(Говорено в Архангельском Соборе ноября 8).
Михаил же Архангел, егда со диаволом препираяся, глаголаше о Моисеове телеси, не смеяше суда навести хульна, но рече: да запретит тебе Господь. |
Собор земных воинов, собравшихся с своим архистратигом, то есть, военачальником, и являющихся в стройном порядке и торжественном виде, представляет нам или самую войну, или, по крайней мере, военную игру, которою воины к делу войны приобучаются. Вид войны должен возбуждать к подвигам для безопасности отечества. Зрелище военной игры должно показывать образцы для желающих воинствовать, и питать надежду отечества. Если не так: зрители легкомысленны, зрелище безполезно.
Ныне Церковь призвала нас созерцать собор небеснаго
Но, дабы разсматриванием опасной брани не устрашить вас более, нежели прилично в день, в который мы торжествуем и радуемся о небесных и земных защитниках наших от врагов видимых и невидимых, обратим взоры к зрелищу не столь грозному, но также в своем роде поучительному, в котором представится нам не самая война, но некий опыт военнаго дела, не сражения, но поединка, не ярость врага, но искусство победителя. Михаил же Архангел, егда со диаволом препираяся, глаголаше о Моисеове телеси, не смеяше суда навести хульна, но рече: да запретит тебе Господь.
Не смеяши! Как? Михаил не смеет? Архистратиг небесных сил не смеет? Он не смеет препираяся с диаволом? Не смеет даже произнести грознаго слова против диавола? Где же власть Архистратига, где мужество того, которому некогда в глазах тайновидца, надлежало одержать решительную победу над диаволом? Подлинно сие странно и непонятно для людей несведущих в деле брани духовной, или водимых еще дерзостию плоти. Да научатся же от Михаила Архангела, и в подвигах противу диавола, и в обращении с людьми оскорбляющими или непокорными, побеждать ярость не сильнейшею яростию, но совершенною кротостию, гордость смирением, дерзость скромностию, несправедливость великодушным терпением, словом, побеждать благим злое (Рим. XII, 21).
Михаил же Архангел егда со диаволом препираяся глаголаше. Какое разстояние между сими препирающимися? С одной стороны Михаил Архангел чистый, благоугодный и возлюбленный Богу, и не простой Ангел, но Архангел, т. е. начальствующий над многими Ангелами; притом и не из тех Архангелов, которые начальствуют над чином Ангелов, ближайших к человекам, низших из девяти чинов небеснаго чиноначалия, но один из седми верховных Ангелов, которые превыше всех небесных чинов, непосредственно предстоят престолу Триипостаснаго Божества. С другой стороны диавол, дух нечистый, грехом прогневавший Бога, осужденный, хотя приговор сего суда не во всем еще царствии Божием обнародован, и не во всей силе исполнен. Если представим одного из первых друзей царевых и одного из последних рабов, обличеннаго в преступлении и осужденнаго, разность между сими очень еще мала в сравнении с разностию между Михаилом Архангелом и диаволом. Много ли позволит пред собой вельможа осужденному преступнику. Но Михаил Архангел позволяет диаволу препираться с собою. Когда повествователь о сей распре замечает, что Михаил не навел хульнаго суда: сие дает разуметь, что диавол произносил даже хульный суд. А Михаил! Он не смел отвечать безумному по его безумию. Посмотрели бы на сию Ангельскую распрю люди, принимающие себе высокия звания, которыя однакоже не выше земнаго, и вспомнили бы при сем, как иногда обращаются они с людьми, которых почитают ниже себя! Как часто даже не за вину, и не в распре унижают подобных себе укоризненными и хульными названиями! Имена святых, коими Церковь каждаго из нас украшает при самом рождении или крещении нашем, изламывают и искажают для того, чтобы привить к ним свое презрение, к своим во Христе братиям. Чего он стоит? думает о бедном богатый, который может оценить и купить многия тела человеческия, но не знает цены души Христианской? Чего он стоит?.. Он стоит точно столько, сколько ты и я; он действительно куплен ценою, какой выше нет ни на земле, ни на небе, он куплен кровию Сына Божия. Мятежное диавольское свойство обнаруживает тот, кто, не уважая общественнаго порядка, на высших произносит дерзкий или хульный суд, или по выражению Апостола, господства отметающеся, славы же хуля не трепещет (Иуд. 8): но и тот не Ангельским и не Христианским духом одушевляется, кто питает в себе, и делом или словом оказывает гордость, или презрение к низшим.
