(Говорена 27 мая; напечатана отдельно).
Хвалите Господа юноши и девы, старцы с юнотами. Да восхвалят имя Господне: яко вознесеся имя Того Единаго, исповедание Его на земли и на небеси. |
Когда придет наконец сие блаженное время, в которое не только вознесется имя Господне, но и вознесется имя Того Единаго, и благоговейное исповедание Его будет едино на земли и на небеси? Когда единое имя Единаго истиннаго Бога и егоже послал есть Иисуса Христа (Иоан. XVII. 3) повсюду соделается и немотствованием детей, и поучением старцев, и песнию дев, и воскликновением юношей? Когда все кумиры древянные и каменные, наипаче же все идолы сердечные и мысленные, идолы страстей и грехов, сокрушатся от лица Бога живаго, и исполнится славы Его вся земля (Пс. LXXI. 19), подобно как все небо ея исполнено?
Доколе полнота сего блаженства, и на земли небеснаго, еще сокрыта в судьбах Вечнаго, благо нам, христиане, что хотя отчасти можем предварять сии блаженныя события; что есть времена, в которыя мы торжественно призываемся величить Господа со всею Его Церковию и возносить имя Его вкупе (Пс. XXXIII. 4). Есть места, которыя не только посвящаются единому Его имени, но и освящаются Им, исполняются силою и славою сего великаго имени и таинственно соединяют в себе исповедание Его земное с исповеданием Его небесным.
Се наречеся имя Господне и на сем храме. Господь воцарился (Пс. XCII. 1) здесь благодатным своим присутствием; Он облекся невидимо в сию видимую лепоту. Кто прошед область телесных чувств, которыя могут нас поставить токмо в предвории дома Божия, вземлется духом веры и вводится во двор внутренний в духовное созерцание таин здесь совершающихся, тот видит и здесь, что видел негде некто из древних созерцателей, видит полн славы дом Господень; видит место престола Божия и место стопы ног Его, идеже вселится имя Его, не токмо на краткие дни рукотворенной храмины, но и в век (Иез. XLIII. 57).
И потому да не обратится радость настоящаго события, радость без сомнения общая всем здесь собранным, да не обратится в похвалу и славу токмо человеческую. Не будем здесь восхвалять сего благодетельнаго сословия, которое в незабвенные дни общественных бедствий основав свой союз для того, чтобы тем внимательнее и деятельнее разумевать на нища и убога (Пс. XL. 2), с щедрым человеколюбием, свойственным любви к отечеству, соединяет смиренное человеколюбие христианское, не стыдясь исходить из чертогов для посещения нищеты под ея нагбенным ветхостию кровом; и, по внушению того же христианскаго духа, и сию обитель человеколюбия украшает и возвеличивает сим святилищем благочестия. Не будем возносить вознесеннаго впрочем имени порфироносной матери сирот, коея дух живет в составе сего сословия, и действует в его деяниях. Благодетели христианские конечно и не желают, чтобы мы проповедывали их шуйце, что творит их десница (Матф. VI. 3), и скудною мздою хвалы земныя ослабляли их право на мзду многую на небеси.
Какой же путь укажем мы чувствованиям сердец, подвигнутых настоящим событием? Тот самый путь, по которому ныне здесь вознесеся имя Единаго, путь молитвеннаго славословия Господу. Хвалите Господа! Вознесем имя Его вкупе!
Хвалите Господа вы, которым Он положил в сердце желание устроить сие место хвалы Его и которых благословил совершением сего желания. Не помышляйте, что вы принесли Ему какой-либо дар, в котором бы Он имел
Хвалите Господа и вы, под сим благодетельным кровом водворенныя девы. Может-быть, отец и мати оставили вас, но тем очевиднее Господь восприял (Пс. XXVI. 10) вас. Его судьбы, нам непостижимыя, освятили ваших родителей в жертву отечественных опасностей, но Его благость подвиглась в сердцах избранных дщерей отечества и даровала вам в чуждых родительскую любовь и попечение. Ваша жизнь обезпечена от нужд, охранена от опасностей, окружена средствами усовершенствования и, что всего важнее потому, что истинная человеческая жизнь на земли есть путь к Богу вас научают страху Господню, непорочному хождению в законе Его, приближению к Нему молитвою в вере и любви и, для сего приближения к Невидимому и Непостижимому, видимо вам отверзают здесь при самом жилище вашем сей дом Божий, и сии врата небесныя (Быт. XXVIII. 17).
Дети, дети! поспешайте пользоваться средствами приближения к Господу, столь милосердо вам даруемыми. Вы ближе к Нему, нежели думаете. Царствие Божие почти в руках ваших. Оставите детей приходити ко Мне, сказал возлюбленный Спаситель наш, таковых бо есть царствие Божие (Марк. X. 14). Но тогда Апостолы возбраняли детям приближаться к Иисусу Христу, а вас ныне призывают и руководствуют к Нему. Возводите к Нему ваши мысли и сердца; прибегайте к Нему и с вашими печалями, и с вашими радостями; поминайте Его на постелях ваших; на утренних поучайтесь о Нем (Пс. LXII. 7); и наипаче здесь, в торжественный час общаго моления, изливайте пред Ним сердца ваши со всею простотою и искренностию, толико свойственною вашему возрасту и толико любезною Господу, Который и не требует от нас более, как сердца (Прит. XXIII. 26), детски Ему преданнаго.
Господи, совершаяй хвалу Твою из уст младенец и ссущих (Пс. VIII. 3), открываяй младенцам то, что утаеваешь от премудрых и разумных (Лук. X. 21), обещавый в последние дни излиять от Духа Твоего на рабы Твоя и на рабыни Твоя (Иоил. II. 29)! Приими во благодать твою детей приходящих к Тебе во храме сем и отверзи в сердцах их сокровенное царствие Твое. Приявших же от Тебе благодать человеколюбия утверди в подвиге их и сподоби прияти от исполнения Твоего и благодать возблагодать (Иоан. I. 16). Да и девы и матери, и старцы и отроки восхвалят превознесенное имя Твое во веки. Аминь.
Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2025 Свято-Троицкая Сергиева Лавра