(Говорено в Троицкой домовой князя А. Н. Голицына церкви, января 18;
напечатано отдельно и в собраниях 1820, 1821, 1844 и 1848 гг.)
Глас вопиющаго в пустыни: уготовайте путь Господень, правы творите стези его. |
Блаженная пустыня, в которой слышен столь вожделенный глас! Вожделенный глас, которым возвещается приближение Господа! Ибо если повелевается уготовать путь Господень, и правы творить стези Его в пустыне, то конечно Господь не далек от нея и желает посетить ее. Посему-то и Пророк Господень приветствует ее радостию и веселием: радуйся пустыня жаждущая, да веселится пустыня, и да цветет яко крин
Чтo пред сею пустынею и гласом ея, хотя
впрочем не столько глаголющим в мире, сколько вопиющим в
трепетном благоговении, чтo пред ними молва и смятение
человеческих обществ, чтo шум и разсеянность города, который едва
ли где и когда бывает лучше, нежели каким видел его пустынелюбивый
царь: видех беззаконие и пререкание во граде; днем и нощию обыдет
его по стенам его; беззаконие и
труд посреде его и неправда; и не оскуде от стогн его лихва и лесть
(Псал. LIV. 1012). И кто не пожелает с Давидом удалиться
бегая, и водвориться в пустыни, так чтобы тамо чаять Бога
О, еслибы Господь даровал нам ныне, хотя на краткое время, снити внимательною мыслию в лежащую пред лицем Его пустыню, приять сердцем глас предваряющей благодати Его, да в умилении подвигнемся на уготование пути Его!
Глас вопиющаго в пустыни: уготовайте путь Господень, правы творите стези Его.
Когда Евангелие, дабы обратить очи ваши на путь Господень, оглашает вас гласом пустыни, да не возмнит кто из вас, «христиане»1, будто вас хотят без различия похищать из жизни общественной и влещи к Иоанну Крестителю в некую ненаселенную страну Иорданскую. Пророк, издалеча слышавший и предвозвестивший глас вопиющаго в пустыни, явленный в Иоанне, без сомнения, имел пред очами нечто более, нежели одну Иорданскую пустыню. Всяка дебрь наполнится, и всяка гора и холм смирится; и будут вся стропотная в право, и острая в пути гладки, и потом явится слава Господня (Исаии. XL. 4 и 5): так изображает Исаия преображение своей пустыни. Но пустыня Иоаннова и в явление Господа Иисуса, и после, оставалась также дикою, как была прежде.
Какая же то пустыня, в которой Пророк
слышал глас, возвещающий приближение Господа? Вотще
терялись бы мы в разнообразии времен невозвратных и мест недосягаемых,
для обретения оныя. Напротив, она не столько удалена, сколько не
примечаема, и усматривается чрез восхождение от чувственнаго к духовному,
от человеческаго к Божественному. Чтo есть пустыня в обыкновенном
понятии человеческом, для ока чувственнаго? Место, необитаемое
и невозделываемое человеками, хотя бы оно было исполнено зверей
и других живущих
тварей. Отселе да разумеем, чтo есть пустыня для взора духовнаго,
для ока Божия? Когда страсти, свойственныя естеству
зверей, и пожелания скотския, возобладав человеком, удаляют от него
всякую духовную мысль, всякое чистое желание, всякое благое дело
и, так сказать, опустошают высшую область его природы,
чтo тогда есть душа его, как не пустыня дикая? Но когда число таковых
животных человеков столь велико, что весь состав человечества, по
Слову Божию, есть плоть
И в сии ли неустроенныя, оставленныя,
непроходныя пустыни пролагает себе путь Господь славы и велелепоты?