Обратимся еще к Михаилу и сколько можно вслушаемся, о чем у него спор с диаволом. Со диаволом препираяся, глаголаше о Моисеове телеси. Повествователь не объясняет, в чем именно состоял спор о Моисеове телеси; и трудно дополнить сию краткость удовлетворительною догадкою. Сказывают, пишет один из православных толкователей Священнаго Писания: «что Михаил Архангел послужил погребению Моисея, а диавол противился тому, принося обвинение в убиении Египтянина, полагая, что Моисей в том виноват, и потому недостоин честнаго погребения». Если кто спросит, какая была бы выгода для диавола оспорить погребение Моисея: пусть приведет себе на мысль, как часто злоба в своем упорстве безумствует; притом, еслибы удалось врагу показать Евреям поверженное, или еще поврежденное, и хищными животными истерзанное тело чудодействовавшаго прежде вождя их, сие могло повергнуть их в крайнее уныние, и нанести вред их вере и благосостоянию. Но как бы кто ни разсуждал о предмете сего спора, никто не усомнится в том, что на стороне Михаила была совершенная правда, а на стороне противника его несправедливость совершенная. Не смотря на то, диавол препирается, а Михаил Архангел не смеет. Мы, за которых
Но, может быть, найдется такой любитель распрей,
который вместо того, чтоб осудить свой собственный порок, осмелится
самого начальника Ангелов, от которых мы должны ожидать деятельной
помощи, винить в излишней уступчивости несправедливому
сопернику их и нашему. Не смеяше навести суда хульна. Осмелимся
защищать нашего защитника против обвинителей смелых, но не разумеющих
правды Божией; или лучше постараемся уразуметь силу сей правды,
кроющуюся в спокойном,
и как бы бездейственном принятии нападений неправедных. Почему не
смел Архангел? Потому ли, что не имел довольно мужества, или довольно
ревности против неправды, или довольно силы в сравнении с соперником?
Но он все сие доказал совершенною над диаволом победою, о которой
выше сказано. Почему же не смел он? Сие открывается из собственных
Его слов: не смеяше, но рече: да запретит тебе Господь. Не
смел потому, что и он знал силу заповеди, которая нам дана: не судите,
да не судими будете. Не смел потому, что ведал постановление царствия
Божия, которое и между нами провозглашено: Мне отмщение, Аз воздам,
глаголет Господь (Римл. XII, 19). Не смел потому,
что и он чтит власть Господа нашего, Который есть также Господь
и Судия Ангелов: ибо Сам Отец не судит никомуже, но суд весь
даде Сынови; да вси чтут Сына, якоже чтут Отца (Иоан. V, 22. 23).
Итак не пред врагом своим, но пред Богом не смел верный служитель
Божий; во мнимом бездействии его против соперника скрывалось глубокое
действие благоговения пред Богом и упования на Его правду и силу,
на правду непогрешительную, на силу всепобеждающую. Вот высочайшее
искусство духовной брани, полагать силу твари в силу Божию! Сему
военному искусству и Моисей учил Израильтян, дабы получить победу,
для которой у них не было ни сил, ни оружия: Господь поборет
по вас, вы же умолкните (Исх. XIV, 14). Но если немощному
нужно предавать Богу суд и отмщение за претерпеваемую несправедливость
для того, чтобы обратить в пользу своего дела всемогущую силу Божию;
то не менее и тому, кто, как Архангел, сильнее своего соперника,
должно употреблять силу свою против неправды только по воле Божией,
и по возложенной свыше обязанности; а иначе спокойно предавать Богу
справедливое прещение: да запретит тебе Господь! Богу отмщение:
ибо Он Един и при безконечном гневе, также безконечен в любви, а
тварь, какая бы ни была, еслибы возбудила в себе такой огнь мщения,
какого достойны возстающие против Бога, была бы в опасности сама
быть опалена собственным огнем ярости. Суд весь Сыну Божию, и на
нас человеков, потому что Он Сам на Себя восприял не только суд
наш, но и наказание мира нашего на Нем (Ис. LIII, 5),
и потому Он Един стяжал власть
Нам чадам Отца всеблагаго, нам рабам Господа распятаго, приличнее терпение и долготерпение: ибо гнев не укрощается гневом, и злоба не уничтожается злобою, подобно тому, как не гасят огня огнем, и от яда не лечат тем же ядом. К сему сказано: не побежден бывай от зла, но побеждай благим злое. Христианин! яко добр воин Иисус Христов, перенимай высокое искусство спасительной брани, котораго совершенный образец показывают тебе небеса. Учись непрестанно побеждать злобу и лукавство диавола бдением и осторожностию; дух возношения и раздора, возникающий в тебе самом кротостию и смирением, неправду человеков терпением и упованием на Бога. Не опасайся быть побежден, когда не будешь защищаться земным оружием и мышцею плоти. Бог защитник беззащитных: Ангелом Своим заповесть о тебе, сохранити тя во всех путех твоих. На руках возмут тя, да не когда преткнеши о камень ногу твою (Псал. XC, 11. 12). Аминь.
Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2024 Свято-Троицкая Сергиева Лавра