(Говорена ноября 11 дня; напечатана в Христианском Чтении 1835 года
и в собраниях 1835, 1844 и 1848 гг.)
После того, как соединенною молитвою сопастырей призвана тебе Божественная благодать проручествующая, то есть, чрез рукоположение нисходящая и возводящая; после того, как сия благодать, чрез открытый ею самою проток молитвы и рукоположение, без сомнения, действительно излиялась на душу твою; после того, как нашими смиренными руками, она же облекла тебя в полноту священных одежд, священных, потому, что оне суть не просто украшения, но знамения даров и добродетелей, которыми Пастыреначальник Господь Иисус облачает души Богу посвящаемыя2; наконец после того, как сия же благодать обновила в тебе свой дар тайнодействованием и чрез тебя с нами; чин святыя Церкви повелевает мне, начатое словом молитвы заключить словом напоминания и совета.
Что же скажу? Не хощу сказать тебе моего слова, немощнаго и безжизненнаго. Чтобы запечатлеть живое дело Святаго Духа, ищу живаго слова, тем же Духом вдохновеннаго.
Даждь нам нуждающимся в заем, Божественный Павле, твое слово, которое некогда послал ты к святому Тимофею. Воспоминаю тебе, говорит, возгревати дар Божий, живущий в тебе возложением руку моею (2 Тим. I. 6).
Тимофей был рукоположитель, как видно из завещания ему от Апостола: руки скоро не возлагай ни на когоже (1 Тим. V. 22). Тимофей был правитель и судия пресвитеров, как видно из другаго ему завещания: на пресвитера хулы не приемли, разве при двою или триех свидетелех (ст.19). Следственно Тимофей был Епископ, был то, чем и тебя ныне та же благодать сотворила.
Для особеннаго твоего настоящаго положения, может быть, не излишне будет заметить и то, что Тимофей является у Апостола не самостоятельным Епископом града Ефеса, но как-бы местоблюстителем, или, по нынешнему иноязычному названию, Викарием Святаго Павла, как усмотреть можно из следующих слов послания Павла: сия пишу тебе, уповая приити к тебе скоро; аще же замедлю, да увеси, како подобает в дому Божии жити, яже есть Церковь Бога жива (1 Тим. III. 14. 15). Слова сии показывают, что святый Павел сам действовал, и намерен был лично действовать в управлении Церковию Ефесскою; а между тем употреблял и руководствовал святаго Тимофея, сперва как своего сотрудника и содействователя, а потом, по мере надобности, и как самостоятельнаго действователя в Церковном управлении.
Думаю, что и слушающие нас не совсем без пользы сие услышат, но найдут в моих замечаниях приятное для их веры свидетельство, что в Церкви Апостольской, даже до ныне, все происходит по образцам Апостольским. Тебе же, Боголюбезный брат, сказанное мною должно показать, что не по случайному применению, но по истинному праву и приличию, даже по обязанности, могу, и должен я, обратить к тебе слово Святаго Павла, посланное к Тимофею: воспоминаю тебе возгревати дар Божий, живущий в тебе возложением рук наших.
Видишь ли, что показует тебе непогрешительное Апостольское слово? Дар Божий, живущий в тебе возложением рук.
Дар Божий! Не помысли о своем достоинстве; не обопрись на свою силу; не присвой себе того, что есть единственно Божие; не припиши Христова благоухания сосуду, в который оно положено.
Дар Божий! Смиряй, но не низлагай себя мыслию о своем недостаточестве или недостоинстве; не изнемогай в своей немощи. Вседержительный Дародатель не требует богатаго приимателя; сила Божия не нуждается в силе человеческой.
Дар Божий возложением рук! Объими и удержи непоколебимою верою сей дар Святаго Духа, как тот самый, который Бог Слово преподал Апостолам словом, но притом и дхновением, ради единосущия со Святым Духом; Который Дух Святый низвел на Апостолов в дыхании бурном, но при том и в огненных языках, ради единосущия с Богом Словом; и Который наконец в Апостолах, и преемниках их, как орудиях Духа, избрал себе также орудием и знамением руку, как многодеятельнейшее из орудий.
Дар Божий живущий в тебе! Так! Нет сомнения, что присноживущий Источник жизни Бог живые дает и дары. Но для сей тайны благодати совсем нет у меня слова; а есть только, для тебя и для себя, боязненное и дерзновенное, недоступное и неотступное верование, желание, упование, стремление и повержение всего себя в смертныя язвы Жизни за нас умершей, из которых единственно просиявает, дышет и течет истинная жизнь, в нас живущая.
Но, о бедная смертность, или, что почти тоже, греховность наша! И сия, в столь глубоком, в столь неистощимом, в столь чистом и светлом Источнике почерпаемая жизнь может в нас не только возмутиться и потемнеть, но истощиться, изсякнуть, угаснуть от нашего нерадения. И посему-то, как участнику жизни благодатной, наипаче же как орудию для распространения оной, Апостол воспоминает Тимофею, и я воспоминаю тебе, и ты сам себе отныне прилежно воспоминай, возгревати дар Божий живущий в тебе, возбуждать, питать, возращать оной приличными средствами и пособиями, как-то: молитвою, Словом Божиим, ревностию, и верностию в порученном действовании, терпением в трудностях, любовию креста Христова, неуклонным зрением на образ Христов, который должен быть нашим отличием, не столько на персях и на сердце, сколько в персях и в сердце.
Он Сам, Верховный Пастыреначальник наш, да упасет и управит тебя, и дарованный тебе ныне дар Свой да сохранит в тебе, и возрастит, и многоплодным сотворит, в оправдание благопопечительнаго избрания Державной и Священной Власти, в благопотребное и полезное служение Церкви, и, если мне позволено не забыть и сего, в облегчение бремени, на мою немощь возложеннаго. Да будет жезл сей твой и моею на время подпорою!
Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2024 Свято-Троицкая Сергиева Лавра