Издание сочинений московскаго святителя Филарета мы начинаем проповедническими его трудами. В таком выборе для начала мы руководимся сколько обширностию этих трудов, представляющею всю полноту и разнообразие воззрений святителя на предметы веры и нравственности христианской, столько и последовательностию в развитии великаго ума, какая с большею ясностию выразилась в трудах проповедника, проходящих чрез все время служения его Церкви и Отечеству. Без сомнения, эти же побуждения, при сознании вообще высоких достоинств проповедника, руководили и заявлениями общества, какия не мало приходилось нам слышать об издании прежде всего слов и речей усопшаго архипастыря.
При жизни святителя было издано шесть собраний его слов и речей. Первое собрание вышло в свет в 1820 г. под заглавием: «Поучительныя слова, говоренныя в разныя времена синодальным членом Филаретом, архиепископом Ярославским». Порядок расположения слов, как и во всех последующих собраниях, не хронологический. Собрание это перепечатано вторым изданием в 1821 году, с прибавлением произнесенных в этом году двух новых слов. Второе собрание вышло в 1822 году под заглавием: «Слова к московской пастве, в первый год управления ею говоренныя, и житие преподобнаго Сергия, читанное в лавре его на всенощном бдении июля 5 дня». Из прежде
В предпринимаемом ныне издании нам советовали ограничиться
только перепечатанием пятаго и шестаго собраний. «Если в
этих собраниях заключается все то, чтo сам проповедник так или иначе почитал
достойным своего имени, то не уважительно к его памяти» говорили
нам «ставить на ряду с произведениями законченными те слова и речи,
которыя или напечатаны были только в первых собраниях и отдельных брошюрах,
или вовсе нигде не были напечатаны». На это прежде всего мы заметим, что
и не признанное за достойное внимания самим проповедником может быть признано
за таковое другими, и действительно, как мы знаем, признается весьма многими:
в таком случае и одобренное, и не одобренное почившим святителем все
в издании получает свою цену. Между тем мы имеем в виду не одно то, чтобы сохранилась
несомненно дорогая память всех трудов проповедника. Цель нашего издания есть
и желание послужить составлению биографии усопшаго. А для этой цели, как известно,
должно быть издано все, чтo когда-либо вышло из-под пера писателя и непременно
в хронологическом порядке, так чтобы составитель биографии мог определить не
только силу и характер таланта, но и то, в какой последовательности и при каких
обстоятельствах развивался этот талант. Но мы уважаем и волю почившаго
святителя и, по возможности, желали бы оставить неприкосновенным сделанный им
самим для последних собраний выбор слов и речей. Посему мы решились разделить
все наше издание на три отдела. Первый отдел будет иметь слова
и речи, напечатанныя в пятом и шестом собраниях и следовательно вполне одобренныя
самим проповедником; вторый отдел будет заключать слова и речи, напечатанныя
прежде пятаго и шестаго собрания и не вошедшия в эти собрания; наконец в третьем
отделе будут помещены слова и речи,
Просим читателей быть снисходительными к нашим трудам, особенно по отношению к тому, что не все, написанное усопшим, войдет в предпринятое издание. По смерти святителя был напечатан хронологический указатель его произведений (Чтения Общ. люб. дух. пр., кн. 6-я, 1869 г.), составленный весьма тщательно и, как нам известно, с особенною любовию к делу. Мы с благодарностию пользовались этим указателем. Но и в нем есть пробелы, в чем признается и почтенный составитель указателя, и чтo весьма естественно. Без определенных источников трудно вообще делать изыскания, особенно за время более полувека назад; из проповедей же позднейшаго времени многия, особенно те, которыя почему-либо не назначались к печати, находясь у частных лиц, приобретавших оныя или от самого проповедника, или случайно, могут быть известны и быть напечатанными только по сообщению этих лиц. Предоставляем себе, по мере открытия новых слов и речей за прежнее время, пополнять ими, с непременною отметкою времени произнесения, последующие томы нашего издания.
