От редакции – 225

От редакции

Книга «Житие и подвиги Преподобного и Богоносного отца нашего Сергия, игумена Радонежского и всея России чудотворца», составленная иеромонахом, впоследствии архиепископом, Никоном (Рождественским), является одним из наиболее интересных и читаемых произведений русской агиографической литературы XIX века.

«Предлагая благочестивым читателям свое описание “Жития и подвигов Преподобного и Богоносного отца нашего Сергия”, – писал автор в предисловии к книге, – потрудившийся в его составлении считает долгом сказать, что он вовсе не имел в виду писать ученое исследование о жизни угодника Божия: он задался более скромной целию – собрать в одну книгу все, что можно было найти в исторической и проповеднической литературе о Преподобном Сергии, и соединить в одно целое не только все дошедшие до нас подробности из его жизни, но и те нравственные уроки, какие извлекали из сказания о его жизни наши проповедники»1. Стремление к максимальной полноте описания и одновременно к назидательности нашло в книге прекрасное воплощение, что, в свою очередь, сделало выход в свет в 1885 году ее первого издания заметным событием: одобрительные рецензии появились в крупнейших церковных и светских периодических изданиях2, а спустя некоторое время (в 1888 г.) книга была удостоена от Святейшего Синода чрезвычайно почетной премии митрополита Макария (Булгакова).

Благодаря такому подходу автора книга нисколько не устарела и оказалась на удивление созвучной и нашему времени. Не случайно уже в наше время, как только появилась возможность свободного издания духовно-просветительной литературы, среди первых книг житийной тематики было и несколько репринтных переизданий этого Жития преподобного Сергия.

Настоящее издание «Жития и подвигов Преподобного и Богоносного отца нашего Сергия», снабженное редакционными комментариями, подготовлено в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре для возобновляемой книжной серии под названием «Троицкая библиотека»3.

При составлении Жития преподобного Сергия иеромонах Никон стремился к тому, чтобы оно было понятным возможно более широкому кругу читателей, служило для них источником духовного утешения и наставления, позволяло почувствовать связь со славным прошлым своего Отечества и извлечь из него уроки истинного христианского благочестия. Для читателей, выросших в лоне православной духовной традиции, к которым и обращался иеромонах Никон, были понятны скрытые за кратким упоминанием реалии духовного опыта жизни русского человека в Православной Церкви. Для многих наших современников, переживающих последствия разрыва духовной и культурной традиции России, эти реалии, к сожалению, зачастую требуют разъяснения. Поэтому при подготовке настоящего издания в него были включены соответствующие пояснения, составившие первый слой редакционных комментариев.

Хотя сам автор и заявлял о том, что к Житию преподобного Сергия, составленному им, не нужно относиться как к ученому исследованию, мы с полным правом можем отнести эту книгу к сочинениям, имеющим и научный характер: уже первое издание (1885 г.) этого Жития было снабжено многочисленными, зачастую весьма обширными примечаниями исторического характера, для составления которых автором было использовано внушительное количество рукописных и печатных источников (славянских рукописей, летописей, сочинений церковных историков и агиографов), церковной и светской периодики. Из четырех последующих изданий4 ни одно не было стереотипным: хотя назидательная часть книги оставалась одной и той же, но каждое последующее ее издание обогащалось как научное исследование. Так, в 1891 году в книгу были включены дополнения исторического характера, учитывавшие все появившиеся к тому времени в научной литературе и периодике публикации церковных и светских историков. В этих дополнениях, в частности, нашла отражение точка зрения автора на основные проблемы хронологии жизни преподобного Сергия (даты его рож-дения и кончины, пострига и возведения в игуменский сан, основания им Троицкого монастыря и введения в нем общежития). Издание 1898 года обогатилось за счет многочисленных материалов, появившихся в печати в связи с празднованием 500-летия со дня преставления преподобного Сергия (в частности, критическими замечаниями автора по поводу некоторых положений, высказанных Е. Е. Голубинским в книге «Преподобный Сергий Радонежский и созданная им Троицкая Лавра», вышедшей в свет в 1892 году, а также выдержками из знаменитой речи В. О. Ключевского «Значение преподобного Сергия Радонежского для русского народа и государства» и др.).

Новое издание, продолжая традицию, установленную иеромонахом Никоном, также является своего рода сводом: поскольку за 130 лет исследований не удалось прийти к полному согласию по некоторым сложным вопросам хронологии жизни преподобного Сергия, редакция сочла полезным составить свод мнений по этим вопросам разных исследователей, в том числе и современных, что образовало второй слой редакционных комментариев.

