(Говорено баккалавром Богословия,
иеромонахом Филаретом
в Александроневской лавре;
напечатано отдельно).
И даст ему Господь Бог престол Давида отца его, и воцарится в дому Иаковли во веки. |
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь.
Прииди, воцарися, Царь блаженства и славы! без Тебя мир во зле лежит
Давно уже бедствия человечества призывали таким образом Избавителя. Наконец ожиданный веками день приближается. Сокрушенный скипетр Иуды, совершение седмин Данииловых, молва о предопределенном судьбою новом царстве, имеющем начаться от Иудеи, распространившаяся между самыми язычниками, предварительно возвещают о Нем; Ангел приносит непосредственное о грядущем Семени обетованном предсказание; блаженная Дева готовится быть его материю; чающие избавления во Иерусалиме исполняются нетерпеливости.
Но что последует за сим ожиданием! Великий преемник Давидов родится в низком семействе древоделя; возрастет в бедности; проведет чудесную жизнь свою в бедах и напастях; на минуту признают его Царем, и вскоре, вместо престола, воздвигнут для него крест. Он сам едва не отречется, повидимому, от короны Давида отца своего: царство мое несть от мира сего
При сем виде, порок снова воздымает чело; малодушие падает; вера и добродетель воздевают руки к небу и призывают утешение.
Свете тихий святыя славы! посли луч твой разсеять мглу безпокойных мыслей, да видим хотя зарю надежды, во тме седящие.
Истина, слушатели, не должна быть ужасна любителям истины: поелику совершенная любовь изгоняет страх
Слышите, как единый глагол устрашает и ободряет,
поражает и укрепляет; или, лучше, прежде ободряет и укрепляет, потом
устрашает и поражает. Царство мое вот надежда
укрепляющая! Несть от мира сего вот страх поражающий.
Какое прозорливое попечение о немощи нашей! Какое мудрое
руководство к великодушию! Прежде нежели открывает причину безпокойства,
указует на источник утешения; представляет уже совершающуюся победу,
и тогда поставляет в сражении; подает щит, и после наносит удар.
Что же медлим? Преодолеем искушение, даруемою нам силою,
изгоним страх любовию. Христос царствует: что может быть сего вожделеннее!
Господь воцарися, да радуется земля
Так, христиане, сии временныя противности царства Христова и его, так сказать, изгнание от мира, иногда явное и грубое, иногда тонкое и хитрое, суть такия события, которыя предопределил человеколюбивый Бог в пользу любящих его человеков. Он искушает их, яко злато в горниле, дабы приять их наконец, яко всеплодие жертвенное. Мир есть то горнило, в котором огнь искушений, постепенно разрушая плоть, очищает сокровище духовное и возвышает цену его пред очами неба. Если небесный Царь требует свободнаго и сердечнаго себе служения, если Он созидает царство чад и братий, то удивительно ли, что не покупает нашего повиновения видимыми выгодами, что не порабощает нас опасением близких уронов, а уносит от взоров наших свою награду, и даже выставляет иногда пред нами некоторыя неприятности, чтобы дать нам непринужденнее и безкорыстнее избрать его Владыкою нашего сердца? Если вере даруется благодать и вечность упованию, то не нужно ли отдалить видение, чтобы дать место вере и упованию? Если кроткие должны наследовать землю блаженства сея должности, делая нашим врагом прелестный мир, который так трудно перестать любить?
Прииди, отважный мудрец, который мнит судить судящаго всей земли: скажи нам, как бы ты поступил иначе? «Я отдал бы и земныя блага тем, которые достойны небесных». Умолкни: ты человек, твои мысли, твои желания тебя обличают. Не такова воля Того, Кто творит избранных своих причастниками Божественнаго естества
Предположим на минуту возможность таковаго совершеннаго разделения сынов царствия от сынов века сего. Вообразим, например, что Христос внезапно явился бы в сем храме, подобно как некогда в Иерусалимском, и нашед здесь, как там, продающих и купующих дома молитвы домом гнусной купли, и, как недостойных, отсек бы от сообщества истинно верующих... Какая надежда осталась бы тогда сим изгнанникам? Покаяние? Но кто бы научил их ему? Кто бы уверил, что еще может оно быть принято? Кто бы поддержал в постоянном его совершении? Без наставления, без возбуждений, среди соблазнов, будучи непрестанно влекомы стремлением житейскаго моря, они совсем были бы потеряны для царствия Божия, так как и оно для них. Ныне, если совесть их усыплена, то пробуждает ее наставление; когда наставление не действует, пример добродетели влечет за собою; стыд исправляет; самая благопристойность, принуждающая до некоторой степени подражать действиям благочестия, есть уже род наставления в нем. Посему-то Сеятель небеснаго семени повелел рабам своим отсрочить разлучение своея пшеницы от плевел, доколе все созреет: оставите расти обоя купно до жатвы
Правда, плевелы, кажется, иногда слишком тучнеют и чрезмерно теснят пшеницу: но не будем обманываться пустою наружностию; не будем завидовать тучности, которая скоро будет тучною пищею огня. Сколь прискорбно для плоти слышать, что царство Христово не есть от мира сего, столь низко было бы ревновать лукавнующему миру сему. Он не царствует, но рабствует. Если исключить от него тех, которые всем его званиям предпочитают звание христианина, то в нем останутся одни рабы, рабы честолюбия, рабы злата, рабы чрева, рабы сладострастия, и все вместе, рабы самолюбия. От чего иначе все они так спешат переходить от приобретения к приобретению, от удовольствия к удовольствию, от чести к чести, если не от того, что каждый в настоящем его состоянии слишком чувствует свое рабство?
Отврати, верующая душа, очи твои, еже
не видети суеты; обратися в покой твой, и в тайне ищи тихаго, безмятежнаго
царствия Божия в себе самой. Царствие Божие внутрь вас есть рабов
своих манною сокровенною
Все сие начало блаженства; скоро безконечность! Теперь оно в меру; скоро без меры! Сие заря утренняя; скоро день невечерний! Сие бдение полночное; скоро торжество брачное!
Да приидет, да приидет царствие Твое
Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2025 Свято-Троицкая Сергиева Лавра