод есть отсутствие общественной и частной безопасности. Так шатаются языцы, потому что поучаются тщетным; потому что в своих неблагословенных соборищах собираются на Господа и на Христа Его. Но за то и Господь уже мятет их яростию Своею; яко сосуды скудельничи, сокрушает их (Пс. II), и не престанет сокрушать, дондеже взыщут оставшиися человецы (Амос. IX. 12) Его и Его царствия.
Братия! Поспешим вполне воздать неотъемлемую славу Царю Небесному на земле, еще взирающей к вечному Востоку, еще не объятой мраком запада, еще не примесившейся к смешению Вавилонскому. Взыщем Бога всем сердцем и усердным исполнением Святых Его заповедей; подвигнемся утверждать и поддерживать наше благоденствие на основании царствия Божия; и сего ради паки и паки, часто и неотступно, да умоляем Бога, дати нам без страха, священною рукою Помазанника Его из руки враг наших избавльшимся, служити Ему преподобием и правдою пред Ним вся дни живота нашего. Аминь.
Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2024 Свято-Троицкая Сергиева Лавра