Взамен биографии почившаго святителя печатаем послужной список его за 1867 год.
Святейшаго Правительствующаго Синода
Член Филарет Митрополит Московский и Коломенский, Свято-Троицкия
Сергиевы Лавры Архимандрит. Сверх сего, Член Императорскаго Человеколюбиваго
Общества, Вице-Президент Московскаго Попечительнаго о тюрьмах Комитета,
Действительный Член Конференции Московской Духовной Академии, ординарный
Академик Императорской Академии Наук, Почетный Член Общества Истории
и Древностей Российских, Императорской Санкт-Петербургской Медикохирургической
Академии, Императорских Московскаго и Новороссийскаго Университетов,
Императорских Обществ Археологическаго, Географическаго,
Конференции Духовных Академий Санктпетербургской, Киевской
и Казанской. Имеет алмазные знаки ордена Св. Ап. Андрея Первозваннаго,
ордена: Св. Владимира 1-й ст. Большаго креста, Св. Александра Невскаго
и Св. Анны 1-й ст.; алмазами осыпанную Панагию и осыпанный драгоценными
камнями посох, Докторский крест, наперсный, украшенный драгоценными
камнями, золотую медаль по крестьянскому делу и знаки Греческаго
ордена Спасителя Большаго креста, бронзовые наперсные кресты на
Владимирской ленте первый за 1812 г., второй в
память
Обучался сперва в Коломенской, а потом в Сергиево-Лаврской Семинарии: Географии, Истории, Риторике, Философии и Богословию; языкам: Латинскому, Греческому, Еврейскому и Французскому, и в 1803 г. кончил курс наук с степенью студента.
1803 г., Ноября 21-го, определен учителем Греческаго и Еврейскаго языков в Сергиево-Лаврскую Семинарию.
1806 г., Августа 30-го, переведен в звании же учителя в Пиитический класс и вступил в должность Проповедника при Лавре, по назначению местнаго Начальства.
1808 г., Января 14-го, утвержден учителем высшаго красноречия и Риторики с оставлением в должности Проповедника.
Ноября 16-го пострижен в монашество.
Ноября 21-го посвящен во Иеродиакона.
1809 г., Марта 1-го, по указу Свят. Синода, быв истребован в
28-го Марта же посвящен во Иеромонаха.
Августа 9-го определен в должность Ректора в учрежденное при той же Семинарии Александроневское уездное училище, с прохождением прежних должностей в Семинарии.
1810 г., Февраля 8-го, переведен Баккалавром Богословских наук в
1811 г., Июня 30-го, Всемилостивейше пожалован, за отличие в проповедывании Слова Божия, наперсным крестом с драгоценными камнями.
Июля 8-го возведен в сан Архимандрита.
В Июле, по назначению Коммиссии Дух. училищ, производил обозрение находящимся в
В начале 1812 г. от Коммиссии же Дух. училищ имел поручение образовать для окончивших курс учеников
Марта 11-го определен Ректором
Марта 27-го определен Настоятелем Новгородскаго Юрьева первокласснаго монастыря.
С того же времени, по званию Ректора, присутствовал в
1813 г., Июня 29-го, за неусыпные труды, по званию Ректора и Профессора Богослов. наук, в
В Июле, с утверждения Коммиссии Дух. учил. производил обозрение
1814 г., Августа 13-го, от Коммиссии Дух. учил. наименован Доктором правосл. Богословия.
27-го удостоен Высочайшаго рескрипта, с изъявлением Монаршаго внимания за успешное окончание перваго Академическаго курса, отличные труды и способность к образованию юношества.
И по сим же обстоятельствам, вследствие представления Коммиссии Дух. учил., награжден пожизненным пансионом по 1500 р. в год.
