(Говорено в Казанском соборе, января 20 дня 1818 года, Филаретом, епископом Ревельским, викарием Санктпетербургским; напечатано отдельно)1.
И рече судиям: видите, что вы творите, не человеческий бо вы суд творите, но Господень, и той с вами в словеси суда. И ныне да будет страх Господень на вас. |
Судиям говорил сие благочестивый царь: не сие ли
сказал бы он еще прежде избирателям судей, еслибы не сам совершил
дело избрания, а вверил бы оное вельможам и гражданам? Избирателям
судей не так же ли нужно знать и чувствовать важность суда, как
и самым судиям? Собрание судей есть сеяние того, что должно принести
плод в суде; а суд есть жатва того, что посеяно в избрании: можно
ли надеяться доброй жатвы после худаго сеяния и может ли быть доброе
сеяние, когда сеятель не думает о том, что сеет? Сеятели правды
и мира! не посеять бы вам неправды и раздора, клеветы и мздоимства?
Благородные мужи и граждане, облекаемые ныне в сан избирателей и
таким образом поставляемые судьями будущих судей! готовясь
Разсматриватели невнимательные видят в деле суда только человеческое дело. Не все видят они здесь, что можно и должно видеть. Но если даже смотреть только их очами, то и тогда не трудно усмотреть, что устроение суда чрез избрание блюстителей общественнаго порядка и правосудия есть одно из важнейших дел человеческих. От него много зависит благо или зло многих людей, благоустройство или нестроение общества, совершенство, или несовершенство союза между главою и телом, то-есть между государем и государством.
Суд есть ограда собственности и личной безопасности, а судия есть страж сея ограды. Без суда всякая земля была бы, подобно как некогда земля Ханаанская, землею поядающею живущия на ней (Чис. XIII. 33); не было бы другой собственности, кроме добычи хищника, до которой не достигла еще рука другаго хищника; не было бы другой безопасности, кроме безопасности вооруженнаго и бодрствующаго воина, или безопасности сильнаго притеснителя, доколе он не встретился с сильнейшим. Суд, будучи хранилищем права собственности для каждаго, делает то, что и присвоенная хищником собственность еще не потеряна для обладателя; а чрез сие обезпечивает обладание и тою, которая могла быть похищена. Будучи убежищем обиженных или притесненных, отражающим и поражающим притеснителей, он ограждает чрез сие безопасность и тех, которые могли быть обижены или притеснены. Но что есть и крепкая ограда, если страж ея ненадежен? Что есть и укрепленный законами суд, если в нем действует недостойный судия? Правда, закон поставлен не только для подсудимых, но и для судии, дабы вразумлял его и управлял им; но мудрость и справедливость закона суть заключенныя сокровища, если не отверзутся мудростию и справедливостию судии. Закон подчинен необходимости и не может подвигнуться, чтобы удержать при себе судию; но судия свободен и может уклониться от закона. Как искусный ловец, и хитрых зверей уловляет, и поражает сильных, и приводит в безопасность кроткое стадо: так искусный судия, простирая мудрую сеть законнаго изыскания и действуя силою законов, и уловляет коварных, и низлагает дерзких преступников, и приводит в безопасность добрых граждан; а у неискуснаго или невинные увязают в сети простираемой для виновных, или виновные расторгают ее. Судия справедливый, изъясняя закон совестию, делает добро и невинному, котораго оправдывает, и виновному, котораго осуждает, пресекая для одного зло, которое он претерпевал, в другом еще более существенное зло, которое он делал: а судия несправедливый бедственнейшим образом умножает зло, которое должен был истреблять, или хотя уменьшать, ибо самый суд наполняет тем, чему не должен был оставлять места и за оградою суда; делает незаглажденныя обиды и ненаказанныя преступления как бы безконечными; превращает самый закон в орудие беззакония, добычу хищника в законную собственность, обиды притеснителя в поступки справедливые, и чрез то приводит добрых в уныние, малодушных в отчаяние, а поползновенных в искушение искать счастия злодеев. Сии виды суда, светлые, или мрачные, по качеству судии в нем действующаго, предварительно должны быть пред очами каждаго, участвующаго в избрании судей. Видите, что вы творите. Вы поставляете стражу к собственности и безопасности каждаго, а следственно и к вашей собственности и безопасности.
Не ограничиваясь благом частных людей, которое и
не может быть без общаго, суд есть также орудие общественнаго благоустройства
и благосостояния. Общество, будучи единым многочленовным телом, отличается от
тел естественных тем, что его состав образуется и сохраняется не столько силою
необходимости естественной, сколько силою разума и свободы. И если тело человеческое,
управляемое необходимостию природы, для благосостояния своего, имеет нужду в
суде, который бы определял членам его род и меру деятельности и покоя, содержал
общия и частныя его требования в пределах справедливости и пользы, наблюдал
за его здравием и, открывая болезни его, употреблял врачевства, или совсем отделял
чуждое для жизни целаго: кольми паче искусственное тело общества человеческаго
для своего благоустройства и благосостояния непрестанно требует суда, который
бы
Орудие благосостояния для целаго тела общества и
членов его есть особенным образом орудие верховной власти, которая есть глава
и сердце сего тела. И все члены тела соединены со главою и покорены ей; но не
важнейшие ли между прочими те, которые, покорствуя ей, способствуют ея благотворному
владычеству над прочими? Все они почерпают силу жизни от источника сердца; но
не важнейшие ли те, которые, будучи ближайшими приемниками ея, должны распространять
ее по всему составу? Судия есть око верховной власти, дабы назирать благосостояние
всего тела государства и каждаго из членов его; ея мышца, дабы приводить их
в правильное движение; ея рука, дабы простирать ее для охранения их; он есть
приемник и сопроводитель животворной силы, текущей от сердца во все тело государства,
любви государя к подданным. Но какой будет союз главы или сердца с целым составом
тела верховной власти с обществом, если тусклое или померкшее око
не будет представлять главе ни состояния, в котором находятся члены, ни опасностей,
которыя им
Доселе мы открыли некоторые, человеческие только, виды суда и его только земное устроение. Но есть и в земном суде, как и во всем земном, нечто небесное; или, по изречению благочестиваго царя, суд не есть просто человеческое дело, но дело Божие, при коем Бог неотступно присутствует. Не человеческий вы суд творите, но Господень, и Той с вами в словеси суда.
