Примеч. 8. Первый из них составлен... князем Симеоном Шаховским… в благодарность угоднику Божию... – Причиной составления акафиста преп. Сергию князем Симеоном Шаховским послужило чудесное спасение его при призывании имени святого во время морской бури, описанное Симоном Азарьиным в «Книге о чудесах Преподобного Сергия» [2, с. 73–74]. В примечаниях издателя этой книги читаем о Симеоне Шаховском: «Князь Семен Иванович Шаховской-Харя, дворянин московский, известный писатель первой половины XVII века, был в близких сношениях с Симоном Азарьиным, который имел у себя сборник творений кн. Шаховского... О Шаховском сохранилось много известий, но годы его рождения и смерти определить не удалось» (Указ. соч., примеч. 2). Князь Симеон, предположительно, родился во 2-й половине 80-х годов XVI столетия, умер во 2-й половине 50-х годов XVII столетия (подробнее о С. И. Шаховском см.: Памятники литературы Древней Руси: Конец XVI– начало XVII веков. Комментарии. С. 588–590).
Второй акафист... приписывается митрополиту Платону (Исторический словарь духовных писателей...)... – «Словарь исторический о писателях духовного чина» митр. Евгения (Болховитинова), на который ссылается архим. Никон в данном примеч., указывает, что акафист преп. Сергию, составленный митр. Платоном, впервые был опубликован им в 1795 г. вместе со Службой преп. Сергию. Но год составления акафиста, указанный архим. Никоном (...не позже 1761...), вызывает сомнения, поскольку тот же источник сообщает, что первое из Поучений, опубликованных иеромонахом Платоном (впоследствии митр. Московским и Коломенским), относится к 19 мая 1763 г. (см.: Евгений (Болховитинов), митр. Словарь исторический о бывших в России писателях духовного чина. С. 269, 274).
Примеч. 9. ...Ростовского епископа Афанасия. – Епископ Ростовский Афанасий (Вольховский) родился в Полтавской губернии, насельник Троице-Сергиева монастыря, 23 февраля 1753 г. произведен в архимандриты из келарей, 23 апреля хиротонисан во епископа Тверского и Кашинского, 26 мая 1763 г. переведен в Ростовскую епархию. Скончался 15 февраля 1776 г. (см.: Строев П. М. Списки иерархов. С. 140, 334, 444 [73]).
Примеч. 13. Так определяют приблизительно год рождения Преподобного Сергия: митрополит Макарий... В. О. Ключевский... Д. И. Иловайский... о. архим. Леонид... – Точнее мнения этих исследователей Жития преп. Сергия относительно времени рождения преп. Сергия таковы: митр. Макарий (Булгаков) полагал «время рождения святого Сергия приблизительно около 1320 г., между 1318–1322» (Макарий (Булгаков), митр. Где и когда родился преподобный Сергий Радонежский // Он же. История Русской Церкви. Кн. 3. С. 440); В. О. Ключевский считал наиболее вероятной датой рождения преп. Сергия год, отмеченный в летописях нашествием Ахмыловой рати, т. е. 1322-й (см.: Ключевский В. О. Древне-русские жития святых. Гл. III [33]); Д. И. Иловайский утверждал, что «Варфоломей (будущий игумен Сергий) родился около 1320 г.» (История России. Т. 2. С. 101 [25]) , а архим. Леонид (Кавелин), что «год рождения Преподобного падает на 1319 год от Р. Х.» (Житие Преподобного Сергия и Похвальное ему слово. Предисл. архим. Леонида. С. VIII [21]).
…Митр. Филарет Московский в отдельном житии и П. С. Казанский… полагают 1314 год. – Митр. Московский Филарет (Дроздов) в составленном им Житии преп. Сергия пишет: «Преподобный отец наш Сергий родился в лето от Рождества Христова в 1315...» (Митр. Филарет. Житие Преподобного Сергия. С. 294 [86]) .
Приводим мнения о дате рождения преп. Сергия других исследователей Жития святого, которых не касается автор в данном примеч. Во всех изданиях «Исторического описания Свято-Троицкия Сергиевы Лавры» А. В. Горского [13], начиная с первого (1842) до издания 1889 г., включая также и первое издание (1879) с дополнениями архим. Леонида (Кавелина), год рождения преп. Сергия полагается 1314-й. Год 1319-й появляется впервые только во втором издании (1890) «Исторического описания» с приложениями архим. Леонида. Этот же 1319 год значится и в последнем дореволюционном издании «Исторического описания», вышедшем в свет в 1910 г. (см. с. 1 во всех указанных изданиях). Е. Е. Голубинский в исследовании «Преподобный Сергий Радонежский и созданная им Троицкая Лавра» [12] относительно года рождения преп. Сергия пишет: «Год его рождения достоверным образом неизвестен, но по вероятнейшим предположениям он есть 1314» (Указ. соч. Изд. 2-е. С. 14–15).
