(Говорено в придворной соборной церкви, в присутствии Их Величеств Государыни Императрицы Елисаветы Алексеевны и Государыни Императрицы Марии Феодоровны, Императорских Высочеств Государей Великих Князей и Государыни Великой Княжны в 1812 году; напечатано отдельно).
Дщери Иерусалимски, не плачитеся о мне, обаче себе плачите и чад ваших. |
Ах, утеха Израилева! так ли ты утешаешь Израиля?
Муж болезней из Врача душ и телес, Агнец среди волков из Пастыря заблуждших овец, Судия осужденный преступниками, Царь славы поруганный рабами, слово умолкающее, свет угасающий, сый воскрешение и живот, но умирающий и погребаемый о Тебе ли не плакать? О чем же сетует небо, содрагается земля и камение воздыхает? Не ужели сей есть день твой, который Авраам, отец наш, рад бы был видеть, и виде и возрадовася
И теперь ли нам плакать о себе самих? Еслибы весь
Израиль, еслибы весь род человеческий, еслибы весь мир
Но я забываюсь. Я не пришел препираться с Тобою о любви Твоей, довольно уже препираемый и попираемый злобою, Человеколюбец! Я пришел возвестить волю Его вам, сопровождающия Его в пути креста и гроба, дщери новаго Иерусалима, души христианския! Он видит благочестивую скорбь вашу и в ней самой открывает для вас источник исцеления. Он хощет, чтоб из созерцания крестной смерти Его вы почерпали вкупе и сладкое утешение и спасительное сокрушение. Утешение о Нем: не плачитеся о мне. Сокрушение о себе: себе плачите и чад ваших. Повинемся нашему кроткому Наставнику в сии наипаче минуты, когда Он так мало имеет повинующихся.
Что такое заставляет нас плакать при виде страдания и смерти? Если разрушение находится в законах бытия, то почему действие природы ужасно для самой природы? Если безсмертная душа возмущается тлением, как противным существу ея почему более поражает ее преходящий образ тления, нежели безсмертие существенное и неотъемлемое? Будем внимательнее к самим себе, и мы приметим, что болезни смертныя отзываются иною предшествующею им болезнию человеческаго естества болезнию греха, который рождает смерть
Христос греха не сотвори
Да не будет, христиане, чтобы мы нашего
Вождя воображали хотя на минуту побежденным, когда видим Его мучима
или бездыханна. Не случай или насилие ведет Его крестным путем:
Он идет по предуставленному
Теперь уже не время, подобно Петру,
пререкать сей любви к страданию. Нам предоставлено проникнуть в
тайну оныя, дабы не токмо утешиться в смерти Иисуса, но и возблагоговеть
к ней. В своей смерти, слушатели, Он любит человека. Тако бо
возлюби Бог мир, яко и Сына своего единороднаго дал есть, да всяк
веруяй в онь не погибнет, но имать живот вечный
О, кресте славы! не буди отныне древом проклятия и ужаса, но древом благословения и мира; повергни к подножию твоему языческия оливы и лавры; взыди на священные венцы державных глав; будучи свидетелем и орудием подвигов, буди также их воздаянием и украшением; являйся любящим Тебя во всей природе; паче же водрузися в сердцах наших, да не будет нам хвалитися, токмо о тебе, кресте Господень
Но что мы видим, слушатели! Гроб нашего Иисуса окружен мраком и сетованием, подобно гробам смертных. Не ужели Церковь не знает тайны сего гроба животворящаго? Нет, она полагает на нем токмо нашу собственную печаль; она повторяет нам Господню заповедь сокрушения о себе самих: себе плачите и чад ваших.
Сколько страдания Господа нашего выше сострадания
по их Божественному величию и блаженным последствиям, столь далече
отстоят от утешения те, которые дерзнули возстать на своего Избавителя
и поругаться Святому Божию. Те, которые принесли Его на жертву своему
корыстолюбию, любочестию, человекоугодию, не могут довольно себя
оплакивать и быть оплакиваемы. Весь Иерусалим, Иисус
не исключает ни дщерей Иерусалимских, ни чад их,
весь Израиль
И уже Иерусалим разрушен; Израиль оплакан: однако
Иисус гласом Евангелия и Церкви доселе взывает: себе плачите
и чад ваших. Нет ли убо и еще виновных в Его страданиях?
Увы! и кто же не виновен в Его страданиях? Он есть Агнец Божий
вземлющий грехи, не Иерусалима, не Израиля, но мира
Грех наследственный не есть единственное
бремя, под тяжестию котораго мы страждем и которое возвергаем на
страждущаго Искупителя. С какою неутомимою деятельностию мы умножаем
печальное наследие Адама даже и тогда, когда поклялись обнажить
себя, совлещися ветхаго человека и облещися в новаго (Кол. III.
9 и 10). Слава Всеблагому, если благодатный Иерусалим не имеет
ни своих фарисеев, ревностию по славе Божией облекающих мирское
славолюбие; ни саддукеев, пренебрегающих царствие Божие, потому,
что оно не есть плоть и кровь; ни книжников, желающих письменем
закона губить дух Евангелия; ни лжебратий, самым лобзанием
уязвляющих Иисуса; ни малодушных человекоугодников, истиною Божиею
жертвующих буйству человеческому: да не видим что к
сожалению видел уже Апостол второе распинающих Сына
Божия
Кто не плачет с Петром, тот да плачет со дщерями Иерусалимскими. Кого не смиряют прежния падения, кого не смягчает милосердие Божие, того да сокрушит страх будущаго. Себе плачите и чад ваших.
Чада Иерусалима новаго! Довольно ли
разумеваем и мы время нашего посещения? Соделав спасение наше посреде
земли, Господь почил от своего дела втораго творения.
Ожидаем ли мы после сея субботы Его инаго дня великаго и
просвещеннаго, в который Он воскреснет, дабы судить земли
Помедли, Господи! помедли еще со днем славы Твоея: нам еще нужен день нашего сетования. Дай нам оплакать себе самих; и рукописание грех наших, изглажденное Твоею кровию, но непрестанно нами возобновляемое, смыть слезами покаяния. Сотвори, да заветная кровь Твоя, не будет на нас, яко на Иудеях, в усугубление смерти уже для нас естественной; но да будет в нас, и даст нам новую душу живу от Твоего Духа животворящаго
Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2024 Свято-Троицкая Сергиева Лавра