(Говорено в Александроневской лавре; напечатано отдельно
и в собр. 1820, 1821, 1844 и 1848 гг.).
Тако возлюби Бог мир. |
Ныне ли о любви, скажут, может быть, некоторые? Ныне ли, когда плод вражды созрел в вертограде Возлюбленнаго; когда и земля трепещет от ужаса, и сердца камней разрываются, и око неба помрачается негодованием? Ныне ли о любви к миру, когда и Сын Божий, страждущий в мире, оставлен без утешения, и молитвенный вопль Его: Боже мой, Боже мой, вскую Мя еси оставил
Правда, христиане! День вражды и ужаса день сей,
день гнева и мщения. Но если так, то что с нами будет, когда и земля не тверда
под нами и небо над нами не спокойно? Куда убежать с колеблющейся земли? Куда
уклониться из-под грозящаго неба? Взирайте прилежнее на Голгофу: и там, где
видится средоточие всех бед, вы откроете убежище. Тогда, как трепетна бысть
земля и основания гор смятошася и подвигошася, яко прогневася на ня Бог
(Псал. XVII.
8),
Христианин! Пусть тьма покрывает землю! Пусть мрак на языки! Востань от страха и недоумений! Светися верою и надеждою! Сквозь тьму приходит свет твой (Исаии LX. 1 и 2). Пройди путем, который открывает тебе раздирающаяся завеса таинств; вниди во внутреннее Святилище страданий Иисусовых, оставя за собою внешний двор, отданный языкам на попрание. Что там? Ничего, кроме святыя и блаженныя любви Отца и Сына и Святаго Духа к грешному и окаянному роду человеческому.
Любовь Отца распинающая.
Любовь Сына распинаемая.
Любовь Духа торжествующая силою крестною.
Тако возлюби Бог мир!
О сей-то любви, христиане, да будет
позволено мало нечто немотствовать пред вами, поелику изрещи ея
даже и не можно,
Итак, кто распинает Сына Божия? Воины?
Они суть почти столько же страдательныя орудия, как крест и гвоздие.
Пилат? Он, кажется, истощил все усилия в защищении Праведника
и торжественно изъявил свое несогласие на пролитие крови Его: прием
воду, умы руце пред народом, глаголя: неповинен есмь от крове Праведнаго
сего
Впрочем, сие не значит того, чтоб и не было виновных в убиении Невиннаго! Нет! Кто не мог, еслибы только восхотел, уразуметь то, что уразумел и проповедал отчаянный даже Иуда? Но аще быша разумели, не быша Господа славы распяли
Нам должно приметить здесь то, какую ничтожную паутину
составляло все сплетение видимых причин, произведших великое Голгофское
событие. Как же сия паутина в первых нитях своих не расторглась
или от дохновения гнева Божия, или даже от ветра суеты человеческой?
Кто связал ею льва от Иуды? Как сделалось то, чего не хотели, не
могли, не знали,
и что столь удобно было и уразуметь и отвратить? Нет! «Хулители
Голгофские также не знают, что говорят, как распинатели не знают,
что делают; в самом же деле»1
не человеки здесь ругаются Божию величеству: Божий Промысл посмевается
буйству человеческому, «без нарушения свободы»2,
заставляя его служить высочайшей Своей Премудрости. Не лукавые рабы
прехитряют Господа: Всеблагий Отец не щадит Сына, дабы не погубить
рабов лукавых. Не вражда земная уязвляет любовь небесную,
небесная любовь скрывается во вражду земную, дабы смертию любви
убить вражду и распространить свет и жизнь любви сквозь тьму и сень
смертную. Бог возлюби мир, и Сына Своего единороднаго дал есть,
да всяк веруяй в Онь не погибнет, но имать живот вечный
Кажется, мы, и приникая в тайну распятия,
и усматривая в страданиях Сына Божия волю Отца Его, более ощущаем
ужас Его правосудия, нежели сладость любви Его. Но сие долженствует
уверять нас не в отсутствии самыя любви, а токмо в недостатке нашея
готовности к принятию ея внушений. Бояйся, не совершися в любви
себя
«присносущий»3 источник
любви Божией: и сия любовь вооружается правдою и судом,
для чего? дабы разрушить сей оплот разделения. Но как
ничтожное существо грешника, под ударами очищающаго Правосудия,
невозвратно сокрушилось бы, подобно сосуду скудельному: то непостижимый
Душелюбец посылает единосущную Любовь Свою, то-есть единороднаго
Сына Своего, дабы Сей, носящий всяческая глаголом силы Своея