П. С. Казанский – Петр Симонович Казанский (19.11.1819–14.02.1878) – доктор богословия, профессор кафедры общей гражданской истории МДА.
Причина такого разногласия... – Отмечая разногласия относительно даты рождения преп. Сергия, Б. М. Клосс видит причину их в том, что в разных редакциях Жития – Епифаниевской и последующих ее переработках Пахомием – оказались смешанными две хронологии жизни святого: «По данным Епифания Премудрого, Сергий Радонежский родился в 1322 г., принял пострижение в 23-летнем возрасте (т. е. в 1342 г.), скончался в 1392 г. По Пахомию, Сергий прожил 78 лет (следовательно, родился в 1314 г.), постригся в 20-летнем возрасте (т. е. в 1337 г.)»; предпочтение, как считает Б. М. Клосс, следует отдать первой линии хронологии, т. е. принадлежащей Епифанию (см.: Клосс Б. М. К изучению биографии преподобного Сергия Радонежского. С. 11). С более подробной аргументацией Б. М. Клосса в пользу этого предположения можно ознакомиться в издании: Б. М. Клосс. Избранные труды. Т. I. С. 22–23.
…при Великом Князе Дмитрии Михайловиче… – Дмитрий Михайлович Грозные Очи (1298–1326) – вел. князь Тверской (с 1319 г.) и Владимирский (1322–1325).
Митрополит Филарет… принимая за год кончины 1392-й... – Митр. Филарет (Дроздов) в составленном им Житии говорит, что преп. Сергий «предал дух свой Богу в лето от Рождества Христова 1393, Сентября в 25 день, жив 78 лет» (Митр. Филарет. Житие Преподобного Сергия. С. 338 [86]).
...преосвященный Филарет Черниговский… полагает год кончины 1391-й. – Архиепископ Черниговский Филарет (Гумилевский) сообщает о кончине преп. Сергия в его Житии со ссылкой на летописные источники, что он «...предал чистую душу свою в руки Божии... 1391 г. сент. 25, на 78 году жизни...» (Филарет (Гумилевский), архиеп. Русские святые. Отд. 3. С. 152 и примеч. 264 [83]).
...из похвального слова Епифания Преподобному Сергию (по всем признакам написанного много раньше жития) ... – Похвальное слово преп. Сергию было написано Епифанием Премудрым в 1412 г., приурочено к освящению нового каменного Троицкого собора и прочитано им 25 сентября, в день памяти преставления преп. Сергия (подробнее см.: Клосс Б. М. Избранные труды. Т. I. С. 147–148). Житие преп. Сергия было закончено, по свидетельству самого Епифания, через 26 лет по его кончине («таковый старець, пречюдный и предобрый отнележе преставися 26 лет преиде» – см.: Житие Преподобного Сергия и Похвальное ему слово. С. 2 [21]), т. е. в 1418 г.
…говорит, что он подвизался в монашестве 50 лет, а умер 70-ти лет. – Так, действительно, в Похвальном слове преп. Сергию Епифания Премудрого, по Синодальному списку Великих Четий-Миней [11, стб. 1573]. По списку же Похвального слова, опубликованному самим архим. Леонидом, Преподобный «преставися от жития сего лет седмидесят и осми, чрънечествова же лет 55» (Житие Преподобного Сергия и Похвальное ему слово. С. 157 [21]).
Один из первых переписчиков… мог опустить ’õ… – На аргументацию архим. Никона обратил внимание еще по выходе первого издания (1885) его книги архимандрит, впоследствии епископ, Амфилохий (Сергиевский-Казанский; 1818–1893), известный русский палеограф: «буква такая, какую напечатал о. Никон в примечании [имеется в виду примеч. 13 в книге архим. Никона «Житие и подвиги Преподобного Сергия Радонежского». –Ред.], начала писаться в 1552 г.» (Московские Церковные ведомости, 1887, № 13, с. 213). Таким образом, если ошибка и была произведена, то только во 2-й половине XVI в., а никак не первыми переписчиками Жития.
