(Говорено в Троицкой лавре).
Совершишася
О, Распятый! мы и в отдалении многих веков слышим вопль Твой, видим язвы Твои и оружие скорби сердце наше проходит. Совершишася! но Искупитель продан, истина осуждена, святость поругана, Бог оставил Бога
О, Распятый! мы не соблазняемся о Тебе;
мы с учениками Твоими глаголем тя быти Христа, Божию силу и Божию
премудрость (Матф. XVI. 16;
Христиане! Он не ответствует нам более. Уже Он преклонь главу, предаде дух
Совершишася! Не думайте, чтоб умирающая премудрость оставила нас в неведении о таинственном знаменовании сего изречения. Мы находим его пространное изъяснение, начатое в книге бытия человеческаго и оконченное в книге жизни Иисусовой. Чтение сих великих книг может и должно занимать целую жизнь, но несколько строк из каждой достаточны вразумить нас.
Первая из сих книг подобна Иезекиилеву свитку, в нем же вписано бяше рыдание, и жалость, и горе
Может ли правосудный Бог без пламеннаго
гнева взирать на ежеминутнаго преступника? Может ли благий Творец
с хладным пренебрежением внимать стоны бедствующей твари? Правосудие
пробуждает мстительные громы, благость удерживает руку, готовую
пустить их. Милосердие хощет подать страдальцу чашу спасения, безчувственный
сын погибели не терпит и напоминания о врачевании лютой болезни
своей. Если бы неограниченная Премудрость не знала средства согласить
непостижимыя сии противоречия, разрушающия гармонию созданий и союз
их с своим Создателем; если-бы не умела примирить да,
скажем человечески Бога с Богом и потом Бога с человеком,
то бы никогда не было речено в предвечном совете: сотворим человека
Раскроем другую книгу, и прочтем чудесное событие сего предопределения. Книга родства Иисуса Христа
Так самое рождение Иисуса указует на Его смерть.
И какой величественный свет простирается над крестом, из сей точки
зрения разсматриваемым! Сие титло, содержащее вину невиннаго, сии
служители мстящих законов, сие орудие казни, все сие
произвольный Страдалец собирает окрест себя для того, чтобы напомнить
нам определение Вышняго судилища, которое исполняет земное неправосудие,
в слепом неведении водимое одною злобою. Сии простертыя руки объемлют
и поддерживают мир над бездною, изрытою под ним его развратом. Сей
угасающий взор еще испускает луч милосердия и, будучи устремлен
горе, тысящекратно повторяет молитву, не только за виновных мучителей,
но и еще более за совиновный человеческий род возсылаемую: Отче!
отпусти им
Искупление проданнаго под грех совершено; безценная цена заплачена за его свободу: но что, если неключимый раб любит свои оковы; если не имеет и не хочет иметь понятия о даруемой ему свободе? Божия сила и Божия премудрость должна была преодолеть сие затруднение, и о, чудо жестокости человеческой! в немногие дни Ходатай наш преклонил Бога к человеку. Целые годы неутомимых трудов потребны Ему были для обращения человека к Богу: по видимому, легче было для Него положить предел вечной Вечнаго вражде, нежели ограничить дерзость праха, вихрем непостоянства возметаемаго. За чистейшее учение, за пример святейшей жизни, за поражающия знамения, за безчисленныя благодеяния Он требовал вместо благодарности одного согласия принять новое, величайшее благодеяние. Сими златыми оружиями наконец победил Он неверие, и торжественно исповедался Отцу Своему: Аз прославих Тя на земли; дело соверших, еже дал еси Мне; явих имя Твое человеком (Иоан. XVII. 4 и 6). Я напомнил Тебя забывшим о Тебе; проповедал им славу благости Твоей, и вместо имен, коими земнородные доселе называли Тебя, и которыя приводили только их в трепет, открыл им сладкое имя отца, которым Я даю им область призывать Тебя. Я достиг цели моего посольства. Совершишася!
Но, о Совершитель благодатнаго о нас смотрения!
не для всех ли человеков Ты совершил его? Для чего-ж еще не все
наслаждаются плодами Твоих подвигов? Ты явил имя Отца Небеснаго:
почто же и ныне слишком много таких, иже древу рекоша: яко отец
еси Ты; и камени: Ты мя родил еси
Обратим лучше заботливость нашу на самих
себя. Для всех ли нас во всем пространстве совершилось великое дело
Иисусово? Увы! и солнце не освещает вдруг всея земли;
угрюмая ночь не стыдится ступать по его следам и разстилать свои
мраки в местах, им посещенных. Самая глубокая тишина не есть прекращение
бури, но только ея действие в других странах воздуха... Пусть бы
одна только буря закрыла тучами Солнце правды; пусть бы единожды
пострадал и распялся Сын Божий; но тягчайшия страдания Его еще не
кончились. Его Апостол
и между чадами новаго Израиля видит извергов, второе распинающих
его
Вы безопасны от сего преткновения, слушатели, когда столь внимательно и внешним и внутренним оком разсматриваете гроб сей; когда ваше сердце не распинает Иисуса, но сраспинается ему. Таковыя расположения составляют славу
Совершитель нашего спасения! соверши стопы наши во стезях Твоих. Жизнь умершая! оживи нас Тобою во веки. Аминь.1
Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2024 Свято-Троицкая Сергиева Лавра