(Говорено Александроневской лавры
в Благовещенской церкви,
17 января;
напечатано отдельно).
Блажен муж, иже в премудрости помышляет правая: и иже в разуме своем поучается святыни. |
Если, по слову Премудраго, светла
и неувядаема есть премудрость
Блажен муж, иже в премудрости помышляет правая: и иже в разуме
своем поучается святыни.
Были люди толико изумленные славою и толико плененные красотою мудрости, что быть мудрым и быть блаженным казалось им одною и тою же вещию. В самом деле что может быть величественнее мудрости, которая изменяет лице земли и прозирает в глубину ея; велит волнам твердеть под стопами своими; раздробляет лучи солнца и мысли человеческия; восходит на небо и указует пути светилам; преходит твари и повергается пред их Зиждителем? Что ея сладостнее, когда она становится соперницею природы в изяществе, или проникает в сердце гласом убеждения? Что ея спасительнее, когда покоряет страсти разсудку и народы закону; когда созидает оплоты для безопасности гражданина и разрушает преграды, удаляющия человека от его назначения? Но как не всякое сокровище делает богатым, а разве употребляемое с благоразумием и умеренностию, так просвещение не всегда обращается в совершенство. Есть высший род премудрости, которая состоит в употреблении премудрости.
Стремление к познанию, которое, преходя от изследования к изследованию, не находит себе пределов, алкание просвещения, которое питается токмо своею ненасытимостию не есть ли любостяжание в мудрости? И не уподобляются ли некоторые мудрецы оному баснословному корыстолюбцу, который домогался власти все обращать в золото своим прикосновением, не примечая, что чрез сие лишит себя пищи? Все превращается у них в хладное созерцание ума, между тем как сердце их томится гладом. Они столько учатся, что никогда не приходят в разум истины; столько мыслят, что не имеют времени жить. Нет ли напротив и расточителей мудрости, которые ценою истины покупают удовольствие суетности; которые жертвуют приятному полезным и добрым изящному; которые, подобно некоторым древам, истощают всю свою силу в цветы так, что не приносят никаких плодов? Не есть ли уничижение мудрости, если сей священный дар небес не посвящается на благотворение человечеству, но становится игралищем любопытства и тщеславия? И что если свет ума предносим будет сердцу единственно в путях заблуждения? Тогда самая мудрость делается предметом отвращения Божия и жертвою погибели. Тот, Который есть вкупе Премудрость, Правда и Благость, отвращает взоры благости своея от тех, которые гордятся премудростию без правды и благости. Погублю премудрость премудрых. Даровавый нам разум и волю не приемлет от нас единаго разума. Разум разумных отвергу
Чем опаснее таким образом и пагубнее злоупотребление мудрости, тем величественнее и славнее участь того, кто, стяжав сие сокровище, умеет и обладать им.
Блажен муж, иже в премудрости помышляет правая.
Если дух ведения нисходит свыше, то для чего правда Божия разделяет
его между людьми не равною мерою? Не для того ли, чтобы сосредоточенная
сила его тем безпрепятственнее и обширнее была в своих действиях,
и чтобы чрез преимущество некоторых возрастало благо всех и каждаго?
На сей-то правде Божией истинно мудрый муж утверждает свои правыя
помышления. Способности и сведения он почитает не собственностию,
которую может иждивать в свое удовольствие, но вверенным ему от
небеснаго Домувладыки для употребления богатством, которое чем многочисленнее,
тем неусыпнейшей требует бдительности, тем строжайшему подвергает
отчету. Посему он не повергнет своего таланта в землю, подобно рабу
неключимому; не будет измерять круга знаний любопытством и суетностию;
не наречет себя гражданином мира, дабы свергнуть иго священных обязанностей
к отечеству; он столько пожелает знать, сколько его знание может
содействовать ко благу ближних, и в сем едином благе полагать будет
свое удовольствие, корысть и славу. С сею правотою мудрости, по
Божественной правде, возмеривающей человеку в нюже меру он мерит
другим, он может соделаться тем благодатным сосудом, который, подобно
сосуду очудодействованному Пророком
Блажен, иже в разуме своем поучается святыни.
