На стыке Синодального периода (1700—1917) и современного периода истории Русской Церкви во время работы Поместного Собора Российской Православной Церкви (1917-1918) были канонизированы два святителя: митрополит Астраханский Иосиф († l671; пам. 11 мая) и епископ Софроний Иркутский († 1771; пам. 30 мар.).
70 лет спустя, при Патриархе Пимене, в июне 1988 года, в Троице-Сергиевой Лавре состоялось историческое торжество — празднование Тысячелетия Крещения Руси. На нем был канонизирован лик русских святых: благоверный князь Димитрий Донской († 1389; пам. 11 мая), преподобный Андрей Иконописец (XV в.; пам. 4 июля), преподобный Максим Грек († 1556; пам. 21 июля), Митрополит Московский Макарий († l563; пам. 30 дек.), преподобный Паисий Молдовлахийский († 1794; пам. 15 нояб.), блаженная Ксения Христа ради юродивая Петербургская (XIX в.; пам. 24 янв.), святители Игнатий Кавказский (|1867; пам. 30 апр.) и Феофан Затворник († l894; пам. 10 янв.) и преподобный Амвросий Оптинский († 1891; пам. 10 окт.). [1]
Святитель Макарий. митрополит Московский
Собор новопрославленных святых охватывает почти шестивековой период нашего бытия. Среди них мы видим главу Церкви и государства, богословов-иерархов-молитвенников, преподобных подвижников. Женская святость представлена тяжелейшим подвигом юродства во Христе.
Одновременно на Соборе было принято решение: "Считать необходимым в послесоборный период продолжить работу по изучению дальнейших канонизаций для прославления других почитающихся в народе подвижников веры и благочестия". Год спустя, во время празднования 400-летия учреждения Патриаршества на Руси, на архиерейском Соборе были канонизированы Московские Патриархи Иов († l607; пам. 19 июня) и Тихон († 1925; пам. 25 мар.). При избрании ныне здравствующего главы нашей Церкви — Патриарха Алексия II — был прославлен праведный Иоанн Кронштадтский († 1908; пам. 20 дек.). А 4 апреля 1992 года в Успенском соборе Московского Кремля во время Божественной Литургии были причислены к лику святых родители преподобного Сергия Радонежского — преподобные схимонах Кирилл и схимонахиня Мария († l337; пам. 28 сент.); митрополит Киевский и Галицкий Владимир († l918; пам. 25 янв.); митрополит Петроградский и Гдовский Вениамин († 1922; пам. 13 авг.) и иже с ним пострадавшие архимандрит Сергий, Ю. П. Новицкий и И. М. Ковшаров, а также великая княгиня Елизавета Феодоровна († 1918; пам. 4 июля) и инокиня Варвара.
Все это дает основание для проведения параллели между нынешними событиями и событиями середины XVI века. В 1547 г. в Москве состоялся Собор, на котором "уставили <...> праздновати новым чудотворцам в Русской земли, что их Господь Бог прославил, Своих угодников, многими различными чудесы и знаменми, и не бе им доднесь соборного пения, мы же установиша на том Соборе праздновати по преждеуложенному уставу святых отец". [2] Разъехавшись, участники Собора стали собирать материалы для последующей канонизации русских святых. Об этом говорит царь Иоанн Грозный в своей речи на Стоглавом Соборе в 1551 г.: "Мы же о сем молим святители всего нашего Российского царствия <...> койждо во всяких пределах порученных им <...> известно пытати и обыскивати <...> где которые чудотворцы прославилися великими чудесы и знамении от коликих времен и в каковы лета, святителие же убо от радости духовныя от вожделения сердечнаго и от начинания и повеления нашего моления вскоре собирают каноны и жития и чудеса тех великих святых новых чудотворцев <...> И в 19 лето возраста моего по нашему наказу архиепископы и честныя архимандриты и игумены собиратися в царствующий сей град к нам ко отцу нашему Макарию Митрополиту". [3] Так состоялся второй Макарьевский Собор 1549 г., на котором был прославлен новый лик русских святых. [4]
После Соборов 1547, 1549 гг. Русский Месяцеслов значительно пополняется праздниками в честь русских святых. В это время было написано много служб и житий русским подвижникам. Вместо существовавших старых житий создаются новые редакции, составляются похвальные слова. Среди книг появляются рукописные сборники "новых чюдотворцев", содержащие службы новопрославленным святым и их жития.
Инициатором этих Соборов был выдающийся Первоиерарх Русской Церкви — Митрополит Московский Макарий, под руководством которого была проделана большая работа по собиранию и систематизации письменного и агиографического наследия. При нем в Русской Церкви началось печатание богослужебных книг. Это был выдающийся деятель русской культуры, духовный объединитель Русской земли. Агиограф-современник называет Святителя "Мучениколюбцем" и говорит: "Изрядно же дело его день и нощь, яко пчеле сладость отвсюду приносите, поискати святых жития <...> Многи от святых забвению предани быша <...> сих убо Святитель под спудом не скрывает, но на свещнице добродетели возлагает". [5]
Знаменательно, что на юбилейном Поместном Соборе был канонизирован и сей "чудный" святитель Макарий, созвавший Соборы 1547 и 1549 гг. В год его канонизации исполнилось 425 лет со дня его блаженной кончины.