30-го, по Именному Высочайшему указу, назначен Членом Комм. Дух. училищ, быв еще и прежде призыван в ея заседания по делам, пред открытием округа Московскаго и пред преобразованием Семинарий округа
1815 г., в Июне и Июле, по поручению Комм. Дух. училищ, обозрел Моск. Академию и семь Семинарий: Новгородскую, Тверскую, Владимирскую, Ярославскую, Костромскую, Спасо-Вифанскую и Московскую, а также и находящияся при них и на пути между ними некоторыя уездныя и приходския училища.
1816 г., в Марте, по указу Свят. Синода, определен Настоятелем Моск. Ставропигиальнаго Новоспасскаго монастыря, с оставлением при Академии.
Апреля 8-го Высочайшим рескриптом, за успешное обозрение
Июня 2-го Высочайше назначен был членом Комитета о решении того, каким образом должны производиться в Финляндских судебных местах дела о людях духовнаго звания Грекороссийскаго исповедания.
Июля 16-го Высочайше утвержден членом Совета Императорскаго Человеколюбиваго Общества.
1817 г., Марта 3-го, назначен членом Высочайше учрежденнаго Строительнаго Комитета при
Апреля 7-го членом Главнаго Правления училищ.
В Июле произвел обозрение
Июля 23-го, вследствие представления Амвросия Митрополита Новгородскаго, Именным Высочайшим указом, данным Свят. Синоду, Всемилостивейше повелено быть ему Викарием
Августа 5-го хиротонисан в Епископа в
1818 г., Августа 26-го, за новые труды, по возложению Коммиссии Дух. учил., подъятые в 1818 г., при производстве испытания студентов Моск. Дух. Академии и вообще при обозрении Академии и Семинарий: Московской, Вифанской, Тверской и Новгородской, а также некоторых уездных и приходских училищ, и за заслуги Церкви и Отечеству, Всемилостивейше сопричислен к орд. Св. Анны перваго класса.
1819 г., Августа 15-го, Именным Высочайшим указом, данным Святейшему Синоду, повелено быть ему Архиепископом Тверской епархии и вместе членом Свят. Синода.
Июля 20-го объявлена Высочайшая благодарность, за составление проекта поощрительнаго учреждения при
1820 г., Сентября 26-го, Именным Высочайшим указом, данным Св. Синоду, повелено быть ему Архиепископом Ярославской епархии.
1821 г., Июля 3-го, Именным Высочайшим указом, данным Свят. Синоду, повелено быть Архиепископом Московской епархии и Свято-Троицкия Сергиевы Лавры Архимандритом, с присутствованием в Моск. Синод. Конторе.
1822 г., Октября 28-го, согласно прошению, Высочайшим рескриптом уволен от звания члена Главнаго Правления училищ.
1823 г., Июня 2-го, Высочайшим рескриптом, за деятельное служение Церкви и духовному просвещению, как в прохождении пастырскаго поприща в разных епархиях, так равно по званию члена Свят. Синода и Коммиссии Дух. учил., за назидательные труды в поучение Пастве и начертание по духу православной восточной Церкви и в разуме евангельской истины Катихизиса, одобреннаго Свят. Синодом, сопричислен к орд. Св. Александра Невскаго.
1825 г., Декабря 25-го, по случаю восшествия в Бозе почившаго Государя Императора Николая Павловича на прародительский престол, вследствие представления Его Величеству
1826 г., Августа 22-го, за заслуги, оказанныя Церкви, и отличное служение возведен в сан Митрополита.
При сем Всемилостивейше пожалован белым клобуком с крестом из драгоценных камней.
1828 г., Января 7-го, по напечатании в Синод. типографии, по Высочайшему соизволению, составленных им: краткой Священной Истории, также краткаго и пространнаго Катихизисов, с прибавлением наставлений для воинов, и поднесенных Его Величеству, объявлена Высочайшая благодарность.
1831 г., Апреля 19-го, за ревностное и многодеятельное служение в Архипастырском сане, достойно носимом, и притом многие похвальные подвиги и труды на пользу Церкви и Государства, постоянно оказываемые, Всемилостивейше сопричислен к ордену Св. Ап. Андрея Первозваннаго.
