(Говорена в Троицкой домовой, князя А. Н. Голицына, церкви,
в среду недели двадесятыя, октября 23; напечатана отдельно
и в собраниях 1820, 1821, 1844 и 1848 гг.).
Что Мя зовете, Господи, Господи, и не творите, яже глаголю? |
Страшный гнев Господа открывается нам, слушатели, «в сем изречении
Итак, неужели Бога оскорблять можно и молитвою? Можно, если устная молитва не сопутствуется сердечною, а сердечная не сопровождается творительною молитвою. Что Мя зовете, Господи, Господи, и не творите, яже глаголю?
Пророк, «изображая отвержение Иуды предателя, во вдохновенном свыше негодовании вопиет»2: молитва его да будет в грех
Размыслим о способе правильно и спасительно употреблять молитву Господню.
Отче наш, иже еси на небесех! взываем мы, последуя Единородному.
Я говорю: последуя Единородному. Ибо кто бы дерзнул произнести сие призывание, когда бы Единородный не соделался Первородным во многих братиях
«Часто»4
мы произносим имя Отца небеснаго; но размышляли-ль мы когда5
о нашем праве так именовать Его? Занимаясь земными мыслями, земными
желаниями, земными действиями, охотно покорствуя суете вместе с
тварию, которая покорена ей неволею, безпечно продолжая быть так
же плотию, как и родились от плоти
Дадим, христиане, Богу нашему быть для нас тем, чем Его именуем. Отторгнем себя от земли; взыщем отечества небеснаго: тогда «неосужденно»7 наименуем Отцем нашим живущаго на небесех, и Он без гнева услышит наши прошения.
Да святится имя Твое вот первое прошение.
Божие имя есть вещь священнейшая в мире. Им совершаются наши спасительныя таинства; им печатлеется верность наших клятв и обещаний; его полагаем мы в основание начинаний наших. Было время, когда оно, исходя из уст рабов Божиих, владычественно потрясало природу и низлагало их врагов видимых и невидимых. Сия непостижимая сила есть собственно Божия, но ея действие в нас зависит от нашей веры и благочестия. «Посему»8 заповедано нам хранить имя Божие с благоговением и употреблять с бережливостию: да не приимеши имене Господа Бога твоего всуе
Но что, если язык молящагося, долженствующий освятить
имя Божие, или, паче, освятиться им, еще не очищен от «празднословия»9,
злоречия, лжи, клеветы? Что, если желания наших сердец противоборствуют
хотениям наших устен? Если гласы молебных пений и славословий наших
возмущает нами же возносимый к небу вопль нищих
«Сколько можешь»10, удержи язык твой от зла, сотвори благо (Псал. XXXIII. 14 и 15) всем сердцем твоим; тогда не вотще молиться будешь, да святится имя Божие.
Да приидет царствие Твое вот второе прошение сынов царствия.
Царство Божие царство всех веков
Искренно ли в нас такое желание? Мы желаем царствия Божия и знаем, что сие царство несть от мира сего
Возревнуем о служении Богу, подобно как мы ревнуем о господствовании в мире; изыдем во сретение царствию Божию путем креста и смирения: тогда молитва о его пришествии не будет лицемерием.
Третие прошение: да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли.
Бог наш на небеси и на земли творит вся, елика хощет: воли бо Его кто противитися может
Много мы говорим о воле Божией, но едва ли не более помышляем о исполнении своей воли. Мы желаем видеть землю, по исполнению воли Божией, подобною небу, или самым небом; но начинаем ли мы сие великое превращение с самих себя? Любовь ангельская! ты выше нас: я не осмелюсь искать тебя. Любовь христианская! где ты обитаешь? Где ты действуешь, ревность благочестивая? Где почиваешь ты, кроткая преданность воле Божией? Вместо возвышения от земли к небу, от жизни христианской к ангельской, не более ли приметно в нас нисхождение от неба к земле, унижение духа пред плотию, ниспадение от благословеннаго царства благодати в мятежное владычество растленной природы?
Возненавидим прежде злую волю собственную, и потом уже молиться будем о благой в нас воле Божией.
Три прошения молитвы Господней, о которых я сказал, слушатели, тем с большею осмотрительностию и благоговением должны быть приносимы нами Господу, что простираются от времени до вечности. Следующия за оными четыре прошения относятся более до времени; но мы должны памятовать, что благоразумное или неблагоразумное попечение о временном приобретает нам благоволение или воздвигает на нас гнев Вечнаго.
Хлеб наш насущный даждь нам днесь.