Многие русские святые почитались и до Московских Соборов, но исключительно в тех местах, где они прославились своими подвигами. Соборные же суждения предписывали "пети и праздновати повсюду новым чюдотворцом в Русской земли, что их Господь Бог прославил, Своих угодников". Среди них мы видим первого русского автокефального митрополита Иону и его духовного друга Новгородского епископа Иону, учеников и сподвижников преподобного Сергия Радонежского: преподобных Никона и Евфимия Суздальского и святителя-миссионера Стефана Пермского; дальнего родственника великого князя Димитрия Донского — блаженного Михаила Клопского; [6] благоверных воителей, защитников Земли Русской — Александра Невского, Всеволода Псковского, Михаила Тверского и др. С прославленными на Соборах святыми Святитель Макарий имел молитвенное общение, призывая их в своих молитвах, поминая во время Богослужений и т. д.
Но в своей жизни и деятельности Митрополит Макарий постоянно общался с подвижниками, и среди них — с теми, которые позднее, после своей кончины, были причислены Русской Церковью к лику святых. Среди святых, канонизированных на Макарьевских Соборах, обращает на себя внимание преподобный Александр Свирский († l533; пам. 30 сент.). Он был прославлен через 14 лет после своей блаженной кончины. Это старший современник святителя Макария, с которым он был знаком, будучи ранее архиепископом в Новгороде (1526—1542). Промыслом Божиим преподобный Александр Свирский занимает особое место в жизни Святителя. Он является как бы связующим звеном между теми, кого Святитель прославлял на Соборах, и теми, с кем он непосредственно общался, кто в это время своими подвигами осолял Русскую Землю (Мф 5:13). Преподобный Александр перед своей кончиной написал послание архиепископу Макарию, завещая свой монастырь его попечению [7]. Святитель давал вклады в этот монастырь. Настоятель обители, игумен Иродион, позднее описал необычное и чудесное видение: уже скончавшийся преподобный Александр и еще живой святитель Макарий посетили Свирский монастырь. [8] Митрополит Макарий питал особую любовь к подвижнику, которому, как в древности Праотцу Аврааму, явилась в образе трех Ангелов Пресвятая Троица. Об этом свидетельствует и ранняя канонизация святого, которому митрополит еще раньше, до Собора, благословил написать житие. [9] У преподобного Александра было множество учеников и среди них — уроженец западных стран, преподобный Макарий Римлянин (XVI в.; пам. 19 янв.). Из его жития мы узнаём, что в настоятели основанного им монастыря он был возведен архиепископом Макарием. [10]
Новгородский период деятельности святителя Макария совпадает с важным событием — его встречей с великим миссионером Русского Севера, преподобным Трифоном Печенгским (f 1583; пам. 15 дек.). Однажды тот "обратился к Нову граду, и у архиепископа взя благословенную грамоту, и паки прииде на реку Печенгу, и приведе с собою церковных здателей, и начат строити церковь во имя святыя и живоначальныя Троицы". [11] Архиепископ Макарий сам известен миссионерскими распоряжениями в своей Новгородской епархии. Он посылал в Вотскую пятину иеромонаха своего домового храма Илию, повелевая ему разорять языческие "требища", искоренять нечестивые обряды, окроплять все святой водой. [12] В это время преподобный Трифон "прииде <...> в волостку Колу, тогда бо та волостка малое име поселение, из русских мест новопришелцы, и воеводы не обретахуся. И тамо, Божиим строением, нечаемо, обрете иероинока, именем Илию, и взят с собою паки прииде на реку Печеньгу, идеже во имя Живоначалныя Троицы построена церковь. Ту святую церковь иероинок Илия освятив; и лопарей, ихже преподобный отец Трифон породи словом проповеди, тому иероиноку повеле просветити святым Крещением". [13] В службе преподобному Трифону он прославляется как почитатель Святой Троицы: "Велию обитель Святыя и Живоначальныя, Единосущныя и Нераздельныя Троицы создал еси, и монахов множество собрав"; "утвердився верою во Святую Троицу, яко щитом крепким, преподобие"; "Троическим исповеданием многобожия лесть разрушил". [14]
Житие преподобного Даниила Переяславского рассказывает, что и он путешествовал в Новгород и обращался к святителю Макарию со своими монастырскими нуждами. "И некогда случися ему (то есть преподобному Даниилу. — а. М.) итъти в Великий Новъград и с ним два инока — Иларион и Матвей ради икон в новопоставленную церковь и иных ради потребных ко архиепископу Макарию. Бяху бо архиепископ Макарий с Даниилом единыя обители пострижение имущи. Архиепископ же духовную любовь имяше к старцу и потребная монастырю посылаше". [15] Встреча постриженников монастыря преподобного Пафнутия Боровского, несомненно, напомнила им начало иноческих подвигов в знаменитой обители. Изделия владычной мастерской, за которыми путешествовал преподобный Даниил, посылались в Переяславль не только в Данилов монастырь, но и в Горицкий, где первоначально некоторое время подвизался преподобный Даниил. В поминальном Синодике этого монастыря записано: "Новгородский архиепископ Макарий поставил в церкви Деисус с праздникы и с пророкы". [16] Волею Божиею судьба святителя Макария и преподобного Даниила была одинакова и они вопреки своему желанию скончались вдали от монастыря своего пострижения — Пафнутиева-Боровского.