Примеч. 14. Преподобному Сергию при крещении дано имя Варфоломей; память Апостола Варфоломея празднуется 11 июня, следовательно, угодник Божий родился 3 мая. – Даты рождения и крещения преп. Сергия даются архим. Никоном, вслед за другими исследователями, на основании свидетельства Епифаниевского Жития святого, которое определенно говорит, что и наречен и крещен преп. Сергий был в один и тот же день, когда празднуется память св. апостола Варфоломея, «в четверодесятный день по рожестве его» (см.: Житие Преподобного Сергия и Похвальное ему слово. С. 14 [21]) . Точка зрения Б. М. Клосса на дату рождения преп. Сергия, по которой «он родился незадолго перед 11 июня... но его предопределение Святой Троице... связано скорее всего с рождением в дни празднования Сошествия Святого Духа (29–30–31 мая)», противоречит церковной традиции, которая не может рассматривать житийные свидетельства как «легенду, изложенную» агиографом, на чем настаивает Б. М. Клосс (см.: Клосс Б. М. Избранные труды. Т. I. С. 27 и выше).
Примеч. 15. Мысль Митр. Платона (см. ... Акафист…). – В акафисте преп. Сергию, составленном митр. Платоном, икос 1 содержит обращение к святому: «Радуйся, от чрева матерня освященный. Радуйся, в рождении твоем Варфоломеем, сиречь сыном радости нареченный» (см.: Служба Преподобному Сергию. М., 1824. С. 17). Вероятно, митр. Платон считал, что мирское имя преп. Сергия Варфоломей переводится как «сын радости».
Примеч. 29. В Житии преп. Сергия, составленном митр. Платоном [49], об обстоятельствах переселения родителей святого из Ростова в Радонеж говорится следующим образом: «Сказали мы в начале повести сей, что святаго Сергия родители были люди знаменитые в области Ростовской, и богатством изобиловали; но потом, по обыкновенной коловратности вещей мира сего, пришли в нищету и оскудение. Бывшу же великому во области той неустройству и налогам, принуждены они от Ростова преселиться в Радонеж» (Указ. соч. С. 12).
Примеч. 31. Отец... Владимира Андреевича Храброго,.. родился в 1326 году. – О рождении младшего сына Иоанна Калиты, Андрея, Никоновская летопись (ПСРЛ. Т. Х. С. 196) сообщает под годом 6835 (1327 от Р. Х.), а под 6861 (т. е. 1353 от Р. Х.) – о его кончине (Там же. С. 226). О рождении у него сына Владимира тот же источник сообщает: «Того же лета (6861) преставльшемуся князю Андрею Ивановичу родися сын Володимер на сорочины отца своего», т. е. в 1353 г., на сороковой день по кончине Андрея Иоанновича (Там же).
Примеч. 32. ...По списку Вел. Четь-Минеи – Андрея. – Под указанием на этот источник подразумевается содержащееся в Синодальном списке Великих Четиих-Миней Епифаниевское Житие преп. Сергия, опубликованное Археографической Комиссией [11]. По этому изданию указание на имя Андрей находится в стб. 1487 (см. также указание на список Великих Четиих-Миней в примеч. 34).
Примеч. 36. ...родители Варфоломея... погребены в Хотькове... – Мощи родителей преп. Сергия, преподобных Кирилла и Марии, покоятся под спудом в Покровском соборе Покровского Хотьковского монастыря, память их совершается 18 января и 28 сентября. Покровский Хотьковский монастырь основан близ Радонежа в 1308 г. (см.: История российской иерархии. Ч. 6. С. 1103 [6]), следовательно, не мог, как утверждает Б. М. Клосс, быть «домовым монастырем семьи боярина Кирилла», основание которого «следует относить ко времени между 1334 г. (когда приблизительно совершился переезд Кирилла в Радонеж) и 1342 г. – годом пострижения Варфоломея...» (Клосс Б. М. Избранные труды. Т. I. С. 28, 29). – Свидетельства о почитании родителей преп. Сергия как святых восходят к XVI в.: в Лицевом Житии преп. Сергия, относящемся к этому времени, они изображены с нимбами. В 1771 г., во время моровой язвы, была составлена молитва преподобным Кириллу и Марии; на месте их погребения в Хотьковском монастыре засвидетельствованы многие исцеления младенцев, родители которых обращались к святым за помощью. Преподобные Кирилл и Мария прославлены в лике Радонежских святых в 1981 г. – Покровский Хотьковский монастырь в 1544 г. был приписан к Троице-Сергиеву, в 1764 г. обитель стала самостоятельной. В 1921 г. монастырь был закрыт. В 1992 г. монастырь возрожден как женская обитель.