Сим
желанием должны ограничиваться наши попечения о благах мира. Жизнь
есть благо потому, что ею можно заслужить блаженную вечность: потому
только благо для нас и то, что служит к сохранению жизни. Кто знает,
сколько должен он сделать для вечности, тот не много имеет времени
заботиться о жизни настоящей. К счастию, благий Промыслитель «слагает»17
с нас сей последний труд, как скоро мы приемлем на себя первый:
ищите прежде царствия Божия, и сия вся приложатся вам
Все ли мы умеем хотя чувствовать спасительный глас слова Божия, если не обретать для онаго сродную пищу? Не часто ли подавляется сей духовный глад алчностию плоти, которая требует не насыщения, но пресыщения; не одежды, но убранства; не здравия для отправления дел, но неги и бездействия? Удовлетворив себе в обыкновенных временных потребностях, мы вымышляем для себя случаи непредвидимые и нужды в будущих летах, которыя никогда к нам не придут. Наконец, не довольствуясь оскорблять Бога столь излишними желаниями, мы еще оставляем Его и обращаемся с оными к сильным земли, к хитростям, к неправдам, и таким образом присовокупляем к дерзости неверие.
Будем умереннее в наших желаниях и благоразумнее
в выборе «потребнаго»19 для
нас: одна благоразумная умеренность умеет просить хлеба у Хлеба животнаго
И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим.
Сколь многочисленны долги наши Богу! Есть долг наследственный. Наш первый Праотец купил запрещенный плод ценою жизни своея и своего потомства: мы родимся должниками. Есть долги собственные. Бог невидимо нам раздает многоценные таланты, внутренние и внешние, комуждо противу силы его
Не так же ли удобно, скажут, Милосердию безконечному и без условия простить погрешности и заблуждения слабых смертных, сколько бы ни были оне многочисленны? Но не удобнее ли тебе простить несравненно меньшия оскорбления твоего ближняго? То истинно, что милосердие Божие безконечно: потому-то и хочет оно, чтобы не ты один, но и все получили прощение; и, подая его тебе, как бы просит его у тебя твоим братиям. О человек, который живешь и дышешь единою милостию Господа! если ты отвергаешь Его у тебя ходатайство за ближних твоих; как может Он приять за тебя ходатайство Сына Своего? Тогда в прошении оставления долгов наших, якоже и мы оставляем должником нашим, уже заключается и осудительный на нас приговор: «суд без»20 милости не сотворшему милости
Не забудем, христиане, миловать прежде, нежели будем просить помилования. Блажени милостивии, яко тии помиловани будут
И не введи нас во искушение.
Безполезно было-б и прощение грехов, еслибы мы всегда возвращались к ним с прежнею слабостию. Но как трудно не пасть когда-либо среди непрестанной брани противу плоти, мира и духа злобы! Лев рыкает; лисы коварствуют. Если мы противопоставляем лукавству прозорливость, то крепость изменяет нам; если ярости силу, то коварство нас обманывает. Нет для нас иной надежды, разве когда единый Победитель всех врагов наших не попустит на нас более нападений, нежели мы можем выдержать, или дарует нам столько искусства и сил, сколько нужно для совершенной победы.
И мы молимся, слушатели, о сохранении нас от искушений: но не приближаемся ли к ним сами, прежде нежели они постигают нас? Молимся, да не поработит нас плоть; но не сами ли слишком заботливо питаем и греем врага сего и служим ему как другу и владыке? Молимся, да не очарует нас мир; но не мы ли отверзаем ухо к его тлетворным обаяниям? Молимся, да не соблазнит нас око; но не мы ли его пригвождаем к земным прелестям? Против кого в таком случае обращается наша молитва, если не против нас самих? Кийждо искушается от своея похоти влеком и прельщаем
От нас зависит нейти на встречу искушениям: молитвою отвращать должно те, которыя против воли нашей с нами сретаются.
Но избави нас от лукаваго.
Есть наконец некоторый род зла в поврежденной природе, которое находится не столько во внутреннем существе вещей, сколько во мнении, в действии токмо наружном и преходящем ощущении. Оно не всегда есть бич карающаго Правосудия; но часто поражающий жезл любви, горькое врачевство и, так сказать, благо несозревшее. Убожество, болезнь, печаль, унижение, гонение, суть зло разве тогда, когда мы виновны в них; но немощная природа содрогается при одном виде страдания. И сколь велико снисхождение Отца небеснаго, Который позволяет нам просить Его, да успокоит нас и от сих призраков зла; да ускорит разсеять и сии легкия тени, пробегающия по юдоли жизни!
Но тем дерзновеннее и неблагодарнее мы, когда употребляем во зло толикое снисхождение. Сколь многие вопиют к Богу на несчастия, которыя суть дело их собственных рук! Тот, который неумеренностию сокрушил крепость свою, приходит жаловаться на свои немощи; тот призывает суд Божий на оскорбляющих его, кто сам осуждается пред ними своею совестию; тот окаявает свою нищету, кто привлек ее расточительностию. Просить ли таковым избавления от лукаваго, или лучше благодарить Промысл за предстоящее обличение и внушаемое исправление лукаваго сердца?
Будем, слушатели, с радостию сносить наказание, когда мы виновны; когда невинны, без нетерпеливости молиться о избавлении от бедствия. Весть Отец наш небесный, ихже требуем
Воистинну, Отче Всеведущий! Ты не дашь чадам Твоим
камня вместо хлеба и змии вместо рыбы (Матф. VII. 9 и 10).
Но мы и о чесом помолимся, якоже подобает, не вемы
Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2024 Свято-Троицкая Сергиева Лавра