Служба преподобному Даниилу прославляет его и как почитателя Святой Троицы. В тропаре ему читаем: "и обитель красну во славу Пресвятыя Троицы воздвигнув, и собранное тобою в ней стадо Христово богоугодно упас, преставился еси к вечным обителям, отче Данииле. Моли Триипостасного во Едином Существе Бога, спастися душам нашим". [17] В другом месте говорится о необычном явлении Преподобному: "Божественнаго светоявления сподобився, благое намерение и желание о здании церкве дивным трием странником открыл еси преподобие: тии же три лета пождати совеща"; "Яко боготечную звезду прият преподобный совет триех странных мужей не начинати строения церковнаго ранее триех лет, да не хотение человеческо, но Божие действует изволение". [18] Автор жития Преподобного Всероссийский Митрополит Афанасий, преемник по кафедре святителя Макария (1564—1566), свидетельствует о явившихся путниках, что преподобный Даниил, "яко ангелы Божия зряще их". [19]
Самым выдающимся архиерейским рукоположением, которое совершил святитель Макарий, став Всероссийским Митрополитом (1542—1563), была хиротония первого Казанского архиепископа Гурия. Это было необычайное событие в русской церковной жизни. Еще недавно слово "Казань" было синонимом и источником постоянных бед и разорений для страны, еще недавно там страдали православные христиане-мученики, [20] а теперь новопокоренный град становится центром распространения христианства в мусульманском крае. Поэтому в хиротонии первого Казанского святителя участвуют все русские архиереи в сослужении архимандритов и протопопов московских и других монастырей и соборов. Во время Богослужения в соборе молились хилендарские старцы со Святой Горы, а также молдавские и литовские послы. Летопись замечает, что всех служащих в Успенском соборе было 76 человек, "опричь подъяков". [21] Новоучрежденная епархия по старшинству была поставлена после Новгородской кафедры и выше Ростовской. Святитель Димитрий Ростовский († l706; пам. 28 окт.), автор службы архиепископу Гурию, говорит в каноне о его архиерейской хиротонии: "Благословением Первосвятителя, поставляешися пастырь и учитель новопросвещенному граду Казани, идеже прелестию врага омраченныя люди, светом богоразумия просветил еси". [22] Позднее, в мае месяце "Неделю седмую по Велице дни", Митрополит Макарий торжественно благословил архиепископа Гурия шествовать к месту архипастырских трудов "и архимандритов Германа и Варсонофия", и всех людей, "иже с ним в путь грядут, осеняет их честным и животворящим крестом, и благословляет их в новопросвещенный град Казань". [23] По дороге ему предписывалось творить водосвятные молебны, кропить все освященной водой и читать молитву первого русского Митрополита Илариона (1051 г.), современника перерождения Руси из языческой в христианскую. [24] Как явствует из одного письма Грозного царя Иоанна Казанскому святителю, Митрополит Макарий не оставлял его в своем попечении и в последующее время. Он писал ему неоднократно послания и посылал различных людей и мастеров, необходимых в новообразованной епархии. [25] Более восьми лет, до самой своей кончины, подвизался в Казани архиепископ Гурий († 4.XII.1563), почти на месяц опередив Митрополита Макария своим отшествием в иной мир.