1832 г., Декабря 9-го, в благодарность за труд в сочинении книги Сказание о обретении честных мощей, иже во святых отца нашего Митрофана, перваго Епископа Воронежскаго, и о благодатных при том знамениях и чудесных исцелениях, извлеченное из актов и донесений, имеющихся в Свят. Синоде, по указу Свят. Синода, выдано ему безденежно сей книги 100 экземпляров.
1834 г., Апреля 30-го, объявлена благодарность Свят. Синода за пожертвование митры (древняго устроения) из ризницы кафедральнаго Чудова монастыря в пользу Екатеринбургской архиерейской ризницы.
1839 г., Марта 26-го, за долговременное служение Церкви и Отечеству, ознаменованное разнообразными и многотрудными занятиями ко благу Церкви и за неутомимое трудолюбие по разным частям высшаго духовнаго управления, Всемилостивейше сопричислен к орд. Св. Равноапостольнаго князя Владимира первой степени Большаго креста.
1842 г., Сентября 21-го, объявлена признательность Св. Синода за пожертвование от кафедральнаго Чудова монастыря Преосв. Иосифу Архиепископу Литовскому саккоса и омофора золотой парчи и других драгоценных ризничных вещей.
1849 г., Апреля 3-го, за неусыпныя попечения о вверенной Епархии, при многолетней опытности и назидательном проповедании слова истины, которыя являют просвещенно-ревностнаго Пастыря стада Христова, и уважая сии отличныя достоинства и неутомимо совершаемыя в пользу православной Церкви и Отечества подвиги, Всемилостивейше пожалован алмазными знаками орд. Св. Андрея Первозваннаго.
1851 г., Августа 22-го, за долговременное служение Церкви и Отечеству, при отличных дарованиях, украшаемое непрерывными подвигами благочестивой ревности об утверждении в сердцах Св. православной веры, и по случаю исполнившагося тридцатилетия Архипастырской деятельности и двадцатипятилетия в сане Митрополита, Всемилостивейше пожалован осыпанною алмазами Панагиею.
По случаю принесения Московским духовенством в соборный храм Успения Пресвятыя Богородицы златой дарохранительницы, в воспоминание протекшаго 25-ти-летия со времени венчания и священнаго помазания Императора Николая I-го на прародительский престол, объявлена искренняя Высочайшая признательность за высокое Архипастырское служение православной Церкви и Отечеству.
1854 г., Января 10-го, за верноподданическое приношение от Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, от кафедральнаго Чудова монастыря и приписнаго к нему Николо-перервинскаго монастыря 50.000 рублей серебром, для употребления на настоявшия потребности православных воинов и войны, объявлена Высочайшая благодарность.
Ноября 6-го, за труды понесенные в деле обращения Рогожских раскольников к св. Церкви и истинно-пастырскую распорядительность в сем деле, объявлена признательность и благодарность Свят. Синода.
1855 г., Марта 18-го, за пожертвование на военныя надобности от обителей Московской Епархии и от церквей Москвы 110.600 руб. серебром, Высочайшим рескриптом изъявлено совершенное благоволение Его Императорскаго Величества.
В 1856 году, по Высочайшему повелению, 26-го Августа, совершал священное коронование Его Императорскаго Величества.
За неутомимо-продолжаемое в просвещенной ревности по вере православной с пламенным усердием к Церкви, Престолу и Отечеству, с опытным знанием церковных дел и духовных нужд паствы, многолетнее Архипастырское служение, украшенное его отличными дарованиями, Всемилостивейше пожалован осыпанный драгоценными камнями посох.
1857 г., Мая 31-го, за особенное постоянное попечение о благоустройстве Моск. Дух. Академии объявлена признательность Свят. Синода.
1860 г., Декабря 30-го, Высочайшим рескриптом, за труды в деле сбора в пользу сельских церквей Могилевской Епархии, священной утвари и риз объявлена ему Высочайшая признательность.