...пока сей обычай не был запрещен соборным определением 1504 года. – Соборное определение, о котором идет речь у архим. Никона, есть так называемое 2-е уложение Московского Собора 1503 г., относившееся к белому духовенству и монашеству. Среди прочего, в уложении значится: «...а что в монастырях жили в одном месте черньцы и черницы, и мы уложили, что от сего дни вперед черньцом и черницам в одном монастыре не жити» (Акты Археографической Экспедиции. Т. 1. № 383 (Грамота Митр. Симона об уложении в Псков) [5], цит. по: Смирнов С. К. Покровский Хотьков монастырь. С. 10 [66]). Это соборное уложение было подписано в сентябре 1503 г., а соборное определение по епархиям разослано в 1504 г., в частности, митрополичья грамота, текст которой цитируется выше, была послана в Псков 4 июля 1504 г. (см.: Макарий (Булгаков), митр. История Русской Церкви. Кн. 4. Ч. 1. С. 71–73 и примеч. 168 на с. 488).
Примеч. 46. Вопрос о постриге преп. Сергия есть, по существу, вопрос о времени начала Троицкого монастыря. Е. Е. Голубинский о времени пострижения преп. Сергия пишет: «Преподобный Сергий принял монашество, будучи 23-х лет возраста; следовательно, если он родился в 1314 году, это было в 1337-м году» (Голубинский Е. Е. Преподобный Сергий Радонежский и созданная им Троицкая Лавра. С. 126 [12]). Б. М. Клосс, о точке зрения которого на основные даты жизни преп. Сергия и на две линии хронологии см. комм. к примеч. 13, считает 1342 г. годом пострижения преп. Сергия и, соответственно, началом истории Троице-Сергиева монастыря. При этом при определении года пострига Б. М. Клосс опирается не на Житие преп. Сергия, а на Похвальное ему слово (см.: Клосс Б. М. Избранные труды. Т. 1. С. 22–23).
Примеч. 60. Точный текст указанного архим. Никоном в данном примеч. источника звучит так: «…в одной притче говорится: видел ли ты юношу бегущего? Знай, что обманул его старец. Обманывающий нас старец есть сатана. Завидуя, он хочет вовлечь нас в злоключения под видом правды» (Преподобные Варсануфий и Иоанн. Руководство к духовной жизни. Ответ 56 [10]).
Примеч. 62. Ник. Лет. IV, 213. – Уподобление медведя, которого кормил преп. Сергий, «злому заимодавцу» встречается не в Повести о Преподобном Сергии из Никоновской летописи, на которую ссылается архим. Никон в данном примеч., а в Пространной редакции Жития Преподобного Сергия [21]: «...аще ли когда недоставшу хлебу, и пришед по обычаю зверь не обрет обычнаго своего оурочнаго оукроуха, тогда длъго время не отхожаше, но стояше възирая семо и овамо, ожидаа акы некыи злыи длъжникъ, хотя въсприати длъгъ свои» (С. 55–56).
Примеч. 67. ...в иллюстрированном списке Лаврской ризницы... – Этот список был воспроизведен литографически в 1853 г. в издании Троице-Сергиевой Лавры: «Житие Преподобного Сергия Радонежского, литографированное с рукописи XVI в., с 682 рисунками». Текст этой рукописи издан архим. Леонидом (Кавелиным) в 1885 г. [21].
Примеч. 71. «...десяти лет пострижен бысть, инии же двоюнадесяте». – Возраст в 10–12 лет, в котором был пострижен Иоанн, сын старшего брата преп. Сергия, Стефана, служит для Б. М. Клосса одним из важных аргументов в поддержку принимаемых им дат рождения (1322) и пострижения (1342) преп. Сергия. Иная хронологическая система, которая встречается в некоторых редакциях Жития преп. Сергия, принадлежит, по мнению исследователя, Пахомию Логофету: дата рождения – 1313 г., постриг – 1336 г., кончина – 1391 г. (по сентябрьскому исчислению) . «Вторичность хронологической системы Пахомия Логофета следует уже из того, что, будучи наложенной на текст Епифания, она привела к противоречивости фактов; напр.: каким образом Сергий, поставленный игуменом в 1354 г., мог постричь 12-летнего племянника Федора, родившегося до 1337 г.» (Клосс Б. М. Избранные труды. Т. I. С. 23).
...Иоанн был приведен отцом своим к Преподобному Сергию еще до возведения последнего в сан игумена... – Данное соображение архим. Никона о времени пострижения преп. Сергием своего племянника не решает, на наш взгляд, этой проблемы хронологии жизни святого, поскольку Житие ясно говорит, что Иоанн был не просто приведен, а пострижен преп. Сергием, а это событие не могло произойти до рукоположения самого святого, которое было совершено в 1354 г. А о том, что юный племянник преп. Сергия жил в монастыре несколько лет, не принимая пострига, Житие не сообщает. Такая хронологическая сложность, по-видимому, вынуждает архим. Никона высказать вскользь предположения о том, что Иоанна, возможно, постриг не преп. Сергий, как говорится об этом в Житии, а его брат Стефан: «…И вот отрок Иоанн принимает пострижение, быть может, от своего отца» (см. c. 65 наст. изд.).