Во время первосвятительства Митрополита Макария к нему неоднократно обращались настоятели, строители монастырей с просьбой о предоставлении льгот и т. д. Одним из таких просителей был преподобный Адриан Пошехонский († 5.III. 1550). В его житии читаем, как он вместе со своими учениками обратился к Святителю за благословением на создание монастыря. "Преосвященный же Макарий, Митрополит Московский и всея России, благословляет старцев и по прошению преподобных повелевает им храм воздвигнута во имя Пречистыя Богородицы честнаго и славного Ея Успения, и вручи им благословенную грамоту <...> великий святитель Макарий Митрополит благословляет, поставляет диакона Адриана на духовную степень на игуменство и священноиноческая действовать и вся монастырская строити, и вдаде ему настольную грамоту и повелевает священноиноком и диаконом и иноким и простым людем слушати его и во всем повиноватися, яко пастырю и учителю, наказах его духовным словесем, и отпустих игумена с миром во своя ему пустыню". [26] В службе Преподобному кратко говорится о его священстве [27] и подробнее — в более позднем гимнографическом памятнике — Акафисте: "Проповедник чудес Божиих явился еси преподобие отче, пришед от пустыни твоея в царствующий град Москву, идеже от первосвятителя Макария с любовию восприятый, во иерея от него освящен был еси и игуменом обители твоея поставленный, со многою милостынею в ню возвратился еси, благодарственно взывая ко Господу: Аллилуиа". [28]
Митрополит Макарий принимал деятельное участие в нуждах и других монастырей. Царь Иоанн Грозный писал, например, в грамоте, данной преподобному Феодосию Тотемскому (t28.1.1568): "И отец наш Макарий Митрополит всея Руси того старца Феодосия Суморина благословил церковь воздвигнута Преображения Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа монастырь строити на Тотьме". [29]
С именем Митрополита Макария можно связывать начало церковного почитания преподобного Максима Грека. [30] В одном из своих посланий он писал к нему: "Узы твоя целуем, яко единого от святых". [31] На Соборе при Митрополите Макарии свидетельствовался, то есть рассматривался, перевод Псалтири, сделанный Максимом Греком. [32]
Во время Богослужения Митрополита Макария в Успенском соборе нередко молился блаженный Василий, Христа ради юродивый, — "нагоходец", как его называли современники. Из его жития известно, как однажды "в некий праздник и поиде государь за Литоргию с благоверною царицею и со всем своим сигклитом во святую Божию церковь в собор Успения Божией Матери, и тогда безчисленну народу быву во оной соборной церкви за Литоргиею. Ту же бысть и Василий Блаженный стояв во едином угле царю не являяся тогда, яко же прежде обычно ему завсегда являлся. За оною же Литоргиею царю помышляшу о созидаемом дворце на Воробьевых горах како бы его лепо внутри и добре устроити и чем покрыти оныя палаты". После службы царь, встретив Блаженного, очень удивлялся, что не видел его в храме, «Блаженный же рече: "Благоверный царю во оной Церкви Успения Божией матери за Литоргиею не бе множество народа яко же ми поведуеши, но токмо трое: первое Митрополит, вторая благоверная царица, третий аз грешный"». [33] Митрополит здесь не назван по имени, но хронологически это мог быть только святитель Макарий. В другом месте жития говорится о том, как Первоиерарх узнал о московском подвижнике: "не может укрытися град верху горы стоя: дойде бо слава о нем жития его ради чистоты, и терпения крепкаго, в слухи и благоверного царя и великого князя Иоанна Васильевича всея России самодержца и преосвященнаго Митрополита Макария Московского и вся России. О его же житии сказа самодержавнейшему сей преосвященный Митрополит Макарий, и зело дивишеся о его терпении и похвалиша Бога яко в их время дарова Бог такова свята мужа". [34] Святитель сам лично отпевал и погребал Блаженного. "Преосвященный же Макарий Митрополит со всеосвященным собором, псалмы и песни надгробныя певе над мощами святаго, погребоша я честно". [35]
Число русских подвижников, с кем общался Митрополит Макарий, несомненно больше. К их числу следует отнести также преподобного Адриана Ондрусовского († l550; пам. 26 авг.). Это был ученик преподобного Александра Свирского. В 1549 году он, будучи в Москве, крестил царскую дочь Анну († 1550) в Новодевичьем монастыре, "да старець Геннадий Сарарайскые пустыни, а действовал священническаа игумен Троицкий Сергиева монастыря Серапион Курцов". [36] Вторым старцем при крещении царской дочери был преподобный Геннадий Любимоградский († 1565; пам. 23 янв.), который начинал свои монашеские подвиги с благословения преподобного Александра Свирского. [37] Несомненно, оба Преподобных виделись и общались при этом с Митрополитом Макарием.
Летописи говорят о крещении татарских ханов в Москве после покорения Казани в 1552 году, причем Утемиш-Гирея крестил в Чудове монастыре сам Митрополит Макарий, назвав его Александром. В это же самое время был крещен один малолетний мурза, впоследствии — преподобный Серапион Кожеезерский († l611; пам. 27 июня). [38] Он, несомненно, мог видеть во время Богослужений дивного Святителя.
Следует остановиться еще на одном явлении. Святитель Макарий неоднократно в своей жизни поклонялся чудотворным иконам. Будучи в Новгороде, он поновляет великую Новгородскую святыню — образ Богоматери Знамение. [39] При архиепископе Макарии в Великий Новгород дважды приносились святые иконы для всенародного поклонения. Об одном таком событии мы узнаем из летописи. В 1530 г. была принесена икона Умиление Богоматери "ис Пустой Ржовы, из монастыря Спасова Преображения". [40] Чудотворный образ находился в Пятницком храме на торговой стороне, затем — в Софийском Соборе "на поклонение христианом", после чего икону возвратили в монастырь. Следующее подобное событие в духовной жизни Новгорода произошло через 9 лет. Около Каргополя явилась икона святителя Николая и мучениц Варвары и Параскевы. Известие об этом дошло до Новгорода, до святителя Макария. "И повеле архиепископ (Макарий — а. М.) ту чудотворную икону привести в Новград. И поставиша ее в церкви Премудрости Божии и быша тамо от тое иконы многа чудесе: мнози недужнии исцеление получиша и здрави быша. И повеле архиепископ ту святую икону принести в монастырь девичь, что в земляном городе на Софийской стороне во имя Варварской и ту святую икону в том монастыре поставити в церкви". [41] Затем по повелению Святителя и на его средства на месте явления иконы был построен деревянный храм во имя великомученицы Варвары, где и был установлен чудотворный образ. С него была снята точная копия "и привезоша ю в Новгород и поставиша ту новую икону в том Варваринском девиче монастыре в церкви". [42]
В Москву при святителе Макарии для поклонения приносится явленный образ Архангела Михаила из новооснованного города Михайлова. [43] В 1555 году в Москве находилась чудотворная икона святителя Николая Великорецкого. "И обновлял образ Николы чюдотворца сам Макарий митрополит, бе бо иконному писанию навычен, а с ним Андрей протопоп Благовещенский со многим желанием и верою, постом и молитвою". [44] Один из приделов строившегося в это время Покровского собора-памятника по случаю казанского взятия был посвящен этому чудотворному образу святителя Николая. Когда во время Ливонской войны русскими войсками была покорена Нарва (Ругодив), то для поклонения в Москву были принесены два образа: Пресвятой Богородицы и святых "Николы Чюдотворца да Власиа Великого да Козмы и Дамиана", [45] которые чудесно сохранились во время пожара при штурме города.
