(Говорено в Чудове Монастыре, декабря 25;
напечатано отдельно,
в Христ. Чтен. 1835 года и в собраниях 1844 и 1848 гг.)
И рече им Ангел: не бойтеся; се бо благовествую вам радость велию, яже будет всем людем. Яко родися вам днесь Спас, иже есть Христос Господь. |
Какую радость возвещает Ангел пастырям Вифлеемским! Подлинно радость велию. И как, по его предвещанию, это такая радость, яже будет всем людем: то теперь, по исполнении уже предвещания, радость сия, без сомнения, принадлежит и вам, здесь предстоящим, всем людем Божиим, от великаго до малаго, всем, кто только не закроет ока ума, чтобы познать оную, и не окаменит сердца, чтобы оную почувствовать.
Какая ж это радость? Ангел
изъясняет: яко родися вам днесь
Прерываю речь вестника,
чтобы показать в самом начале его речи начало радости. Рождение
всегда больше или меньше радостно, потому что представляет разширение
и торжество жизни: так как напротив смерть всегда больше или меньше
печальна, потому что, поглотив одну жизнь, она угрожает всем остающимся
жизням, того же рода. В особенности же рождение бывает радостно
для тех, кому, или у кого и для кого родится младенец. Если он родится
известному семейству: радость сему семейству. Если он родится народу
и государству, как например сын царев и особенно наследник престола:
радость всему народу и царству. Ангел говорит: родися вам.
Кому? Неужели только пастырям Вифлеемским, к которым было слово
Ангела? Но1 Ангел сказал
уже, что радость будет всем людем: сие показывает, что чрез
пастырей он смотрит на всех людей, и потому именно возвещает радость
всем людем, что возвещаемый младенец рождается вам, всем
людем, не семейству, не народу, но всем людям на свете, сколько
есть, было и будет. Какая же огромная радость! Теперь вы можете
радоваться каждый за себя, и за весь род человеческий, за отживших2
свой век, и отшедших в вечность, о которых вы или с печалию воспоминаете,
или не знаете, что об них думать, и за ваших потомков, о которых,
может быть, заботитесь, как они жить будут.
Но станем далее выведывать от Ангела, почему возвещаемое им рождение должно принести всеобщую радость. Он говорит: яко родися вам днесь Спас. В истории народа Божия не однократно видим являвшихся знаменитых мужей, которые для него были орудиями спасения Божия. Возстави им Господь судей, и бяше Господь с судиею, и спасе я от рук врагов их во вся дни судии (Суд. II. 18). Случалось и то, что такое спасение возвещаемо было Ангелом, как например Гедеону: иди в крепости твоей сей, и спасеши Израиля от руки Мадиамли (Суд. VI. 14). Но сии временныя и частныя спасения не могли быть предметом радости для всех людей. Потому что не на всех простирались, и вскоре3 уступали место новому злу и бедствию. Умираше судия, и отвращахуся, и паки растлевахуся паче отец своих (Суд. II. 19). Теперь рождается Спас всем людем, истинный Спаситель, Котораго только слабым изображением были все знаменитые в священной древности мужи силы и спасения, всеобщий Спаситель, Котораго спасение простирается на всех, кто только не захочет погибнуть сам добровольно, всегдашний Спаситель, на спасаемых Которым не смеет прийти никакая новая погибель.
Вестник радости еще изъясняет ее: родися вам днесь Спас, иже есть Христос Господь. Видно Вифлеемские пастыри уже имели некоторое понятие о Христе, когда небесный Вестник, видящий мысли их, надеялся достаточно вразумить их о великости возвещаемой радости, сказав, что возвещаемый есть Христос. И подлинно нельзя было им не слышать иногда в Иерусалимском храме псаломскаго гласа, который оттуда перешел и в наши храмы: Спасе Господь Христа Своего (Пс. XIX. 7). И еще: Господь утверждение людей Своих и защититель спасений Христа Своего есть (Пс. XXVII. 8). Впрочем сии самые гласы псаломские дают разуметь нам, в каком возвышенном знаменовании говорил о Христе Ангел пастырям. Псалмы представляют Христа спасаемаго, чтобы потом служить спасению других: в словах Ангела является Христос спасающий, не имеющий нужды ни в каком спасении4 для Себя, имеющий силу спасения в собственном существе, и действующий ею неограниченно: Спас, иже есть Христос Господь. Псаломник узнает, как бы новое, то, что Господь покровительствует Христа, защищает, спасает: ныне, говорит, познах, яко спасе Господь Христа Своего: Ангел возвещает Христа, Который есть сам Господь, Христа, то есть, помазанника Божия, Котораго Бог, как сказует другой Пророк, помаза, благовестити нищим посла, исцелити сокрушенныя сердцем, проповедати плененным отпущение, и слепым прозрение, нарещи лето Господне приятно, и день воздаяния, утешити вся плачущия, дати плачущим Сиона славу вместо пепела, помазание веселия плачущим, украшение славы вместо духа уныния (Ис. LXI. 13), но Который в то же время и Сам есть Господь и Бог, Сам Собою сильный спасти не только угрожаемых погибелию, близких к погибели, погибающих уже, но и погибших спасти, умерших воскресить, осужденных оправдать, под клятвою за нарушение закона сущих благословить, рабов ада в чад Божиих претворить.
О радость безпредельная, простирающаяся от неба до ада, вожделенная, как спасение, сладостная и восхитительная, как помазание Духа Божия, могущественная, как виновник ея Господь! Я умолк бы теперь: потому что сего слишком довольно, чтобы ее чувствовать, так как напротив никакого слова не было бы довольно, чтобы вполне изобразить оную.
Но проповедь Ангела еще не кончилась. Дослушаем
ее до конца. Он хочет еще показать знамение, примету, по
которой бы ближе усмотрели возвещаемую им радость, лучше узнали ее, и полнее
в ней удостоверились: и се вам мение
дости.
И так приидите вси труждающиися и обремененнии (Матф. XI. 28) грехами, бедствиями, мучениями совести, страхом осуждения вечнаго и погибели; се вам знамение спасения, и следственно радости, какая только вам желательна; се вам знамение: обрящете младенца повита, лежаща в яслех, иже есть Спас, Христос Господь.
Приступите к Спасу младенцу, и будите яко
дети незлобием и кротостию. Приступите к Нему повитому; и свяжите ваше
греховное своеволие; предайте вашу волю воле Спасителя вашего. Приступите к
лежащему в яслех; и ните
Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2025 Свято-Троицкая Сергиева Лавра