<Примечания к 4-й главе>

42 Лествица, сл. 1, гл. 13 [27]. – 37.

43 «Глаголет же древний, видяху на том месте преже свет, а инии огнь, а инии благоухание слышаху» (2 Соф. лет. в Полн. Собр. Русск. Летописей, т. VI, с. 120 [55]). – 38.

44 В описании явления Преподобного Сергия иерею Симеону в 1439 году Преподобный сам говорит о себе: «Аз есмь Сергие Маковскый» (Полное Описание Лавры, с. 3, примеч. 1 [13]). В Летописце, помещенном в «Русском Bременнике», I, 326: «преставись преподобный игумен Сергие Радонежский Маковский, тихий и кроткий» [60]. – 38.

45 П. С. Казанский в упомянутом выше рукоп. житии [29]. – 39.

46 Жизнеописатели Преподобного Сергия, принимающие за год его рождения 1314-й, полагают, что он удалился в пустыню в 1336 году, а пострижен в 1337-м.° В подтверждение своего мнения они указывают на то, что Стефан, брат его, «пожив с ним год или два (заметим здесь же, что Епифаний не говорит о годах, а выражается неопределенно: немного – может быть три-четыре месяца только), удалился в Богоявленский монастырь и здесь некоторое время жил с Алексием, впоследствии Митрополитом, и певал с ним на клиросе. Но Алексий за 12 лет до посвящения своего в Епископа (в 1352 г.) оставил Богоявленский монастырь. Стефан должен был немало прожить тут, чтобы доброю жизнью обратить на себя внимание Князя, чтобы по его указанию Митр. Феогност рукоположил его во пресвитера и потом игумена монастыря, а Князь избрал его себе в духовники». Так рассуждал П. С. Казанский [29]. Преосв. Филарет Черниговский, приведя слова Епифания, замечает: «Ясно, что Епифаний, говоря об освящении храма при Кн. Симеоне, говорит гадательно» (Русск. Св., сент., с. 132, примеч. 237 [83]). С этим соглашается и А. В. Горский в Полн. Описании Лавры, ч. I, с. 2 [13, изд. 1-е]. – В оправдание принятой нами хронологии заметим, что: 1) для того, чтобы Стефан имел право рассказывать Епифанию в своих воспоминаниях о близких своих отношениях к св. Алексию еще во время чернечества последнего, довольно было, если Стефан жил при Алексии в Богоявленском монастыре несколько месяцев, а не лет, особенно если принять во внимание, что святитель Алексий и по переходе во двор Митрополита, вероятно, часто навещал свою любимую обитель Богоявления и по старой памяти иногда становился на клирос и певал вместе со Стефаном; 2) Епифаний об освящении церкви выражается так: «священна бысть церкви... при великом князи Симеоне Ивановиче, мню убо еже рещи, в начяло княжения его» [21, с. 40]. Тут он, действительно, говорит гадательно, но очевидно колеблется в указании года, а не имени Вел. Князя; 3) Епифаний вовсе не говорит, будто Стефан поднялся до степени священства и игуменства в бытность в Богоявленской обители еще св. Алексия, – у него эти обстоятельства, имевшие место гораздо позднее, рассказаны тут только кстати и к слову; 4) рассказ Епифания о пострижении юного сына Стефанова гораздо более говорит в пользу нашей хронологии, которая дает возможность отодвинуть это событие к 1349–1352 годам. – Принимая за год рождения Преподобного Сергия 1319, мы располагаем события так: 1330 год – переселение его родителей в Радонеж, 1339 год (приблизительно сентябрь, когда празднуется их память) – их кончина. В конце ноября того же года (чрез 40 дней по кончине последнего из них) – удаление Варфоломея в пустыню, двадцатилетним юношею. Епифаний рассказывает, что отшельники сначала устроили шалаш из древесных ветвей, вероятно потому, что дело было глубокою осенью и необходимо было иметь хоть какой-нибудь приют от осенней непогоды; потом они строят келлию, необходимую для зимнего пребывания, и наконец уже приступают к постройке церквицы, вероятно уже зимою. Церковь освящается в 1340 году, раннею весною. Стефан, проведя суровую зиму в лесной глуши, весною покидает Варфоломея. Теперь предположите, что св. Алексий взят во двор Митрополита осенью, и станет понятно, что Стефан имел довольно времени с ним подружиться. А рекомендовать Стефана Князю и Митрополиту Феогносту св. Алексий, конечно, мог и после, не прерывая своих добрых отношений к нему и по переселении на новое место. – На окладе гробницы Кирилла и Марии в Хотькове монастыре поставлен год их кончины – 7845 (1337), но ни месяца, ни числа кончины того и другого не означено. Оклад устроен в 1827 году, и указание на год сделано, вероятно, по применению к хронологии, принятой в житии Преподобного Сергия, сост. митр. Филаретом [86]. – 40.

47 Филарет Черниг. Русск. Св., февр., 12 [83]. – 41.

48 Ник. Лет. IV, 57–58, 209–210 [59; 55, т. XI, 30–31, 130–131]. – 41.



Оглавление

Частые вопросы

Интересные факты

Для святой воды и масел

Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.