Перед приносимыми иконами Митрополит Макарий совершил молебны, иконописцы писали с них копии. Принесение этих икон тесно связано с теми событиями, которые переживало русское общество в то время и которые Церковь — в первую очередь в лице самого Митрополита Макария — освящала поклонением.
Митрополит Макарий — духовный собиратель сокровищ Древней Руси; Соборы 1547, 1549 гг. — лишь одна сторона его многогранной деятельности, но они характеризуют его как почитателя отечественных подвижников. В Священном Писании говорится: Мне же зело честны быша друзи Твои, Боже, зело утвердишася владычествия их. Изочту их, и паче песка умножатся (Пс 138:17-18). Действительно, эти слова Псалмопевца были очень близки святителю Макарию. Благодаря его усилиям умножились нравственные идеалы русского народа. Апостол Павел учит: Поминайте наставники ваша <... > иже взирающе на окончание жительства, подражайте вере их (1 Фес 13:7). Митрополит Макарий чтил своих наставников, своих предшественников. Это выразилось в канонизации преподобных Пафнутия Боровского и Ферапонта Можайского, Новгородских святителей и Московских Первоиерархов. Их труды он активно продолжал и подражал им в своей деятельности.
Один современник так описывает духовные подвиги святителя Макария: "От зелнаго воздержания и поста, елико ему едва ходити, кроток же и смирен и милостив ко всему, гордости же отнюдь ненавидяще, но иным отсекаше и запрещаше злобою, отроча обретаеся умом, всегда совершен бываше". [46] Таким образом, Митрополит Макарий в своей первосвятительской деятельности, прославляя на Соборах святых своих соотечественников, и сам отличался высотой духовной жизни. Более того, он постоянно общался с теми, кто позднее был прославлен Русской Церковью, благоговейно поклонялся святым чудотворным иконам. Вспоминаются слова псалма Давидова: С преподобным преподобен будеши, и с мужем неповинным неповинен будеши, и со избранным избран будеши (Пс 17:26—27). Они вполне могут быть отнесены к жизни и деятельности Митрополита Макария.
Среди святых собеседников Митрополита Макария мы видим миссионеров: святителя Гурия Казанского и преподобного Трифона Печенгского; почитателей Святой Троицы — преподобных подвижников Александра Свирского и Даниила Переяславского и т. д.
Агиографический материал русских святых XVI столетия со всей очевидностью открывает новую страницу в жизни и деятельности этого замечательного Первоиерарха Русской Церкви. Богатое русское духовное гимнографическое и агиографическое наследие, которым живет наша Церковь, хранит в себе духовный образ Митрополита Макария.
Архимандрит Макарий (Веретенников). О Церкви земной и Церкви небесной. Сборник статей к 55-летию автора и к 10-летию его сотрудничества в журнале «Альфа и Омега». Москва 2006
ПРИМЕЧАНИЯ
[1] Еще ранее были канонизированы синодальным решением святители Николай Японский (fl912; пам. 3 февр.), Мелетий Харьковский (t 1840; пам. 12 февр.) и Иннокентий Московский 1879; пам. 31 мар.).
[2] Лебедев Н. Макарий, Митрополит Всероссийский (1482-1563). М., 1877. Прил. С. 1.
[3] Российское законодательство Х-ХХ веков. Т. 2. М., 1985. С. 266. При общности названных явлений заметны и различия. В XVI в. вся подготовительная работа осуществлялась в епархиях, где готовились службы и жития, а на соборе собранные материалы утверждались с канонизацией святого. Теперь же представленный материал изучается в синодальных комиссиях — по канонизации святых, богослужебной.
[4] О Макарьевских Соборах см. Лебедев Н. Макарий, Митрополит Всероссийский (1482-1563). С. 79-86; Диакон П. Веретенников. Московские Соборы 1547 и 1549 годов // ЖМП. 1979. № 12. С. 69-77.