Примеч. 72. ...написанная им икона Богоматери... – Относительно иконы Божией Матери из основанной архиеп. Ростовским Феодором обители Рождества Пресвятой Богородицы граф М. В. Толстой сообщает в книге «Жизнеописание угодников Божиих, живших в пределах нынешней Ярославской епархии» [76]: «На этой иконе изображена Божия Матерь с Предвечным Младенцем, благословляющим предстоящих и молящихся: преп. Антония и Феодосия Печерских и Стефана Нового, святителя Игнатия Ростовского и Никиту Новгородского, преп. Матерей: Афанасию, Марфу, Февронию, Феодору и Ксению. Внизу иконы позднейшая надпись: сие изображение Пресв. Богородицы написано по виденному явлению молящемуся святителю Феодору архиепископу Ростовскому, чудотворцу, коим основана наша богоспасаемая обитель во имя Рождества Богородицы?» (с. 13, примеч. 1).
...приписываемый ему в Клинц. Подл. (Древности Гос. Росс. 1, стр. XXVIII) Деисис... – В 1-м отделении Древностей Российского Государства [18] приводится свидетельство так называемого Клинцовского иконописного Подлинника (см. указ. на него там же, сн. 51: «Клинцовской Подлинник, списанный с древняго, в конце XVIII века, рукопись библ. Графа Строганова») о том, что св. Феодор, архиепископ Ростовский, племянник преп. Сергия, «когда был Симоновским архимандритом, писал много св. иконы на Москве, образ дяди своего и Деисусы в церковь св. Николая на Болвановке».
Примеч. 74. Профессор Е. Голубинский полагает… – В тексте своего примечания архим. Никон приводит мнение Е. Е. Голубинского относительно рукоположения во игумена преп. Сергия, взятое из 1-го издания (1892) его книги «Преподобный Сергий Радонежский и созданная им Троицкая Лавра» [12], где автор, в частности, говорит: «Полагая... что преп. Сергий родился в 1314-м году, его поставление во игумены нужно будет относить к 1340–41 году. В продолжении этих двух лет митрополит Феогност предпринимал поездки в Новгород и в Орду: в которую-нибудь из двух поездок и поставлен преп. Сергий в игумены епископом Волынским Афанасием (прибывшим на Москву неизвестно когда между 1332–1352 годами)» (с. 89). Стремясь подкрепить свою точку зрения ссылкой на более раннее, по сравнению с указанным в тексте Жития, поставление преп. Сергия во игумена, Е. Е. Голубинский во 2-м издании своей книги (1909) пишет, что епископ Афанасий «прибыл на Москву перед 1344 г., как должно думать, по причине своего нежелания подчиняться поставленному между 1341–1344-м годами отдельному Галицко-Волынскому митрополиту» (с. 32). В связи с этим уточнением о времени переселения епископа Афанасия в Северо-Восточную Русь, Е. Е. Голубинский изменяет свою первоначальную датировку поставления преп. Сергия во игумена: «он поставлен был в игумена в 1344-м году, имея 30 лет возраста» (Там же. С. 31) . В отличие от мнения Е. Е. Голубинского общепринятой в церковно-исторической науке датой переселения епископа Афанасия на северо-восток считается 1353-й год (см.: Макарий (Булгаков), митр. История Русской Церкви. Кн. 3. С. 642) . А. В. Горский в «Историческом описании Троице-Сергиевой Лавры» [13] (1879) пишет: «По кончине Митрофана Сергий не мог уже противостоять молению братии своей, и, во время св. Алексия, Митрополита Московского, благословен на игуменство переяславским Епископом Афанасием: в 1354 или в 1356 г., так как св. Алексий отправлялся в Константинополь двукратно» (с. 54). Приведем также мнение Б. М. Клосса, который утверждает, что «…Сергий был поставлен в 1353–1354 гг. Исторические реалии определенно указывают на 1354 год. Во-первых, документально засвидетельствовано пребывание Алексия в Византии как раз в 1354 г.: подорожная грамота ордынской ханши Тайдулы на проезд в Константинополь выдана Алексию 11 февраля 1354 г., а поставлен Алексий в митрополиты Патриархом Филофеем 30 июня 1354 г. Далее, по русским источникам, отмечено пребывание епископа Афанасия в Переяславле в 1354 г.: в этом году (“в лето 6862“) чернецом Иоанном Телешем было написано Евангелие (ГИМ, Син. № 67) “при великом князе Иоанне Ивановиче, при епископе Афонасии Прияславьском“» ( см.: Клосс Б. М. Избранные труды. Т. I. С. 33).