Разум кичит пясь
Где бы Провидение ни поставило человека, руководствуемаго сею правою и святою премудростию, везде он является и орудием и предметом его благости. Гражданин ли он? на него взирают как на образец послушания, миролюбия и жизни благоустроенной. Воин? отечество уверено в его мужестве, а неприятель в его великодушии. Страж законов? ни коварство не обманет его бдительности, ни нерадение не смежит очей его, ни блеск злата не ослепит его. Образователь юношества? вера и нравы суть первый урок его. Умножаются его дни? умножаются небесныя и земныя на него благословения. Умирает? жалеют, что его не стало, но благодарят Промысл, что его имели.
О, как с приближением сего светлаго образа премудрости редеет мрак предстоящаго нам гроба! Удалитесь обманчивые призраки смерти, которой нет более: нам должно видеть любителя деятельной и благодетельной премудрости, который из смертнаго соделался ныне безсмертным.
Почившаго в Бозе болярина графа Петра еслибы я хотел представить любомудрым для света, я мог бы сказать, что любомудрие составляло утешение жизни его, и что на последнем даже болезненном одре его собеседником и врачем была книга. Но он жил не свету, а отечеству, и его истинное любомудрие было не занятие празднаго времени, но подвиг и польза.
Первыя семена сих здравых правил он получил в некоторых из тех разсадников просвещения, которые, будучи насаждены для Церкви, принесли первые цветы онаго и для отечества. Древнее, но не блистательное благородство, ибо он не принадлежал знаменитому своему достоинству настоящему прежде, нежели оно могло принадлежать ему, и Промыслу было угодно, чтобы он не столько был обязан своим предкам, сколько ему его потомки, благородство не препятствовало ему испытать себя и приобучить к деятельности на самых низших степенях должностей общественных. Его способности обратили на него внимание Задунайскаго героя среди славных его побед, а сие внимание более раскрыло его способности, и можно сказать, что тогда мечем победителя изострено перо политика. Сие-то счастливое перо привело его потом к подножию престола и толико крат освятилось начертаниями священной державной воли. Чем обширнее становилось поле его деятельности, тем более возрастала его ревность к благу общественному. Екатерина предприемлет озарить Север благотворными лучами просвещения и обретает в нем надежнейшаго споспешника в деле, требующем толикой прозорливости, духа и силы. Александр хощет возсотворить свет наук во всем пространстве своего владычества и избирает его первым своим светоносцем; и сей свет разливается повсюду, собирается в средоточия, образуется в сферы, созидается, так сказать, новый мир просвещения. Наконец, на трудном поприще законодательства, на котором он поставлен был Екатериною, отличен Павлом, превознесен Александром, полагает он остатки своих сил, не уклоняясь от служения отечеству и тогда, когда преступил уже обыкновенный предел жизни человеческой, указанный Пророком
Сколько за сими знаменитыми подвигами сына отечества скрывается скромных добродетелей человека, но которыя, будучи ближе к сердцу, ручаются за чистоту деяний блистательных! Кротость и чадолюбие в семействе, твердость в дружбе, снисходительность в домочадстве, умеренность во власти, справедливость без строгости, милость без пристрастия! может-быть вас не напишут на мраморе, но за то в сердцах вы неизгладимы останетесь!
Да превратятся убо вопли сожаления во гласы благословений, и безплодныя слезы сетования в утешительныя слезы молитвы. Воззовем к Богу щедрот и Отцу утешения, да восходящей от нас к нему душе, во множестве своих обителей, отверзет Он ту, в которой просветители человеков просвещаются Его незаходимым светом и зиждители временнаго покоя народов во веки в Нем почиют. Аминь.
Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2025 Свято-Троицкая Сергиева Лавра