Говорено Троицкой Семинарии греческаго и еврейскаго языков учителем Василием Дроздовым в Троицкой Лавре генваря 12; напечатано вместе с следующим словом отдельно с таким одобрением на обороте заглавнаго листа: «Я сии сочинения читал, и ничего в них не нахожу к печатанию сомнительнаго». Платон, Митрополит Московский.
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа.
Было время простите мне, что я от светлаго торжества облеченной славою России бросаю взор на мрачные виды России страждущей: тень возвышает красоту света, было несчастное время, когда отечество наше, терзаемое иноплеменными, преданное недостойными сынами, готовилось испустить последнее дыхание. Часть верных ему и Богу, бежавших от опустошенных градов и сел, сокрывалась тогда в сей ограде, и враги, которые, казалось, клялись не щадить ничего священнаго, истощили против нея все усилия злобы своей.
Ужасное состояние! Два ненасытимыя чудовища, война и мор, споря о добыче, соглашаются в лютости, с которою хотят поглотить сию обитель. Смерть за стенами, смерть в стенах; смерть носится в воздухе, смерть крадется подземными стезями. Убийственныя орудия досягают самаго сего святилища, и Святые Божии приемлют раны в своих изображениях. Мышцы, способныя обращать меч, оскудевают; едва остается несколько слабых рук для воздеяния ко гневным небесам.
Наконец, когда сирыя чада отечества слезящими глазами увидели, колико суетно спасение человеческо; когда все колебалось, кроме упования на Вышнюю помощь; когда почти не было уже других оружий, кроме веры и молитвы, Господь сил венчал нас оружием благоволения, и отчаяние, не нашед места между памятниками благочестия, устремилось в полчища злодеев.
Слава вам, насадители сего вертограда, возрастившаго лавры и оливы! Слава вам, безплотные вожди безоружных воинов, преподобные, Отцы, Сергие и Никоне, основатели и покровители сея обители! Слава тебе, беззащитная защита бедствующаго царства! Торжествуй ныне избавление свое и со всею победоносною отселе Россиею, в подражание победоносной церкви, исповедай, яко сия есть победа, победившая мир, и мир нам приобретшая вера во Всеблагаго и упование на Всемогущаго
Твердость в вере и благочестии, слушатели, есть и всегда [будет] первым основанием и единственным залогом благоденствия общественнаго.
Полагать началом общежития одну только нужду взаимнаго вспомоществования, а причиною распространения его право сильнейшаго есть представлять общество союзом кровожаждущих тигров и жалких агнцев. Сие есть род безбожия, отъемлющаго у Вседержителя великую область безпредельнаго владычества Его. Думать, что множество различных воль само собою соединилось в одну, что из безчисленных частных выгод случайно составилась польза общая значит производить все творение из нечаяннаго стечения пылинок. Да не прельщает нас обманчивое суемудрие: Бог столько-ж есть Творец собраннаго воедино и приявшаго политическое образование, сколько нравственнаго и естественнаго мира.
От одной и той же мудрости, которая вдунула в перстный истукан дыхание жизни, исходит дух благоустройства одушевить колоссальное тело государства. То же могущество, которое водит звезды в кругах, им предписанных, возводит царей на высоту славы и величия. Один Промысл назирает червей, пресмыкающихся во прахе, и бдит над движениями волнующихся народов. Благость, дающая пищу всякой плоти, питает и возращает их миром и тишиною. Весы нелицеприятнаго правосудия, на коих определяется истинная цена мыслей и деяний человеческих, не отягчаются извешивать царства и империи. Благо добрым, зло злым: сей вечный закон неизгладимо написан в книге совести нашей и во внутреннем составе всех обществ. Его влияние не менее простирается на всех вообще, как и на каждаго в особенности.