[5] Митрополит Московский Макарий (Булгаков). История Русской Церкви в период разделения ее на две Митрополии. Изд. 2-е. Т. 7. Кн. 2. СПб., 1891. С. 418; Лебедев Н. Указ. соч. С. 80; Николаевский П. Ф. Русская проповедь в XV-XVI веках // ЖМНП. 1868. № 2. С. 361.
[6] 0 генеалогии этого святого см. Янин В. JI. К вопросу о происхождении Михаила Клопского // Археографический ежегодник за 1978 год. М., 1979. С. 52-61.
[7] См.: АИ. Т. 1. СПб., 1841. С. 195—196. Подобно поступил и преподобный Герасим Болдинский (t 1554; пам. 1 мая), ученик преподобного Даниила Переяславского. Перед своей кончиной он "бил челом" царю Иоанну Грозному и Митрополиту Макарию о покровительстве своему монастырю; см. Архимандрит Андрей. Житие преподобного Герасима, Болдинского Чудотворца. М., 1893. С. 44.
[8] Видение Иродиона, како виде преподобного Александра и Митрополита Макария, со церквы Николаа (Публикацию подготовил архимандрит Никодим по ркп.: СПбДА. № 276. JI. 156 об,—158 об.) // Олонецкие епархиальные ведомости. 1903. № 19. Часть неофициальная. С. 664.
[9] Подробнее об их взаимоотношениях см. Игумен Макарий (Веретенников). Преподобный Александр Свирский "новый чюдотворец" — русский подвижник XVI века. К 450-летию со дня кончины // БТ. Сб. 23. М., 1982. С. 325-329; Архимандрит Макарий (Веретенников). Преподобный Александр Свирский и святитель Макарий, митрополит Московский // Альфа и Омега. 1995. № 1(4). С. 135-144.
[10] Корольков Н. Преподобный Макарий Римлянин. Новгородский чудотворец и его обитель ныне Воскресенский миссионерский монастырь. Изд. 2. СПб., 1895. С. 22; Архимандрит Никодим. Преподобные Александр Свирский и его ученики-подвижники // Олонецкие епархиальные ведомости. 1903. № 3. Часть неофициальная. С. 76.
[11] Житие преподобного Трифона Печенгского, просветителя лопарей // Православный собеседник. Ч. 2. Казань, 1859. С. 101. Тверской патерик (Казань, 1907. С. 71) говорит, что преподобный даже пострижен был архиепископом Макарием.
[12] ПСРЛ. Т. 4. Ч. 1. Вып. 3. Л., 1929. С. 565-566; Диакон П. Веретенников. Святитель Макарий, архиепископ Великого Новгорода и Пскова (1526-1542) // ЖМП. 1979. № 8. С. 70. Некоторые материалы о народностях, населявших эту пятину, см. Попов А. Следы времен минувших. Л., 1981. С. 94-99, 108-110.
[13] Житие преподобного Трифона Печенгского... С. 102. См. также Корольков Н. Сказание о преподобном Трифоне Печенгском чудотворце, просветителе лопарей, и об основанной им обители. Изд. 5. СПб., 1910. С. 9— 10; См. также Архимандрит Амвросий. История Российской иерархии. Т. 4. М., 1812. С. 580—581.
[14] Служба преподобному Трифону Печенгскому. М., 1883. Л. 4 об., 13, 20 об. В службе имеется интересное сравнение: "Якоже бо иногда преподобного Герасима при Иордане, звери тя послушаху и в заповеданных тобою пустынях не дерзаху деяти пакостей". — Там же. Л. 20 об., 21. Известно, что архиерейская хиротония святителя Макария была на память преподобного Герасима и из его иконописной мастерской происходит икона этому святому; см. Диакон П. Веретенников. Святитель Макарий... С. 75. Прим. 6.
[15] Житие преподобного Даниила, Переяславского чудотворца, повесть о обретении мощей и чудеса его / Изд. С. И. Смирнова, М., 1908. С. 58.
[16] Архимандрит Леонид (Кавелин). Систематическое описание славяно-российских рукописей собрания гр. А. С. Уварова. Ч. 2. М., 1893. С. 230.
[17] Служба и Акафист преподобному отцу нашему Даниилу, Переяславскому чудотворцу. М., 1890. JI. 3 об.
[18] Там же. JI. 11 об., 20 об.
[19] Житие преподобного Даниила... С. 17.
[20] См. Трубачев А. Казанские святые Петр и Стефан // ЖМП. 1977. № 8. С. 79-80.
