Вдовьяго дома, пред торжественным обетом сердобольных вдов,
декабря 6 дня; напечатано в собраниях 1844 и 1848 гг.)
Кто мя устроит по месяцам преждних
дней, в нихже мя Бог храняше
Не тоскуй, благодетельная душа! Бог, верховный благодетель,
и покровитель всякаго благотворения, не дает в нарекание Своей добродетели2
в лице твоем, Он устроит тебя по месяцам преждних дней, в которые
Он хранил тебя. И подлинно, говорит наконец книга жития его, даде
Господь
сугубая, елика бяху прежде Иову во усугубление,
Господь благослови последняя Иовля, неже прежняя
И у Тебя, Матерь благословенных Сынов по естеству, а по благотворению Матерь немощных и сирых3, светодательница слепых, благословляемая вдовицами, и у Тебя, за год пред сим, не было ли таких минут, в которыя все чувство бытия и жизни заключалось в одном воздыхании о утрате, неизреченно великой?4Кто мя устроит по месяцам преждних дней, в нихже мя Бог храняше?
Но Великий Отец сирых и Судия вдовиц, внял молитвам5 благословляющих Тебя сирот и вдовиц, также как и молитвам осиротевшаго-было народа и царства, и6 устроил Тебя точно по месяцам прежних дней, в которые Он хранил Тебя. Се и ныне, в том же месяце, в котором прежде священным торжеством одного из разнообразных Твоих благотворений ознаменовывали мы день Твоего Богом благословеннаго Сына, и ныне, день Твоего другаго Богом избраннаго Сына, тем же торжеством благословляется.
Вот опытное наставление для всякаго, кому нужно наставление в сей истине, что благотворительность к человекам верно наследует могущественное и действительное благословение Божие, часто дивными и нечаянными судьбами.
Из Евангелия очень известно великое благословение, которое благодетельным людям уготовано на конце веков, и в самой вечности. Приидите, глаголет Господь наш, как Царь и Судия мира, приидите благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам царствие от сложения мира
Если бы мысль о несоразмерности между подвигом и воздаянием, между временным благотворением человеку и вечным благословением от Бога, между служением земным7 и наследием царствия небеснаго, если бы сия, или подобная мысль, возстала в ком, чтобы поколебать веру в обещанное воздаяние: премудрость Божия уже противопоставила сему сомнению сильнейшую мысль дабы и в сем, как она делает и во всяком другом случае, низложить всякое возношение суетных помышлений человеческих, взимающееся на разум Божий. Щедрый Мздовоздаятель объявил, что благотворение, какое бы то ни было, кому бы то ни было сделано, приемлет Он за благодеяние Самому Ему сделанное: понеже сотвористе единому сих братий Моих меньших, Мне сотвористе
И так, повторяю, из Евангелия очень известно великое
последнее и вечное благословение Божие человекам, благотворителям
ближних. Но к прискорбию, многие человеки, живя, так сказать, безъисходно
в низкой области чувств и настоящаго видимаго мира, будучи мало9
знакомы с духовным, с невидимым, с будущим, едва примечают грядущее
царствие Христово, как будто в туманной дали; Судия, Который, как
возвещает Апостол, се пред дверми стоит
Для сего-то и указал я, и еще укажу на опытное наставление в сей истине, что благотворительность верно наследует могущественное и действительное благословение Божие.
Дадим небольшое состязание тем, которые искушаются сомнением о благонадежности своих благотворений.
Подлинно ли, говорят они, братиям Христовым
достанутся наши благотворения? Дабы на сие ответствовать,
нужно разсмотреть другой вопрос: кого разумел Спаситель наш, в притче
о суде, под именем братий Своих меньших? Если Он, как приобщившийся
плоти и крови человечества вообще, как пострадавший Един за всех
по человеколюбию, по тому же человеколюбию, вообще всех человеков,
по Апостолу, не стыдится братию нарицати
Но, скажет еще иной, eсли призовутся к царствию те, которые в делах благотворения уже суть действительно благословенные: то для чего, подвизаясь в благотворении, не вижу я хотя начатков сего благословения? Что могу я на сие ответствовать? Помысли, ревнитель воздаяния, может быть, более, нежели подвига, не в тебе ли самом должно искать ответа на твой вопрос, не на тебя ли обратить твое истязание? Что, если ты посеял гнилое семя? Кого в том винить, что не всходит? Если ты не от искренняго сердца творил благодеяния: кого винить, что не прозябает благословение? Что, если ты вчера посадил яблонныя зерна, и сего дня хочешь рвать яблоки? Обязана ли природа превратить свой порядок, чтобы угодить твоей нетерпеливости? Если ты вчера роздал несколько лепт нищим, и сего дня хочешь собирать плоды твоей благотворительности: не значит ли сие, что ты хочешь твоею короткою пядию мерить пути Провидения Божия, и великия судьбы Божии подчинить твоим мелким желаниям?
Будь искренен, когда благотворишь, и великодушен, когда не видишь воздаяния: рано или поздно, судьбы Господни явятся, и благословение возсияет над тобою.
Соломон написал: посли хлеб твой на лице воды:
яко во множестве дней обрящеши его
Не в воду ли бросал хлеб свой Авраам, когда сидел под деревом, ожидая каких нибудь странников, и, увидя их, бежал им на встречу, чтобы призвать и угостить их? И что наконец обрел он во множестве дней старости? Посещение Господа, и обетование благословеннаго потомства.
И
Корнилий Сотник, по свидетельству книги Деяний Апостольских
Заключим словом Апостола: благотворения и общения
не забывайте: таковыми бо жертвами благоугождается Бог
Особенно вам, которыя и самих себя, или посвятили уже, или ныне вновь посвящаете, в жертву благотворнаго служения болящим, чем большаго подвига и постоянства требуют таковыя жертвы сердоболия, тем с большим удостоверением сказуем вам, что таковыми жертвами благоугождается Бог! Аминь.
Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2024 Свято-Троицкая Сергиева Лавра