Сделаем несколько замечаний относительно принципов подготовки текста книги к настоящему изданию. Если подходить к публикации «Жития и подвигов Преподобного и Богоносного отца нашего Сергия» как памятника агиографической литературы XIX века, то предпочтительным было бы воспроизведение текста по нормам орфографии того времени. Однако приходится учитывать, что для значительного числа современных читателей эти нормы затрудняют восприятие текста. К тому же и сам автор, чрезвычайно высоко ценя славянское Житие преподобного Сергия, переложил его на современный ему русский язык, стремясь к наибольшей доступности этого Жития. Поэтому редакция сочла целесообразным опубликовать книгу архимандрита Никона (по изданию 1904 г.) согласно современным правилам орфографии и пунктуации. Исключение составило употребление прописных и строчных букв, которое в основном оставлено таким, каким было в прижизненных изданиях. При этом следует отметить, что некоторые слова пишутся автором как с прописной, так и со строчной буквы. Анализ контекста позволил установить, что слова «Преподобный» и «Святитель» пишутся с прописной буквы только в том случае, если они относятся к прославленным Церковью святым5. Слово «Князь» пишется с прописной в тех случаях, если оно относится к Великим князьям Владимирским, Московским, Тверским, Рязанским и Литовским. Во всех остальных случаях слово «князь» пишется со строчной буквы. Также без изменения оставлены имеющиеся в тексте славянизмы: «служитель Святыя Троицы», «сосуд Святаго Духа», «обитель Живоначальныя Троицы» и некоторые другие. Для церковного автора, одинаково хорошо владевшего как русским, так и церковно-славянским языком, включение славянизмов в русский текст является вполне естественным и составляет, по нашему мнению, особенность авторского стиля.

В Житии преподобного Сергия архимандрита Никона приводится много цитат, иногда и без указания источника цитирования. Тем не менее практически все эти цитаты удалось сверить с первоисточниками. В результате этой сверки выяснилось, что, полностью воспроизводя при цитировании смысл оригинала, автор зачастую не следует оригиналу дословно. В тех случаях, когда изменения, внесенные автором при цитировании, были незначительными, дословные цитаты восстановлены. Это в первую очередь касается цитат из «Слов и речей» святителя Филарета (Дроздова), исторических документов и летописных свидетельств. В то же время цитаты из сочинений митрополита Платона (Левшина) оставлены в том виде, как они приведены архимандритом Никоном: ему удалось русским языком XIX века бережно передать глубокие мысли, высказанные некогда митрополитом Платоном сильным и точным, но несколько архаичным языком второй половины XVIII века.

Библиографические описания, содержащиеся в примечаниях автора к основному тексту, сделаны по возможности более понятными, при сохранении общего стиля дореволюционного издания. Полные, с точки зрения современных норм библиографии, описания рукописных и печатных источников, на которые ссылается архимандрит Никон, приведены в списке источников и литературы, использованных автором. Список имеет сквозную нумерацию, а в самих авторских примечаниях после библиографической ссылки автора в квадратных скобках ставится номер, под которым в этом списке помещено соответствующее библиографическое описание. Литература, которая использовалась при составлении редакционных комментариев, включена в список дополнительной литературы.

Источники цитирования, не указанные архимандритом Никоном, установлены и приведены в редакционных комментариях, образовав их третий слой. Поскольку, как нам представляется, сочинение архимандрита Никона до сих пор не утратило своего значения как важное историческое исследование, редакция сочла возможным в ряде случаев дать библиографические ссылки на более доступные современному читателю издания. В первую очередь это касается Никоновской летописи, многочисленные авторские ссылки на которую приводятся редакцией по ее изданию в Полном собрании русских летописей (т. IX–XIV), а не по редкому и небезупречному с филологической точки зрения изданию второй половины XVIII века, которым пользовался автор. Ссылки на «Историю Государства Российского» Н. М. Карамзина даются по изданию И. Эйнерлига 1842–1843 годов, выпущенному репринтно большим тиражом издательством «Книга» в 1988 году. Ссылки на «Слова и речи» митрополита Филарета (Дроздова), которые автором приводятся по разным изданиям, для удобства читателя переведены на наиболее полное, 5-томное, посмертное издание 1873–1885 годов.

Настоящее издание, помимо комментариев и списков литературы, снабжено алфавитными указателями собственных имен и географических названий, а также кратким словарем церковнославянских и древнерусских слов.

В заключение скажем несколько слов об авторе книги, являющемся, несомненно, одной из наиболее ярких фигур церковной жизни России конца XIX–начала XX века.

Архиепископ Никон (в миру Николай Рождественский) родился 4 апреля 1851 года в селе Чашникове Московского уезда Московской губернии.