[21] ПСРЛ. Т. 13. С. 250. Летопись датирует хиротонию 3 февраля 1555 года. Но в житии Святителя, составленном Казанским Митрополитом, будущим Всероссийским Патриархом святителем Ермогеном, называется другая дата — 7 февраля; см. Архимандрит Платон. Сборник древностей Казанской епархии. Казань, 1868. С. 15. По этому поводу имеется такое соображение: "В 3-е число февраля, вероятно, было не рукоположение, а только наречение святителя Гурия: ибо иначе причина, по которой многие очень важные древние акты, полагающие рукоположение святителя Гурия в седьмой день февраля, осталась бы неизъяснимою". — Житие святых святителей и чудотворцев Гурия архиепископа Казанского и Варсонофия епископа Тверскаго. СПб., 1853. С. 44. И далее говорится: "Для рукоположения святого Гурия в святительский сан назначен был седьмой день февраля 7063 (1555) года — день памяти Парфения, епископа Лампсакийского, весьма вероятно, с тою целью, чтобы обратить внимание святителя Гурия на сего святого, и расположить его действовать в Казанской епархии так же ревностно, как действовал святитель Парфений в епархии Лампса- кийской, которая также почти вся состояла из идолопоклонников, но вся приведена им в познание Бога истинного". — Там же. С. 44-45. Если это так, то в таком случае было отдано предпочтение четвергу, а не воскресению, каковое, как показывают расчеты, было 3 февраля.
[22] Служба святителю Гурию, первому архиепископу Казанскому, 2-й тропарь 4-й песни канона на утрени. М., 1872. Л. 9 об. Об этом же говорится и в каноне службы на обретение честных мощей святителя Гурия, архиепископа Казанского и Варсонофия, епископа Тверскаго: "Благословением крайняго Святителя поставляешися пастырь и учитель новопросвещенному граду Казани". — Минея, месяц октябрь. М., 1980. С. 109.
[23] Архимандрит Платон. Указ. соч. С. 18.
[24] Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской империи. Т. 1. СПб., 1836. С. 257—261. В свите архиепископа Гурия был архимандрит Герман (Полев), ставший затем вторым Казанским святителем (fl567; пам. 23 июня). Он участвовал в заседаниях Собора при Митрополите Макарии (1553 г.), когда была осуждена ересь Матвея Башкина. Ему было поручено отвезти еретика в Иосифов монастырь для увещания; см. Архиепископ Черниговский Филарет. Русские святые, чтимые всею Церковью или местно. Изд. 2. Месяцы сентябрь- декабрь. Чернигов, 1865. С. 337. Несомненно это было сделано с ведома и благословения Митрополита Макария. Другой сподвижник архиепископа Гурия — архимандрит Варсонофий, будущий Тверской святитель (-f 1576; пам. 11 апр.) в свое время по благословению Митрополита Макария был поставлен игуменом Никольского Песношского монастыря; см.: Тверской Патерик. Краткие сведения о тверских местно чтимых святых. Казань, 1907. С. 81; Священник В. Руднев. Святитель Варсонофий, Казанский чудотворец, как настоятель Николаевского Песношского монастыря. М., 1899. С. 2.
[25] См. Архимандрит Амвросий. Указ. соч. Т. 6. М., 1815. С. 531.
[26] Житие и страдание святого преподобномученика Адриана игумена Пошехонского чудотворца. Ярославль, 1873. С. 7-8. См. также: Ярославские епархиальные ведомости. 1873. № 4. часть неофициальная. С. 29-30; Настольная книга священнослужителя. Т. 3. Месяцеслов (март-август). М., 1979. С. 31. О житии Преподобного современный исследователь говорит, что оно написано в 70-х годах XVI века и является интереснейшим памятником русской агиографии; см. Дмитриев Л. А. Житийные повести русского севера как памятники литературы XIII-XVI вв. Д., 1973. С. 212.
[27] Священства благодать прием на земли, отче преподобие, в Скинии Небес- ней ныне священнодействуеши и со дерзновением молиши Триединого Бога о Церкви святей и обители твоей, почитающей верно святую память твою". — Служба с Акафистом святому преподобному Адриану, игумену Пошехонскому, чудотворцу. М., 1912. Л. 11. Об этом же говорится и в службе на обретение честных мощей Преподобного: "Священством, паче же и старейшинством, от святителя честно почтен был еси, преподобие". — Минея служебная, месяц ноябрь. Ч. 2. М., 1981. С. 136.
[28] Служба с Акафистом святому преподобному Адриану. Кондак 6. Л. 18- 18 об. К сожалению, неизвестно, кто является автором данного Акафиста. Известные нам исследователи ничего об этом не говорят; см. Попов А. Православные акафисты за Синодальный период русского песнотворчества // Православный собеседник. Казань, 1902. Ч. I. С, 33-64, 241-266, 317-337, 474-527, 611- 639, 753-779; Ч. II. С. 148-196; 277-324; 437-478; 585-638; 741-790; 1903 Ч. I. С. 555-596; Ч. II. С. 93-176; 337-346; 501-536; 682-696; Протоиерей А. Зноско. Акафистное творчество Русской Православной Церкви // Церковный вестник. Варшава, 1971. № 12. С. 4-13; 1972. № 1. С. 12-21; № 12. С. 5-9' № 5. С. 4-10; № 9. С. 14-22.
[29] Архимандрит Нафанаил. Описание Тотемского Спасо-Суморина монастыря преподобного Феодосия с приложением вида монастыря. М., 1850. С. 13. См. также Коноплев Н. Преподобный Феодосий Тотемский чудотворец. М., 1913 С. 12.