1861 г., Мая 21-го, Всемилостивейше пожалована ему золотая медаль, установленная за труды по крестьянскому делу.
Июня 6-го Всемилостивейше пожалован наперсным крестом, украшенным драгоценными камнями.
Сентября 7-го Его Величеством Королем Греции, при грамоте от 28-го Июня 1861 г., пожалован знаками ордена Спасителя Большаго креста.
1862 г., Октября 31-го, за пожертвование, в количестве
10.110 р. сер. от духовенства Московской Епархии в пользу пострадавших
от пожара жителей
1864 г., Апреля 23-го, объявлена признательность Свят. Синода за труды по изменению изображений и надписи на свящ. антиминсах.
Июля 21-го объявлена благодарность Его Императорскаго Величества за пожертвование на исправление здания Заиконоспасских дух. училищ и на содержание воспитанников Моск. дух. Академии.
Октября 23-го объявлена признательность Свят. Синода за заботливость и старание к увеличению свечнаго дохода.
Октября 29-го объявлена признательность Свят. Синода за попечительность о погоревших в г. Симбирске церквах и жителях.
1865 г., Февраля 10-го, объявлена признательность Свят. Синода за пожертвование 7.000 руб. сереб. в день пятидесятилетия Моск. Семинарии.
Ноября 4-го объявлена Высочайшая благодарность за увеличение на счет неокладных сумм Моск. кафедры содержания наставникам, эконому и доктору Моск. дух. Академии.
1866 г., Февраля 21-го, объявлена признательность Свят. Синода за пожертвование из сумм Московской кафедры: 1) на исправление ветхостей в зданиях Дмитр. дух. училища 1639 руб. 55 к., 2) на пошитие теплой одежды казеннокоштным ученикам Звиногород. дух. училища 538 р. и 3) на приобретение физическаго кабинета для Вифанской Семинарии 700 руб.
Сентября 3-го объявлена Высочайшая благодарность за пожертвование 7.000 руб., в пользу наставников Вифанской Семинарии.
1867 г., Января 19-го, изъявлена Высочайшая благодарность за пожертвование Моск. духовенством 8.500 руб. в пользу пострадавших семейств Кандиотов.
Июня 21-го советом Императорскаго Новороссийскаго Университета единогласно признан Почетным Членом сего Университета, на что при отношении ректора Университета от 21-го Июня 1867 года за № 523 прислан диплом.
Августа 5-го Высочайшим рескриптом,
в день исполнившагося пятидесятилетия служения в Епископском сане,
за непрерывныя заботы о духовном преуспеянии паств, о развитии и
приумножении благотворительных и воспитательных учреждений, о насаждении
и утверждении единоверия, о благоустройстве Духовно-учебных заведений
епархии, за щедрую поддержку оных, многочисленныя пастырския писания,
глубокую опытность в делах высшаго церковнаго управления, пастырскую
попечительность о высших интересах православия и
При сем Всемилостивейше пожалована украшенная драгоценными каменьями Панагия на бриллиантовой цепочке, с изображением на оборотной стороне вензелей Его Величества и двоих Державных предшественников Его, при которых проходил свое служение, и с надписью вокруг нея: «Преосвященному Митрополиту Филарету, в память пятидесятилетняго служения Церкви и Отечеству, 5-го Августа 1817 г. 5 Августа 1867 г., в царствование Александра I, Николая I и Александра II».
Вместе с сим, в вознаграждение заслуг собственно-государственных и незабвеннаго служения при трех Императорах, Его Величество Всемилостивейше пожаловал настольные портреты Его Величества и двух Его предшественников, соединенные вместе, осыпанные бриллиантами и украшенные большою Императорскою короною.
Скончался 1867-го года, 19-го Ноября, на 85-м году; погребен в Троице-Сергиевой Лавре, в приделе Свято-Духовской церкви, устроенном во имя Святаго Филарета Милостиваго в память пятидесятилетняго служения в сане Епископа.
Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2025 Свято-Троицкая Сергиева Лавра