Примеч. 78. ...в том изложении устава Студийского, которое сделано Патриархом Алексием... – Патриархом Константинопольским Алексием (1025–1043) была проведена редакция Студийского устава. Именно эта редакция в 1065 г. преп. Феодосием была принесена на Русь, в Киево-Печерский монастырь.
Примеч. 82. Кроме указанного в данном примеч. источника (прав.: «Акты, собранные Археографической экспедицией»[5]), грамота жалованная на рыбные и бобровые ловли Троице-Сергиевскому монастырю, данная князем Дмитровским Петром Димитриевичем 4 августа 1423 г., опубликована также в «Актах, относящихся до юридического быта» [4] (Т. 1. № 41, стб. 129) . По этому документу монастырю дозволялась рыбная и бобровая ловля в отчине князя Петра, «по реце по Воре... от речки Талицы до Лепетни», т. е. неподалеку от монастыря.
Примеч. 83. Слово 10 Духовной грамоты преп. Иосифа Волоцкого [28] имеет название «Отвещание любозазорным и сказание в кратце о святых отцех, бывших в монастырех, иже в Рустей земли сущих» (стб. 549–550).
Примеч. 86. Где теперь тот источник..? – Приведем мнение Е. Голубинского по поводу чудесного изведения источника преп. Сергием: «Видеть его (колодезь. – Ред.) в так называемой Пятницкой церкви… как принимается этот... последний колодезь за колодезь преподобного Сергия по крайней мере с первой половины XVII века… представляется весьма мало вероятным. <…> …единственно вероятное есть видеть его в колодезе, который находится за южной стеной монастыря, в Пафнутьевом саду, несколько наискосок к востоку от архиерейских покоев, между ними и Луковой башней, в расстоянии от стены сажен 5–6-ти» (Голубинский Е. Е. Преподобный Сергий Радонежский и созданная им Троицкая Лавра. С. 92–93 [12]).
Авраамий Палицын (?–13.09.1626) – келарь Троицкого монастыря с 1608 г., постриг принял в Соловецком монастыре (до пострига – Аверкий). В период осады Троицкого монастыря в 1608–1610 гг. был в Москве. В 1612 г. – один из организаторов народного ополчения, участник Земского Собора 1613 г., избравшего на царство Михаила Феодоровича Романова. В 1618 г. руководил обороной монастыря от польских войск. В 1619 г. уехал в Соловецкий монастырь, где и скончался. Перу Авраамия Палицына принадлежит «История в память предыдущим родам» (1620), известная под названием «Сказание» [1].
...«Но в одном, и притом древнейшем из списков Жития Преп. Сергия, – говорит А. В. Горский в полном Описании Лавры… сказано: <...> – Цитируемое А. В. Горским, на которого ссылается архим. Никон, Житие преп. Сергия, опубликовано в книге Тихонравова Н. С. «Древние Жития Преподобного Сергия» (М., 1892). Приводимые А. В. Горским цитаты находятся в указ. изд. на с. 26 и 29 (отд. 1).
Примеч. 98. …решительно не можем согласиться с г. Е. Голубинским… – Е. Е. Голубинский считает невозможным, чтобы общежитие в Троицком монастыре, основанном преп. Сергием, было введено в то время, когда Патриарх Филофей занимал Константинопольскую патриаршую кафедру во второй раз, т. е. в 1364–1376 гг.: «Необходимо думать, – пишет он, – что посланные патриарха, принесшие Сергию его грамоту, были те его посланные, которые сопровождали св. Алексея в Россию, после того как был поставлен патриархом в митрополиты. А святой Алексей возвратился из Константинополя, с поставления в митрополию, осенью 1354-го года» (Голубинский Е. Е. Преподобный Сергий Радонежский и созданная им Троицкая Лавра. С. 23 [12]).
Примеч. 100. Помимо указанных архим. Никоном в данном примеч. изданий, содержащих описания древних рукописей, следует упомянуть также труды архим. Леонида (Кавелина): Славянские рукописи, хранящиеся в ризнице Свято-Троицкой Сергиевой Лавры // Чтения в ОИДР. 1880. Кн. IV. С. 1–49; Сведения о славянских рукописях, поступивших из книгохранилища Свято-Троицкой Сергиевой Лавры в библиотеку Троицкой Духовной семинарии в 1747 году (ныне находящихся в библиотеке Московской Духовной академии). Вып. 1–2. М., 1887.
