(Напечатано в собр. 1820, 1821, 1844 и 1848 гг.).
И о одежди что печетеся? Смотрите крин сельных, како растут: не труждаются, ни прядут. Глаголю же вам, яко ни Соломон во всей славе своей облечеся, яко един от сих. |
Можно предугадывать, что говорено будет против излишних попечений об одежде и «убранстве»2; и, может-быть, при сей догадке, некоторые уже помышляют, что сей предмет слишком мал для того, чтобы занять внимание христианскаго собрания, в час, назначенный для спасительнаго учения. Но излишества и в малых вещах не суть малости. Излишество в пище и питии в самом начале своем есть источник немощей и болезней; а в своем продолжении может превратиться в медленное самоубийство. Так и вред суетных попечений об одежде простирается от тела до души: это уже не малость! Есть люди, у которых сии попечения составляют не малую долю ежедневных упражнений, и похищают великую часть времени, которое, все без остатка, нужно для приобретения вечности, это никак не малость! Кому, несмотря на сие, поучение об одежде и уборах кажется малостию, тот пусть помыслит, мог ли величайший под солнцем Учитель учить малостям? Не слушайте, если не угодно, малых людей, разсуждающих о малостях, но вы не должны оставить без внимания того, чему Небесный Учитель нас поучает.
О одежди что печетеся? Смотрите крин сельных, како растут: не труждаются, ни прядут. Глаголю же вам, яко ни Соломон во всей славе своей облечеся, яко един от сих.
Что такое одежда? В порядке естественном средство для защищения человеческаго тела от разрушительнаго действия стихий; в порядке нравственном защита стыдливости; в порядке гражданском искусственное прикрытие членов тела, приспособленное к отправлению того или другаго звания общественнаго, и вместе отличительный знак званий и степеней, в них постановленных. Хотя из сих понятий тотчас можно усмотреть, что попечениями об одежде должны управлять необходимость, скромность, постоянство: впрочем, не остановимся на сих понятиях, которыя более показывают правильное употребление одежды человеками и обществами, нежели ея происхождение и первоначальное назначение от Творца человеков и обществ человеческих. С сего священнаго места можно и должно видеть далее, нежели обыкновенно видит мир и его стихийная мудрость.
Возведите мысли ваши к первым дням вселенныя,
в которые человеческий род заключался в одной чете, только вышедшей
из рук Создателя в совершенной чистоте и святости, вы
не найдете там никакого следа одежды. Беста, говорит книга
Бытия, оба нага, Адам же и жена его, и не стыдястася
Итак, что есть одежда наша? Она есть произведение беззакония; она есть обязание греховной раны, и притом пустое, без целебнаго елея; она есть слабое средство для кратковременнаго сохранения осужденнаго тела от действия стихий, совершающих его казнь; она есть прикрытие нравственнаго безобразия, соделавшагося естественным; она есть защита от стыда телесной наготы, изобретенная обнаженным в совести человеком; она есть видимый знак человека преступника; она есть всеобщий и всегдашний траур, наложенный раскаянием, по смерти первобытной непорочности; она есть знамя победы, которое наш враг выставил наружу, овладев нашею внутренностию. Что же делают те, которые с такою заботливостию наперерыв стараются блистать красотою и великолепием одежд? Едва ли что-нибудь более, как только возобновляют и украшают торжество древняго врага человеческаго рода. Что значит сия гордость, с которою имеющий на себе дорогую одежду едва удостоивает взора покрытую вретищем или полураздетую нищету, сия ненасытимость, с какою некоторые со дня на день умножают сие непостоянство, с которым так часто переменяют уборы? Не есть ли сие нечто подобное тому, как еслибы больной вздумал тщеславиться множеством своих струпов и красотою обязаний; или, еслибы раб, принужденный носить оковы, желал иметь их в великом числе и выработанныя с разнообразным искусством?
Правда, Бог некоторым образом освятил то, что есть
в одежде простейшаго и вместе необходимейшаго. И сотвори Господь
Бог Адаму и жене его ризы кожаны, и облече их
И какой же предмет столь нетерпеливых забот? Нежная ткань, драгоценные камни, чистое золото пусть приложат к сему исчислению, что еще угодно как все сие мало и недостойно озаботить того, кто хотя мало размышляет! Не знаю, что может давать золоту на весах разумнаго человека такую же тяжесть, как и на весах торжника, если это не есть тяжесть бед, которыми обременяет оно род человеческий. То, что называют лучшею водою в камнях, не суть ли слезы несчастных жертв, которыя вживе, «глубже»3 мертвых погребаются во мрачном чреве гор, для извлечения оттуда сих драгоценных безделиц? Лучшия произведения искусных рук могут ли составить чью-нибудь славу, кроме своего художника? И далеко ли простирается сия слава? Художник мира положил предел для тщеславия смертнаго искусства в самых обыкновенных делах природы. Посмотрите еще раз на полевые цветы: Соломон, во всей славе своей, не облачался так, как последний из них, говорит Истина.
Если вы, смотря на полевые цветы, не обретаете в
себе мудрости пчел, дабы собрать с оных тонкий, духовный мед; если зрелище природы
не приносит вам наставления, которое бы обратилось в вас в силу и жизнь: изберите
себе другое, высшее зрелище; возвысьте дух ваш, и воззрите не на образ и тень
истины, но на самое лице ея, на красоту не созданную, на цвет совершенства,
воззрите, члены тела Христова, на Главу свою и всмотритесь пристально, пристанут
ли ей любимыя вами украшения. Какая несообразность! Глава во яслях, на соломе,
а члены хотят почивать на своих седалищах и утопать в одрах своих! Глава в уничижении,
в нищете, а члены только и помышляют о богатстве и великолепии! Глава орошается
кровавым потом; а члены умащаются и обливаются благовониями! Со Главы падают
слезы, а члены жемчуг осеняет! Глава в тернии, а члены в розах! Глава багреет
от истекшей крови, и смертною объемлется бледностию; а члены лукавым искусством
дополняют у себя недостаток естественной живости, и, думая сами себе дать красоту,
в которой природа им отказала, превращают живый образ человеческий в изображение
художественное! Глава то в наготе, то в одежде поругания, а члены любят покоиться
под серебряным виссоном, под златым руном, или, вместо наготы Распятаго, с презрением
стыда и скромности, вымышляют себе одежду, которая бы не столько покрывала,
как обнажала! Но да не возглаголют уста моя дел человеческих
Что ж? спросят, вероятно, люди, более
желающие избавиться от обличения, нежели исправить обличаемое,
неужели все
должны отвергнуть всякое благолепие и облечься в рубища?
Нет, совопросники, мудрые, еже творити злая, благо же творити
не познавшие
Христиане!
как наследники и будущие возобновители рая, не обленяйтесь исторгать из сердец
ваших и малое былие нечистых страстей, дабы не умножились плевелы, и не возрасло
терние, и не было подавлено семя Божественное. Лучше лишиться тысячи украшений
тела, нежели представить Всевидцу малейшее пятно в душе и совести. Ах! хотя
бы под рубищем, только бы сохранить то царственное облачение, о котором писано:
Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся
Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2024 Свято-Троицкая Сергиева Лавра