Божественное и в человеческом суде усматривается из происхождения суда. В начале Бог непосредственно был царем и законодателем человека; дал ему право обладания всею землею; положил предел сего права и закон воспретительный, в древе познания добра и зла. Сделано первое на земле преступление, и Бог явился первым на земле судиею. Сам изыскал и преступников и преступление: где еси? что сие сотворила еси? Сам произнес определение суда на искусителя и прельщенных: проклят ты; умножая умножу печали твоя; проклята земля в делех твоих, и пр. Сам Бог также произвел суд над первым человекоубийством и против непризнающагося преступника поставил свидетелями пролиянную кровь и свое всеведение: глас крове брата твоего вопиет ко мне от земли. Бог непосредственно судил растленный первый мир и определил ему казнь потопа; судил гордых Вавилонян и наказал смешением языков; развращенных Содомлян и, яко прозорливый врач душ и телес, целые грады их, как неисцельные и заразительные струпы на лице земли, выжег огнем и жупелом. Поелику виновные уклонялись от его суда, Он приносил его иногда, так-сказать, на место преступления. Сниде Господь видети град и столп (Быт. XI. 5) Вавилонский и когда умножился к Нему вопль беззаконий Содомских и Гоморрских: сошед, сказал Он, узрю, аще по воплю их грядущему ко мне совершаются (Быт. XVIII. 21). Когда все народы забыли истиннаго Бога и суд Его: сей суд открывался еще во Израиле, то чрез вождей и судей, воздвигаемых самим Богом, то чрез Пророков, Им посылаемых, то чрез Царей, Им освящаемых. Дело Божие не может быть разрушено; потому и дело суда, переходя от избранных Божиих к избранным человеками судиям, не теряет и в их руках своей Божественной важности. Так Моисей велел народу избрать судей; но избранным сказал, что суд Божий есть (Втор. I. 17). Иосафат поставил их сам, но также сказал им: не человеческий вы суд творите, но Господень. Но Бог не может оставить своего дела; следственно во всяком суде, который Его есть, Он и присутствует и действует. И той с вами в словеси суда.
Почему, спросят, может-быть, Господь столь особенным образом усвоил себе и обыкновенный человеческий суд? Потому, что Он столь же особенным образом усвоил себе человека, так что нет ни власти, ни любви, которой бы человек столько принадлежал, как власти и любви Божией; и также потому, что нет никого, кому бы совершенно могло быть отдано сие дело. Судии земные требуют свидетеля, защитника, закона; и весьма часто недостает у них или
Видите ли, наконец, что вы творите, избирающие судей и устрояющие суд. Вы уготовляете орудия самому Богу; для Него устрояете вы святилище. И понеже устроение суда, также как и самый суд, Его есть, то и вы сами становитесь орудиями Его; ваше сословие сонм Господень есть; Господь с вами в словеси избрания, подобно как и в словеси суда. Зрите, имеющие очи видети, зрите сего вездесущаго Судию, невидимо стоящаго в сонме сильных земли, судящаго судей и избирающаго или отвергающаго избирателей. Бог ста в сонме богов: посреде же боги разсудит (Пс. LXXXI. 1). Он услышит не токмо каждое неправедное слово, но и неправедное молчание; не утаится от Него ни беззаконное искание, ни своекорыстное уклонение; безпечной недеятельности Он также не оправдает, как и своевольной деятельности. И если восхощет обличить кто станет против обличения Его? Если же и умолчит, кто снесет тяжесть гнева Его, когда она возрастет вместе с продолжением попущения, и грехи недостойнаго судии возвергутся и на главу пристрастнаго избирателя.
Спасайтесь, устроители земнаго суда, от сего страха суда небеснаго, и да будет спасителем вашим сей самый страх. И ныне да будет страх Господень на вас. Он есть начало премудрости и поможет вам усмотреть истину; он чист и сохранит вас от неправды, и как вас соделает чистыми орудиями Промысла, так и вами устроит чистыя орудия священнаго дела суда.
С сим страхом и верою произнесите ныне обет верности в избрании достойных блюстителей частнаго и общественнаго блага.
Бог же, даяй цареви суд свой и правду свою сыну цареву, да не отъимет от сынов царствия Российскаго правды своея и милости своея во веки, ибо Господь правда наша (Иер. XXXIII. 16). Аминь.
Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2025 Свято-Троицкая Сергиева Лавра