Примеч. 121. Замечание о том, что преп. Сергий «никогда не ездил на конях, а всегда ходил пешком», в указанном архим. Никоном источнике относится не к рассказу о предложении святителя Алексия игумену Сергию принять от него митрополию, как пишет архим. Никон, а к рассказу о получении преп. Сергием креста, параманда и грамоты от Патриарха Филофея.
Примеч. 122. Этот крест и поныне хранится в Лаврской ризнице… – В описании ризницы Троице-Сергиевой Лавры как в книге А. В. Горского (Историческое описание Свято-Троицкия Сергиевы Лавры. С. 34–35 [13]) , так и в книге Е. Е. Голубинского (Преподобный Сергий Радонежский и созданная им Троицкая Лавра. С. 25–27 [12]) среди драгоценных предметов, сохранившихся от времени преподобных Сергия и Никона, упоминается только один так называемый Филофеевский крест, т. е. крест, посланный Патриархом Филофеем.
Примеч. 138. У Карамзина он 20 авг. выступает уже из Коломны… – Об этом же свидетельствуют: Софийская 1-я летопись – ПСРЛ. Т. VI. Вып. 1. Стб. 460; Новгородская 4-я летопись – ПСРЛ. Т. IV. С. 315; Воскресенская летопись – ПСРЛ. Т. VII. С. 36, а также Летописная повесть о Куликовской битве, содержащаяся в Новгородской Карамзинской летописи (Б-ка литературы Древней Руси. Кн. 6. С. 125). Никоновская летопись (ПСРЛ. Т. XI) сообщает, что Вел. князь Димитрий Иоаннович прибыл в Коломну 28 августа, а на следующий день его полки и полки его соратников, получив благословение Коломенского епископа Герасима, выступили из Коломны (с. 54).
Примеч. 139. Так они названы в древних синодиках Лаврских. – Е. Е. Голубинский отмечает, что Епифаниевское Житие преп. Сергия в редакции Пахомия Логофета «совершенно умалчивает о Пересвете и Ослябе. Чем объяснять это умолчание, не можем сказать… Весьма возможно, что умолчание есть просто случайный пропуск, происшедший от недосмотра…» (Голубинский Е. Е. Преподобный Сергий Радонежский и созданная им Троицкая Лавра [12]. Изд. 2-е. С. 62, примеч.). Далее он отмечает, что имена обоих воинов-иноков упоминаются в Краткой редакции Жития преп. Сергия, содержащейся в Никоновской летописи под 1392 г.: «И даде ему из манастыря своего, из братьи своеа, два инока, Пересвета и Ослебя, зело умеющих ратному делу и полки уставляти, еще же и силу имущих и удалство велие и смелство» (ПСРЛ. Т. XI. С. 145) . Рассказ об участии Пересвета и Осляби в Куликовской битве содержится в летописных повестях Куликовского цикла (см., напр., в Никоновской летописи – ПСРЛ. Т. XI. С. 59–60). В древнейшей летописной повести о Куликовской битве, «Задонщине», Александр Пересвет назван «чернецом, брянским боярином» (Сказания и повести о Куликовской битве. С. 10). В летописном «Сказании о Мамаевом побоище» про Александра Пересвета сказано: «Пересвет, чернец любочанин» (Там же. С. 98). Троицкий инок Андрей Ослябя в «Задонщине» (как и в «Сказании») назван братом Пересвета: «И молвяше Ослябя чернец своему брату Пересвету старцу...» (Там же. С. 11), хотя, скорее всего, речь идет о братстве во Христе.
Примеч. 144. «А поможет ти Бог и Троица»... – Текст грамоты от преп. Сергия к Димитрию Донскому накануне Куликовской битвы по разным источникам приводится различно. В Софийской 1-й летописи (ПСРЛ. Т. VI. Вып. 1) читаем: «…и тогда приспела грамота от преподобнаго игумена Сергия от святаго старца благословленная, в ней же написано благословление его таково, воля ему битися с татары, ”чтобы еси, господине, такы и пошел, а поможет ти богъ и святая Троица”» (стб. 461). В Пространной редакции Жития преп. Сергия: «…без всякого смирения, Господине, с дерзновением поиди противу свирепьства их, никакоже ужасатися, всяко поможет ти Бог» (Житие Преподобного Сергия и Похвальное ему слово. С. 126 [21]). Летописная повесть о Куликовской битве сообщает: «Князь же великий прииде к реке к Дону за два дни до Рожества святыа Богородица. И тогда приспе грамота от преподобнаго игумена Сергиа, от святаго старца благословенаа; в ней же писано благословение его таково, веля ему битися с татары: Чтобы еси, господине, тако и пошел, а поможетъ ти Бог и святаа Богородица» (Б-ка литературы Древней Руси. Кн. 6. С. 126). – Что касается выражения: «а поможет ти Бог и святая Троица», то в статье, о которой говорит в данном примеч. архим. Никон, оно приводится со ссылкой на обращение псковских послов к новгородскому владыке Василию с просьбой прибыть к ним: «Бог так изволил и св. Троица, детей твоих псковичей Бог оставил жить дотоле, пока ты, господин, будешь у св. Троицы и благословишь детей своих». (О новгородском владыке Василии в «Списках иерархов» П. М. Строева сообщается кратко: «Василий Калека, из монахов, хирот. 25 авг. 1331; † 3 июля 1352 г.» [73, стб. 34]).