Исходит от блаженных селений небесных и грядет посетить землю, грехом
и проклятием опустошенную? Оставляет сынов дома Своего
чистых духов, питающихся светом лица Его, и поспешает обрести овча
Своего стада, заблуждающее от Него в горах и дебрях? Так! Господь,
Который самый потоп населяет да
наполнится, и всяка гора и холм смирится, и будет вся стропотная
в право, и острая в пути гладки; и явится слава Господня. Воздвигнитесь
убо, работающие миру неблагодарному, воздвигнитесь от него тайным
шествием, подобно как древние Израильтяне от Египта; обратитеся
и воззрите очами духа на лице пустыни в вас и окрест
вас ожидающей своего посещения и обновления; видите
ея сетующий образ; провидите славу, ей обещаемую; и, аще услышите
глас Господа, сотрясающаго пустыню
Но кто может сказать, что не слышал сего страшнаго иногда, однако тем не менее милосердаго гласа? Глас Иоанна Крестителя, призывающий к покаянию и возвещающий приближение Царствия Божия, не есть единственный глас вопиющаго в пустыни, но повторение многократных и продолжение непрерывных подобных гласов. Еще тогда, как человек, слышав глас Господа Бога, ходяща в раи, сокрылся в первый раз от лица его и таким образом открыл первую пустыню в самом раю, тогда же услышался и первый глас в пустыни: где еси? глас, который оттоле, в безчисленных отголосках, несется по всем местам и временам, и пронесется до самой вечности, взыскуя погибающих в удалении от Господа. Еслибы не одебелело сердце людей сих, еслибы не тяжко слышали они ушима и не смежали очей своих, то все чувства их непрестанно наполнял бы глас благодати предваряющей и призывающей к обращению и спасению: глас отвне возглашающий в видимой природе; глас извнутрь исходящий из глубины души; глас свыше нисходящий в Божественном откровении; глас долу отражающийся в происшествиях мира, движимых перстом Господа и дхновением уст Его.
Глас в природе. Если он мало
слышим, то потому самому, что не престающ. Привычка слышать его
притупила внимание, и его равномерность показалась безмолвием. Безбожник
исповедал бы Бога, воззрев на небеса, и услышав вещание их, еслибы
не родился под ними; каменное сердце разселось бы от стенаний земли,
проклятой в делах человека, еслибы всем бытием своим не было погружено
в сии стенания прежде, нежели ощутило само себя. Небеса, говорит
один из имеющих
уши слышати, небеса поведают славу Божию так, что
не суть речи, ниже словеса, ихже не слышатся гласи их (Псал. XVIII.
2 и 4), то-есть, нет языка или наречия, на котором бы
само собою не выражалось их проповедание. Другой, среди сих торжественных
гласов твари славословящей премудраго Творца, открывает болезненныя
воздыхания твари повинувшейся суете: вемы, говорит, яко вся тварь
совоздыхает и сболезнует даже до ныне (Рим. VIII. 20 и 22).
Сии совокупные гласы и воздыхания твари, глас от источника
первоначальнаго в мире блага и воздыхание из бездны произникшаго
зла, глас небеснаго порядка и воздыхание земнаго нестроения, глас
жизни и воздыхание смерти, глас всеобщаго сохранения и воздыхание
всеобщаго истления, не суть ли, для разумевающих, некий
глас вопиющаго в пустыни, или вопль самой всемирной пустыни,
отвсюду гласящий человеку: «кто кроме тебя мог внести зло в
творения Всеблагаго? Не ты ли, будучи поставлен их владыкою, соделался
их поработителем? Не ты ли превратил царство благолепия в безобразную
пустыню и окрест плодов жизни насадил терние и волчцы? Доколе убо
и страждешь сам и с собою оставляешь всю тварь совоздыхать и
сболезновать? Доколе не обратишься всем существом твоим, да
с тобою приближится и все владычество твое к Единому Виновнику всякаго
блага и совершенства, от Котораго ты удалился, но Который еще столь
видимо к тебе приближается отвсюду и Своею славою и Своими щедротами?