Но если Отец небесный из любви к миру предает единороднаго Сына Своего; то равно и Сын из любви к миру предает Себя Самого: и как любовь распинает, так любовь же и распинается. Ибо хотя не может Сын творити о Себе ничесоже, но ничего также не может Он творить и вопреки Себе. Он не ищет Своея воли (Иоан. V. 19 и 31), но потому, что есть вечный наследник и обладатель воли Отца Своего. Пребывает в Его любви, но в ней и сам восприемлет в Свою любовь все, Отцу любезное, как глаголет: возлюби Мя Отец, и Аз возлюбих вас (Иоан. XV. 9 и 10). И таким образом любовь Отца небеснаго, чрез Сына, простирается к миру: любовь единосущнаго Сына Божия вместе и восходит к Отцу небесному, и нисходит к миру. Здесь имеющий очи да видит глубочайшее основание и первоначальный внутренний состав креста, из любви Сына Божия ко всесвятому Отцу Своему, и любви к человечеству согрешившему, одна другую пресекающих, и одна другой придержащихся, повидимому разделяющих единое, но воистину соединяющих разделенное. Любовь к Богу ревнует по Боге, любовь к человеку милует человека. Любовь к Богу требует, чтобы соблюден был закон правды Божией, любовь к человеку не оставляет и нарушителя закона погибать в неправде своей. Любовь к Богу стремится поразить врага Божия4, любовь к человеку вочеловечивает Божество, дабы посредством любви к Богу обожить человечество и, между тем как любовь к Богу возносит от земли Сына человеческаго (Иоан. XII. 32 и 34), любовь к человеку разверзает объятия Сына Божия к земнородным, сии противоположныя стремления любви соприкасаются, сорастворяются, уравновешиваются и слагают из себя то дивное средокрестие, в котором прощающая милость и судящая истина сретаются, правда Божества и мир человечества лобызаются, чрез которое небесная истина возсиявает от земли, и правда уже не грозным оком приникает с небеси; Господь дает благость земле, и земля дает плод свой небу (Псал. LXXXIV. 1113).
Крест Иисусов, сложенный из вражды Иудеев и буйства
язычников, есть уже земный образ и тень сего небеснаго Креста любви. Без сего
мог ли бы оный не токмо удержать на себе, даже до смерти, Держащаго дланию жизнь
всего живущаго, но даже и коснуться рамен Того, для избавления Котораго вящше
дванадесяти легионов Ангелов ожидали токмо мановения. Вотще мрачное полчище
подъемлет оружие, дабы взять Его в плен, и готовит узы Ему: освещая путь свой
огнем злобы, оно не видит, что Он уже пленен и связан собственною Своею любовию,
яко смерть, крепкою
Любовь Божия, непосредственно действующая в кресте Иисусовом, без сомнения долженствовала сообщить ему Божественную силу. И как быстро, как обильно, как неизмеримо далеко течет из него сия победоносная сила!
Аще зерно, так говорил Иисус Христос о Себе Самом, аще зерно пшенично пад на земли, не умрет, то едино пребывает: аще же умрет, мног плод сотворит
Чем далее простираться будет сила Креста,
тем более торжественны будут ея действия. Она сосредоточит в едином
Иисусе распятом всякую власть на небеси и на земли; даст ощутить
силу благодатнаго владычества Его и сущим в темнице духовом; вознесет
Его превыше всех небес; низведет
Им оттоле Утешителя, Который не пришел бы, еслибы Иисус не прошел
путем Креста и не соделал его путем истинно царским. Тогда любы
Божия безпрепятственно и преизобильно излиется в жаждущия
сердца верующих Духом Святым
надежда,
и будет Бог всяческая во всех
Вот, христиане, и начало, и средина, и конец креста Христова все одна любовь Божия! Как в чувственном сем мире, куда ни прострем взор к Востоку или Западу, к Югу или Северу, всюду зрение упадает в неизмеримость неба: так в духовной области таин, по всем измерениям креста Христова, созерцание теряется в безпредельности любви Божией. Прекратим дерзновенное о сем немотствование. Слово крестное чем более изрекается, тем более онемевает язык плоти, и око земнаго ума слепотствует от избытка небеснаго света крестнаго. Сам вечный Художник креста, Отец Господа нашего Иисуса Христа, да даст вам по богатству славы Своея, силою утвердитися духом Его во внутреннем человеце; вселитися Христу верою в сердца ваша: в любви вкоренени и основани, да возможете разумети со всеми святыми, что широта и долгота и глубина и высота, разумети же в сем непостижимом многокрестии единую преспеющую разум любовь Христову, да исполнитеся во всяко исполнение Божие (Еф. III. 1419).
Впрочем, вспомним, что если мы не по
имени токмо христиане, но или есмы, или хотя желаем быть истинными
последователями Иисуса Христа, то имеем и свой крест, по его заповеди:
аще кто хощет по Мне ити, да отвержется себе, и возмет крест
свой, и по Мне грядет ли
оный своему первообразному: ибо мы должны ведать, что всякий крест,
не подобный Кресту Христову, не вознесет нас от земли, но падет
и с нами и истрыется под нами в дрова огню геенскому. Итак, воззрим
еще раз на Крест Господень. Се любовь Отца небеснаго распинает за
нас единороднаго Сына Своего, как сообразуется сему
наша любовь? Совершаем ли мы дело Авраама
Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2025 Свято-Троицкая Сергиева Лавра