В 1874 году будущий составитель Жития преподобного Сергия окончил учебу в Московской Духовной семинарии первым учеником. Однако продолжать образование в Духовной академии не стал по слабости здоровья и из-за желания принять монашество в обители преподобного Сергия, в которую поступил послушником 18 октября 1877 года6.

В Троице-Сергиевой Лавре послушник Николай Рождественский сначала был помощником библиотекаря, а с конца 1878 года по благословению митрополита Иннокентия (Вениаминова) и наместника Лавры архимандрита Леонида (Кавелина) стал во главе издания «Троицких листков»7.

12 марта 1880 года послушник Николай Рождественский принял постриг с именем Никон, в честь ученика и преемника преподобного Сергия, преподобного Никона Радонежского8.

16 мая 1882 года монах Никон был рукоположен в иеродиакона, а через неделю, 23 мая, – в иеромонаха.

В 1892 году, во время празднования 500-летия преставления преподобного Сергия, иеромонах Никон был возведен в сан архимандрита9.

В 1893 году архимандрит Никон был назначен казначеем Троице-Сергиевой Лавры.

6 марта 1904 года последовало Высочайшее повеление «о бытии казначею Свято-Троицкой Сергиевой Лавры епископом Муромским, викарием Владимирской епархии»10, а его епископская хиротония состоялась 14 марта 1904 года в Александро-Невской Лавре в Санкт-Петербурге11.

8 ноября 1904 года епископ Никон был переведен в Московскую епархию, наречен епископом Серпуховским и назначен четвертым викарием.

22 апреля 1906 года епископ Серпуховской Никон был переведен на Вологодскую кафедру с наречением епископом Вологодским и Тотемским.

31 января 1907 года состоялось избрание епископа Никона членом Государственного Совета.

В 1908–1909 годах он принимал активное участие в подготовке и проведении 1-го Всероссийского съезда монашествующих, открывшегося под его председательством в Троице-Сергиевой Лавре 2 июля 1909 года.

29 мая 1912 года епископ Никон по болезни был уволен от управления Вологодской епархией с назначением членом Святейшего Синода.

4 апреля 1913 года епископ Никон назначается председателем Издательского совета при Святейшем Синоде12.

6 мая 1913 года выходит Высочайший указ о возведении его в сан архиепископа13.

В мае–июне 1913 года архиепископ Никон находился на Афоне по особому поручению Святейшего Синода, с целью устранения возникшего среди русских иноков возмущения по поводу почитания имени Божия14.

7 ноября 1915 года последовало Высочайшее повеление об освобождении «члена Святейшего Синода архиепископа Никона от присутствования в Святейшем Синоде» (Церковные ведомости. 1915. № 45)15.

В 1915–1917 годах церковная печать, в частности «Церковные ведомости», «Московские Церковные ведомости», регулярно предоставляла свои страницы для публикации поучений и полемических заметок архиепископа Никона, последняя из которых – «Тоска детей по храме Божием» – опубликована в «Прибавлениях к Церковным ведомостям» в феврале 1917 года (№ 6, с. 117–121), накануне событий, навсегда изменивших облик России.

Скончался архиепископ Никон 30 декабря 1918 года (11 января 1919 года) в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре и похоронен за алтарем Духовской церкви. Сведения о кончине и отпевании архиепископа Никона сохранились в дневнике профессора Московской Духовной академии А. Д. Беляева:

«1918. 30 [декабря]. Воскресенье. Ныне после ранней обедни скончался архиепископ Никон в своих келлиях. Будто бы он ныне был у ранней обедни в церкви Зосимы и Савватия. В Рождество он не служил; вероятно, по слабости сил. В Николин день он служил в соборе, кажется, в последний раз...

31 [декабря]. Ныне после поздней обедни тело в гробе Никона вынесли в Трапезную церковь – наместник [архим. Кронид (Любимов) – Ред.], казначей Досифей и ризничий Аполлос. По внесении они отслужили панихиду...

1919. 2 [января]. Ныне в Трапезной после обедни было совершено отпевание Никона Митрополитом Новгородским Арсением в сослужении наместника и прочей братии Лавры. Речи сказали: Арсений перед отпеванием; от лица Академии – студентом во время отпевания; наместником после отпевания. Наместник заявил, что его считали скупым, это неправда; он помогал нищим, но тайно. Его Листки оказали огромное благотворное влияние... Отпевание было очень продолжительно, но зато и умилительно... Народа было довольно много. Похоронили его около алтаря Духовской церкви. Все служение и погребение продолжалось свыше двух часов»16.



Оглавление

Меню раздела

Частые вопросы

Интересные факты

Для святой воды и масел

Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.