Доколе не уготовляешь пути Господня, и правых не творишь стезей
Его»? Боже мой! еслибы единый мгновенный вздох
целыя Твоея твари мог быть измерен внешним чувством,
сколько бурь и громов он бы составил! Но вся тварь непрестанно воздыхает
к нашему сердцу, неумолкно вопиет к уму: и мы не слышим, и еще веселимся
ея страданием и разрушением!
Глас из глубины души. Сей, может-быть, еще
менее слышан, нежели глас внешней природы, потому что и более тонкаго
требует чувства, и более глубокаго внимания. Хотя, без сомнения,
никто не может лучше ведать, яже в человеце, как дух человека,
живущий в нем его
дома, замечает мимоходящих, приемлет посещающих, собеседует, пиршествует;
а тайную клеть свою едва посещает, как чуждую гостинницу, не знает
сокровищницы своей, и все попечения домостроительства возлагает
на рабов и наемников. Мы живем по большой части во внешних чувствах;
заботимся о преходящих удовольствиях; мудрость мира, страсти, пожелания
управляют нашею деятельностию: между тем, чтo происходит в душе
нашей, чтo скрывается в таинственной глубине ея, не ведаем, и более
стараемся познать других, нежели самих себя; отверзаем все возможные
исходы из самих себя, и ни единаго входа внутрь себя.
Блажен, кто умеет, по примеру Давида, собирать все свои силы в ту
недоведомую страну природы человеческой, которая сопредельна с высшими
областями духовнаго и Божественнаго, там открывать ко Господу
путь свой
вашей
пустыни, возвещающий вам, что хождение в стропотных путях
мира и плоти только уязвляет и утомляет душу вашу; что вы напрасно
расширяете для нея стези ея изгнанническаго странствования, по которым
она только более удаляется от отечества небеснаго; что для нея должно
искать пути возвращения к Отцу небесному и спасительнаго посещения
свыше, уготовлять путь Господень, и правы творить стези Его.
Глас в откровении. Между тем как большая часть человеков день от дня тягчае слышали ушима, да не услышат всеобщаго воздыхания твари о свободе чад Божиих, и час от часа более одебелевало их сердце, да не уразумеют глаголов сего самаго сердца, которое взыскует лица Твоего, Господи оглашает во храмах, собеседует в домах, и тогда, как в служение Слова призываются толико нищие дарами апостольства, Ты положил в сердце любящим Тебя, да вновь самих Апостолов в их писаниях сопроводят по градам и весям, по чертогам и хижинам, и таким образом во всем пространстве исполнится сказанное: проповестся сие Евангелие царствия по всей вселенней
Глас в происшествиях мира. Поелику всякое слово Божие живо и действенно если кто еще не слышит, или не узнает тихаго гласа Божия в приключениях собственной жизни, да не затворит, по крайней мере, слуха и сердца от тех всемирных гласов судеб, которые вдруг поражают племена и народы, наполняют веки, потрясают небом и землею. Да плачет земля и да помрачится небо
Глас Господень в крепости! Глас Господень в великолепии
Бог славы гремит разрушения вековых оград, глас поругания храмов, есть ли только действие случайнаго удара? Но рука Провидения не ударяет мимо своея меты; а сия мета назначается премудростию и правосудием. Есть ли сие одно поражение виновных? Без сомнения, всевидящим судом не наказуются невинные; «но не будем судиями помышлений злых
пробужденное судом, уже вновь воздремало под сению милости?
Блюдемся, о чада помилования, дабы нерадением о
богатстве благости и долготерпения Божия, толь многочастно и многообразно
призывающаго нас к обращению и переменению жития, вновь не собирать
себе гнева Божия, и не предать себя тягчайшему и конечному суду.
Помыслим: если ныне, во время благоприятно и в день спасения, не
уготоваем мы пути Господня ,и не сотворим правых стезей Его;
то когда явится Сам Он, и от лица Его не токмо горы
и холмы, но побегнут небо и земля, так что места не обрящется
им
Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2025 Свято-Троицкая Сергиева Лавра