[30] Известно, однако, и другое мнение. И. Смирнов, посвятивший одну из своих статей взаимоотношению Митрополита Макария и преподобного Максима Грека, дает негативную оценку Святителю, считая, что в его власти было освободить из заключения ученого монаха, но он этого не сделал; см. Смирнов И. Максим Грек и Митрополит Макарий // Проблемы общественно- политической истории России и славянских стран. М., 1963. С. 173-180. Ср. Первушин Н. В. Преподобный Максим Святогорец // ВРХД. 1980. № 131. С. 51. А. И. Иванов, в свою очередь, дает положительную оценку Митрополиту, поскольку ему в данном вопросе нужно было идти против решений предшествующих Соборов; см. Иванов А. Несколько замечаний по поводу издания нового списка "Судного дела Максима Грека" // ТОДРЛ. Т. 30. Историческое повествование Древней Руси. Л., 1976. С. 298.
Нечто аналогичное в церковной истории имело место в XVII в. Патриарх Никон был освобожден из заключения только по воле самого царя. Отпевал почившего Патриарха Новгородский митрополит Корнилий. Патриарх же Иоа- ким не возражал против этого, но сам лично был против, так как считал, что Патриарх Никон был осужден Вселенскими (!) Патриархами на Соборе. Попутно можно заметить, что на этом Соборе и Митрополит Макарий был назван "невежей". Кроме того, говорить о взаимоотношениях Первосвятителя и Преподобного, не учитывая позиции Митрополита Даниила, будет упущением, так как для святителя Макария он являлся высоким духовным авторитетом: он возводил его в духовные степени, начиная с иподиаконства и кончая архиерейст- вом.
[31] Об этом говорится и в службе преподобному Максиму Греку. В стихире по 50 псалме читаем: "Егда страдания претерпевал еси, преподобие Максиме, тогда, плача и рыдая, молил еси святителя Макария: даждь ми узрети Святую Гору — молитвенницу о вселенней. Он же со слезами вопияе ти: О Максиме! Ви- жду тя невиновна молитвенника и сокрушаюся, узы твоя, яко единаго от святых целую, а помощи не могу ти. Но, о преподобие отче, молися прилежно Богу и Матери Его спастися сетей вражиих нам невредимым". — Минея Январь. Ч. 2. М., 1983. С. 238.
[32] Белокуров С. О библиотеке московских государей в XVI столетии. М., 1898. Приложение. С. IV; Голубинский Е. История Русской Церкви. Т. 2. Ч. 2. М., 1911. С. 244; Иванов А. Литературное наследие Максима Грека. Характеристика, атрибуции, библиография. Л., 1969. С. 22.
[33] Протоиерей И. Кузнецов. Святые блаженные Василий и Иоанн, Христа ради Московские чудотворцы // Записки Московского археологического института. Т. 8 / Изд. под ред. А. И. Успенского. М., 1919. С. 82.
[34] Там же. С. 81.
[35] Пролог. Кн. 2. Месяцы Март-август. СПб., 1896. J1. 327. В Прологе указана как дата кончины 1552 год. Протоиерей И. Кузнецов рассмотрел показания рукописных источников, признав за таковую 1557 год; см. Протоиерей И. Кузнецов. Указ. соч. С. 288. См. также Вольгин А. Святой благоверный Василий, Московский чудотворец // ЖМП. 1977. № 8. С. 79. Прим. 8). В службе блаженному Василию также говорится о его кончине, но ничего не говорится о святителе Макарии: "Егда преставился еси, преблаженне Василие, тогда стекошася царие и князи, и вси собори Российстии, юноши и деви, старцы со юношами твоим честным мощем поклонитися и воскликнуша купно вси память вечную, Христа величающе".— 9-я песнь канона — Минея. Месяцы Иуний-Август. М., 1813 Л. 28.
[36] ПСРЛ. Т. 13. Ч. 1. С. 158.
[37] Архиепископ Черниговский Филарет. Жития святых, чтимых Православною Церковию. Изд. 2. Месяц январь. СПб., 1892. С. 235.
[38] Там же. Месяц июнь. С. 264.
[39] ПСРЛ. Т. 4. Ч. 1. Вып. 3. С. 544.
[40] Там же. С. 548.
[41] Новгородский государственный музей. № 1088. Сборник нач. XVIII в. Л. 103 об. — 104. Нам известен еще один список этой Повести в поздней писарской копии XIX века (БАН. Арх. Ком. № 266).
[42] Там же. Л. 103 об.
[43] ПСРЛ. Т. 13. С. 168.
[44] Там же. С. 254. См. также: БАН. Вятское собр. № 66. Служба святителю Николаю Мирликийскому на праздник явления его образа на Вятке XVIII в Л. 43-46 об.
[45] ПСРЛ. Т. 13. С. 305.
[46] ЦГАДА. Ф. 181 М ГАМ ИД. № 365/815. Летописный сборник XVII в. Л. 257; БАН. Арх. собр. № 193; Сборник XVI в. Л. 365 об.-366.
Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2024 Свято-Троицкая Сергиева Лавра