(Говорено в Чудове монастыре февраля 12 дня)
Имеяй ухо слышати, да слышит, что Дух глаголет Церквам: побеждающему дам ясти от манны сокровенныя. |
Есть обыкновенная пища, о которой говорит Апостол: брашна чреву, и чрево брашном: Бог же и сие и сия упразднит (1 Кор. VI. 13), то есть предаст истлению, и грубыя оных действия прекратит. Была некогда необыкновенная пища, чудесная манна, видимо сходившая с небеси, о которой глаголет Спаситель Иудеям: отцы ваши ядоша манну в пустыни, и умроша (Иоан. VI. 49). Дух святый возвещает и обещает еще иной род пищи, совсем неизвестный обыкновенным людям, и потому названный манною сокровенною: побеждающему, глаголет, дам ясти от манны сокровенныя.
Кто же знает, что то за новая пища, без сомнения,
лучшая других родов, потому что не всякому дают оную, а берегут для угощения
победителя? Для примера могу вам сказать, что сие знает сей, ублажаемый
ныне, победитель греха, увенчанный нетлением. Ибо как приемлющие тленную пищу
предаются и сами тлению: так, напротив, Преподобный Божий, которому недано
видети истления (Пс. XV. 10), без сомнения, приготовлен к состоянию
нетления нетленною и пищею, и следственно, предварительно дано ему ясти от
манны
Поелику же Дух, как пишет Тайновидец, о манне сокровенной глаголет Церквам, и следственно сия манна хотя и сокровенная, обещается не каким-либо людям, но всем верно и мужественно подвизающимся в воинствующей Церкви Христовой: то и мы, хотя, может быть, более побеждаемые, нежели побеждающие, отважимся нечто гадательствовать о манне сокровенной, и сею наградою побеждающих поощрять себя к подвигу и победе.
Все мы знаем, что тело подвержено гладу и жажде, и нужду имеет в пище и питии, которыми утоляются неприятныя чувствования глада и жажды, услаждается вкус, подкрепляются силы, восполняется ущерб вещества в телесном составе. Но и дух не подвержен-ли также гладу и жажде? Не имеет-ли нужды в питании? Что может свойственным ему образом питать его? Знаем-ли мы сие о духе так ясно, как о теле?
Един Бог есть существо самодовольное, в Себе Самом всегда полное и обилующее всяким благом, никогда ни в чем не оскудевающее отвне, и следственно не имеющее нужды ни в каком питании. Дух человеческий, как сотворенный и непрестанно зависящий от Бога, не есть самодоволен, потому что не есть Бог; а не будучи самодоволен, он имеет нужду приобретать потребное себе довольство, или свойственным себе образом питаться. Воля его, как пищи, алчет добра; ум его, как пития, жаждет истины. Но не в нем корень добра, не в нем источник истины: следственно, не имеет он пищи и пития в себе; надобно, чтобы оныя ему даны были. В Боге корень добра, в Боге источник истины: следственно, для питания духа требуется не то, что восходит из земли, но что с неба нисходит, манна. Хлеб, не только по происхождению, но и по свойству чисто небесный, нельзя положить на земле открыто пред очами телесными, воду жизни нельзя влить в сосуд из мертваго вещества; потому истинная пища духа, по необходимости, есть сокровенная для плоти.
Слово Божие часто говорит о сей пище,
давая нам познать и восчувствовать существенный наш глад и обрести
Скажут-ли, что это суть только иносказания? Положим, если угодно, что то правда. Но как-бы то ни было: поелику духовное, по естеству своему, более заключает в себе существенности и силы, нежели телесное: то сии, если угодно так назвать, иносказания и уподобления должны заключать в себе более существенности и силы, нежели те вещи, от коих оныя заимствованы. Если мысль о пище телесной и ея потребность не есть мечта, то кольми паче мысль о пище духовной и ея потребности есть истина.
Спросят-ли: как можно представить питание духа, который, как существо простое, не знает ни ущерба, ни прибавления? Ответствую: в духе все должно представлять духовно. Тело лишенное свойственной ему пищи, наконец разрушается; а дух разрушиться не может. Но как тело от продолжаемаго чрезмерно голода тоскует и слабеет: так и дух без пищи, ему свойственной, тоскует и слабеет. И сии состояния еще более относятся к духу, нежели к телу, которое только по действию духа может иметь живую силу и ощущение удовольствия. Как телесная пища и питие услаждают, подкрепляют, делают покойным и довольным чувственнаго человека: так духовная пища духовному человеку доставляет внутреннее, сердечное и умное услаждение, подкрепление, покой и довольство.
Спросят-ли еще некоторые: как-же мы не чувствуем в себе мнимаго духовнаго глада, или жажды? Пусть присовокупят к сему и еще вопрос: как-же, когда мы слышим слово Божие, которое называют хлебом или водою жизни, мы не примечаем в душе нашей живых ощущений наслаждения, или внутренняго питания, и, когда слово умолкает, вскоре остаемся также пусты, как прежде онаго? Чтобы на сие ответствовать, спросите человека, у котораго болезнь, или грубая невозможность повредила вкус и естественное расположение к питанию: почему пища для него невкусна? Почему он не хочет принимать ея, или приняв, но не напитавшись, безпорядочно извергает? Неукрощенная чувственность и земныя страсти разслабляют дух, заглушают его внутренния ощущения, повреждают его небесныя желания.
По сему-то и не всякому обещается манна сокровенная. Какая польза, и как можно давать пищу тому, в ком болезнь произвела отвращение от нея и неспособность к питанию? Когда тело преодолеет борющуюся с ним болезнь: тогда может воспользоваться пищею. Когда дух победит чувственность и страсти: тогда способен будет во здравие духовное ясти1, от манны сокровенныя. Имеяй ухо слышати, да слышит, что Дух глаголет Церквам: побеждающему дам ясти от манны сокровенныя.
Подвизайся мужественно, христианин! Побеждай диавола, мир, плоть, самаго себя. Побеждай гордость, как враждебную силу диавола, похоть очес, или зависть и любостяжание, как порабощенную силу мира, похоть плоти, или чувственное желание наслаждения, как бунтующую силу плоти; наконец, поелику не одне внешния силы ведут брань против духа
Душе Святый! Сам даруй и нам ухо слышати, и ум разумети, что глаголеши Церквам, и сотвори, благодатною Твоею силою, да победим и вкусим от манны сокровенныя, юже Ты Един даеши побеждающим. Аминь.
Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2024 Свято-Троицкая Сергиева Лавра