Благоденствие общества не может существовать без строгаго исполнения должностей, возлагаемых им на своих членов, и без ревностнаго их содействия благу целаго. Трудности, которыя встречаются при исполнении сих обязанностей, опасности, которыя бывают иногда с ним сопряжены, личная польза, которою должно часто жертвовать ему, все сие заставляет искать сильнейших, действительнейших побуждений к хранению верности. Сии побуждения находятся только в добродетели, верою в Бога подкрепляемой. Честь, предположенная единственным концем услуг, оказанных обществу, производит подлых самолюбцев; награждения, принятыя за основание верности, дают ему наемников; страх делает рабов, которые алчут собственной выгоды на счет общий. Дщерь Вышняго! ты лучшая матерь сынов, ты матерь отцев отечества, которые служат ему за совесть, благотворят из послушания к небесному Отцу, из любви ко всем во Искупителе братиям.
С какою осторожностию владыки, обладаемые
благочестием, употребляют власть свою, почитая себя токмо первыми
рабами пред лицем общаго Владыки! Как щадят они кровь подданных,
коея каждая капля, невинно пролитая, трогает их душу! С каким тогда
благоговением правимые усматривают в своих правителях освященный
образ Правителя миров. С какою неусыпною заботливостию испытует
истину судия, уверенный, что рано или поздно глас ея услышится пред
судилищем вечныя правды, и громом отдастся в сердцах глухих для
ней аспидов! Какою исполинскою крепостию наполняется воин, который
более помышляет о нетленных, нежели о увядающих, венцах и надеется
подвигом в юдоли смерти восхитить безсмертие! С какою безопасностию
каждый в состоянии своем, как Израиль во дни Соломона под виноградом
своим и под смоковницею
своею
Что здесь могут надменные враги? Они сильны, но чего не одолеют имеющие Всесильнаго своим поборником? Они многочисленны, но чего не сотворит в поругание гордыни Тот, Коего волею и неплоды многочадствуют, Который и бездетнаго старца возращает в язык велий?
Так, Великий Боже! Ты речеши на язык
и царство, да возсозиждеши и насадиши я
Напрасно говорят, что тело общества подвержено такому же разрушению, как тело животных; что падение государств есть только следствие состава их. Можно, без дерзновеннаго присвоения высокаго дара пророчества, сказать с Пророком каждому Иерусалиму, оставившему Бога своего: накажет тя отступление твое, и злоба твоя обличит тя
Кому не изменят изменники Божества? Кого послушают невнемлющие гласу разсудка и природы? Каких казней устрашатся союзники ада?.. Если благое иго веры, успокоивающее совесть, облегчающее тягчайшия прискорбия, воображают несносным или безполезным, то какое бремя должности покажется приятным и священным? Что же тогда будут законы? паутина, уловляющая слабых. Что правосудие? искусство запутывать истину и разсекать узлы ея золотом. Клятва? звук, бьющий воздух и служащий для успокоения легкомысленных детей. Самая добродетель? прекрасное имя, которое столь часто будет переходить из уст в уста, что никогда не будет касаться сердца. Мужество? слепое неистовство, кипящее Фараоновым жаром и его угашающее в пучине отчаяния. Если среди сего замешательства внешний враг пожелает дополнить собою число домашних врагов несчастнаго общества, и оно не прибегнет паки к помощи, низпосылаемой свыше благочестию, сего довольно для его погибели!
О, да не осуществится вечно начертание сие в тебе, любезное отечество! Да царствует в тебе всегда вера: сие едино есть на потребу для продолжения того благоденствия, которым ты наслаждаешься под скипетром Благочестивейшаго Монарха.
Наша польза, слушатели, нас да научит сохранять веру, как драгоценнейший залог благаго неба; или если прошедшее несчастие есть убедительнейший наставник, настоящее торжество, торжество незабвенное, доколе не угаснет любовь к отечеству, его произведшая, при каждом возвращении своем да повторяет нам оный полезный урок. Аминь.
Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2025 Свято-Троицкая Сергиева Лавра