Примеч. 147. Имеется в виду рукопись, принадлежавшая библиотеке Лавры.
Примеч. 166. ...при Рязанском епископе Феоктисте. – Феоктист среди епископов Рязанских упоминается только Амвросием (Орнатским) в «Истории российской иерархии» [6, т. 1, с. 130]. По этому источнику, епископ Рязанский Феоктист был хиротонисан в 1385 г.
Примеч. 185. Кончина Преподобного Сергия записана под 6900 годом… – О кончине преп. Сергия А. В. Горский сообщает, что «25 сентября, поддерживаемый руками учеников своих, приобщился он Св. Таин тела и крови Господних, и предал дух свой Богу» (Горский А. В. Историческое описание Свято-Троицкия Сергиевы Лавры. С. 55 [13]). Ясного указания на год кончины преп. Сергия он не дает, но начало игуменства его преемника, преп. Никона Радонежского, автор обозначает 1392 годом, откуда можно заключить, что этот год он считает годом преставления святого. – Е. Е. Голубинский, также считая годом кончины преп. Сергия 1392-й, ссылается на Н. М. Карамзина (История государства Российского. Т. V. Примеч. 246) , который говорит, что в Троицкой летописи, сгоревшей в пожаре Москвы в 1812 г., использовалось мартовское счисление, и в этой летописи известие о кончине преп. Сергия относится к 6900, т. е. к 1392 г. (см.: Голубинский Е. Е. Преподобный Сергий Радонежский и созданная им Троицкая Лавра. С. 95–97 [12]). – Что касается аргументации архим. Никона в подтверждение года 1391-го как года кончины Преподобного, то Голубинский по этому поводу пишет, что ссылка архим. Никона на запись в Стихираре из лаврской библиотеки не может на самом деле подтвердить высказанную им точку зрения, потому что «у нас речь не о богослужебном годе, а о годе летописном, или летописцев, который был сам по себе от богослужебного года» (Там же. С. 97). Относительно второго довода архим. Никона, о изображении святого Сергия на окладе Евангелия 1392 г., Е. Е. Голубинский замечает, что «преп. Сергий изображен вовсе не на окладе Евангелия, сделанном в 1392 г., а на позднейшем к нему дополнении. В позднейшее время приделаны к окладу, привешены к нему на шарнирах 3 серебряные пластинки для закрытия трех обрезов книги, в предохранение ее от пыли, и на одной из пластинок и находится изображение преп. Сергия» (Там же).
В августе 1891 г. в Церковных Ведомостях (№ 34, с. 535–537) в заметке «Год кончины Преподобного Сергия», подписанной инициалами Н. Л., был приведен следующий аргумент Е. Е. Голубинского в пользу датировки кончины преп. Сергия 1392 г. Кончина преп. Сергия записана в Воскресенской летописи под 6900 г., да и сама запись событий 6900 г. содержит в себе доказательства того, что в этой летописи использовалось мартовское летосчисление, а именно: под этим же 6900 г. отмечено, что 16 июля пошел в Орду Вел. князь Василий Дмитриевич, а 24 октября Вел. князь возвратился из Орды. По этому поводу Е. Е. Голубинский замечает, что в 6900 г. «16 июля по какому угодно счислению было в 1392 г. от Р. Х. Ясное дело, что и 24 октября того же 6900 г. … могло быть только 24 октября 1392 г. от Р. Х., а отнюдь не 1391 г., в противном случае в известиях летописи получится явная несообразность, извращающая естественный порядок событий».
...преосв. Сергий Владимирский... – Сергий (Спасский), архиепископ Владимирский (21.01.1830–20.11.1904), автор «Полного месяцеслова Востока», авторитетнейшего исследования по агиологии Православной Церкви.
Примеч. 231. …в селе Чашникове… – Село Чашниково Московского уезда Московской губернии – родина составителя Жития, иеромонаха Никона (Рождественского), впоследствии архиепископа Вологодского и Тотемского.
Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2024 Свято-Троицкая Сергиева Лавра