95 Ник. Лет. IV, 223 [59; 55, т. XI, с. 139]. 106.
97 Приведено по Лет. Ник. 224 [59; 55, т. XI, с. 139]. 106.
98 Там же, 225 [59; 55, т. XI, с. 140].
Рассказ о посольстве Патриарxa к Преподобному Сергию и о введении в его обители
общежития мы изложили так, как он записан преподобным Епифанием [21,
с. 106108]. Если относить это событие, как мы относим, к 1372
году, то оказывается, что Епифаний прибыл в обитель Сергиеву спустя лишь три-четыре
года после введения общежития, следовательно, слышал историю этого важного в
жизни обители события и от братии, и от самого Преподобного Сергия во всех подробностях,
под свежим впечатлением самого события. Поэтому мы признаем необходимым не только
верить этим подробностям, но и тому впечатлению, какое произвело это событие,
то есть посольство Вселенского Патриарха, как на смиренного игумена, так и на
братию обители, впечатлению, которое так ярко выступает в рассказе
Епифания. А Епифаний именно говорит, что это посольство было совершенно неожиданно
для самого Преподобного Сергия... Вот почему мы решительно не можем согласиться
с г. Е. Голубинским°, который говорит, что «необходимо
представлять дело иначе», что необходимо думать, что «Сергий и Алексей
(так пишет это имя г. Голубинский) лишь прибегали к авторитету Патриapxa»,
что «им нужно было послание Патриарха, чтобы при помощи его придать своему
начинанию большую твердость... И вот, говорит ученый-историк, профессор, чтобы
подействовать на большинство (тех монахов, которым не могло быть приятно введение
общежития), Алексей и Сергий решились прибегнуть к авторитету Патриарха, который
бы своим голосом верховного пастыря Русской Церкви подтвердил и одобрил их благое
предприятие». Но ведь если так, то «необходимо предполагать»,
что Преподобный Сергий ждал этого послания, которое ему «было нужно»,
а если ждал, то что же значит это его удивление при получении послания, эти
вопросы: не ошиблись ли, к нему ли посланы патриаршие люди? Что значит, что
он даже не решился сам вскрыть это послание, а пошел для этого в Москву, к Митрополиту
Алексию?.. Да простит нам ученый профессор, но думать так, как он думает, значит,
представлять себе Преподобного Сергия притворяющимся пред братией, а это значило
бы считать его «себе на уме», что было бы хулою на угодника Божия...
Мы не смеем также бросать тень подозрения во лжи и на ученика его, которому
мы обязаны столь драгоценными сведениями о житии угодника Божия... По-видимому,
этого не желает и г. Голубинский (с. 29) [12], хотя в данном случае противоречит
себе, не доверяя Епифанию в таком показании, в котором нельзя ему не верить.
107.
99 История православного монашества со времен Преп. Сергия диакона М. Кудрявцева, ч. I, с. 5763 [38]. 109.
100 Подробные сведения о рукописях° того времени, хранящихся в Лаврской ризнице и библиотеке, можно найти в полном Историческом Описании Лавры [13] и в «Описании славянских рукописей библиотеки Троице-Сергиевой Лавры», 1879, в трех частях [8]. 109.
101 Русские Святые, Фил. Черниг., сент., 12, с. 49 [83]. 109.
102 Она значится под № 308. Исследование Ф. И. Буслаева о сей рукописи с факсимиле образцов ее письма и украшений издано Обществом любителей древней письменности в 1881 г. [9] и поднесено автором Государю Императору. 111.
103 История Российской Иерархии, IV, с. 446447 [6]. Ср.: Посл. царя Грозного в Кириллов монастырь, в Акт. Истор., т. I, с. 382 [3]. 111.
104 Карамзин. Ист. Гос. Росс., IV, стб. 175 [31]. 112.
105 Там же, V, примеч. 5. 112.
106 Там же, примеч. 15. 112.
107 Там же, примеч. 103. 112.
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2025 Свято-Троицкая Сергиева Лавра