(Говорено в Александроневской лавре; напечатано отдельно).
Христос воскресе!
Так, Он воскрес, христиане! Возсияла
истина от земли
Как одно мгновение изменяет лице мира! Я не узнаю ада; я не знаю, чтo небо и чтo земля. Ад ли это, заключивший рабов проклятия, который теперь отдает сынов свободы? Земля ли это, где Божество сияет пренебесною славою? Небо ли это, где поселяются земнородные и царствует человечество? Непостижимое прехождение от совершеннаго истощания к полноте совершенства, от глубочайшаго бедствия к высочайшему блаженству, от смерти к безсмертию, из ада в небо, из человека в Бога! Великая Пасха!
Торжествуйте Пасху сию, счастливые странники страны несчастной! И будет вам день сей в память, и празднуйте той праздник Господу во вся роды ваша: законно вечно празднуйте его
Раскроем более свойство вечной Пасхи, дабы тем лучше определить внутреннюю цену торжества настоящаго.
Известно, что как имя Пасхи, так и празднственное установление первоначально принадлежит Евреям. Их Пасха знаменовала прехождение мимо их Ангела истребителя первенцов Египетских, исход из дома работы, избавление от лютаго тиранна. Агнец снедаемый при наблюдении некоторых обрядов изображал сии происшествия, и составлял празднество.
Жизнь сохраненная во Египте, но вскоре жалким образом потерянная в пустыне, изшествие из дома работы, о котором однако не раз проливаемы были слезы во время четыредесятилетняго странствования, избавления такого народа, который после соделался образцем злополучий, стоили-ль вечнаго празднования? Но вечная Премудрость определила представить ученикам своим сокращение книги судеб в истории сего удивительнаго народа, и его Пасха сделалась важною, будучи образованием другой важнейшей.
Вот как в последок дний сих
Такова, слушатели, новая, благодатная Пасха, прообразованная ветхозаконною.
Впрочем сие торжество не есть еще полное и совершенное. Се есть таинство еще сокрываемое в дому едином, во внутренности души отраждаемой. Внутренно преходя к Богу от мира, мы еще остаемся в нем по внешнему человеку и, причащаяся благодати верою, не можем вдруг истребить проклятия, проникшаго, так сказать, сквозь всю поврежденную природу. Посему-то и к нашей духовной трапезе, так же как и у Евреев к Пасхальной вечери, много должно быть примешано горькаго: прискорбия и напасти в изобилии растут на сей юдоли плачевной. Мы должны вкушать таинственную пищу со тщанием, с торопливостию, и спасаться бегством от рода строптиваго. Должны быть препоясаны чресла наши истиною
О, бедная плоть! ленивый прах, коим подавляется дух деятельный! бремя, которое и в бегстве от мира следует за мною! друг вероломный, враг льстивый! помощник изменник! страшный любимый! куда я сокроюсь от тебя? мирюсь с тобою, не победив тебя, и не насладясь миром, возобновляю брань. Ты стонешь, когда изнуряю тебя; когда поблажаю тебе, своевольствуешь. Острые терны прободают тебя; благовонныя розы погружают в негу и разслабление. Ты служишь целию для разженных стрел лукаваго и даже прикрываешь ковы его. Я стремлюсь ко свету Сиона: ты удерживаешь меня во тме египетской. И тогда, как ты в непонятной тебе тоске сама совоздыхаешь о Господе моем, и тогда, приближаясь к самому источнику жизни, подобно как оная Магдалина, все ищешь мертваго тела, чувственных образов. Не прикасайся мне
Кто, кто из нас обезпечен от сих разнообразных искушений, сокрушавших иногда избранные, повидимому, сосуды благодати? Убо со страхом работая Господеви, мы можем и радоваться ему только с трепетом
Полная и торжественная Пасха Израилева долженствовала совершаться в земле обетованной, на избранном месте
По сему разумению вечной Пасхи должны мы, слушатели, судить и о настоящем праздновании. Поелику торжественная Пасха входа в вечность для нас еще не приближилась, а таинственная Пасха внутренняго соединения со Христом сокровена от нас; то Церковь, для взаимнаго назидания своих чад, предваряет одну, и некоторым образом открывает другую в наружном торжестве светлыя седмицы. Итак чем живейшими чертами торжество сие изображает великую тайну христианскаго учения и благочестия, примирение и соединение человека с Богом, тем оно совершеннее, тем оно величественнее.
Что-ж, если некоторые из нас ограничивают Пасху седмию днями веселия, не помышляя о непрестанном ко Христу приближении? Если упиваются от тука дому Божия
О, Пасха велия и священнейшая, Христе! настави нас праздновать Пасху исхода законно и благодатно, удостой нас торжествовать Пасху входа славно и вечно. Аминь.1
Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2024 Свято-Троицкая Сергиева Лавра