В последнее время был канонизован огромный лик русских святых и среди них — три Предстоятеля Русской Церкви: Святейшие Патриархи Тихон († 1925; пам. 25 марта) и Иов († 1607; нам. 19 июня), а также Всероссийский Митрополит Макарий († 1563; пам. 30 дек.), Предстоятель Русской Церкви XVI века. Он известен как аскет-молитвенник, благочестивый подвижник и собеседник святых современников. Это выдающийся деятель русской культуры, замечательный книжник своего времени, известный своими большими организаторскими способностями. Он трижды предпринял попытку — все с большим успехом — и осуществил собрание воедино всей духовной литературы Руси того времени. С его именем связано первое систематическое изложение истории — составление Степенной Книги, а также начало новой страницы в истории русской книжности — учреждение книгопечатания на Руси. Многочисленны источники, освещающие труды святителя Макария, — это летописи, повести, жития, службы, иконы, акты, записки иностранцев и т. д.
Святитель Макарий, митрополит Московский
Его вхождению в Церковь, как и у всех верующих, послужила святая купель. В Таинстве Крещения крещаемый получает, по учению Православной Церкви, Ангела-хранителя, [1] а также имя святого подвижника, который становится для крещаемого Небесным покровителем в течение всей его жизни, подвигам которого он должен подражать, "...в Церкви Божией имя есть печать союза, или завета с Богом, Работающим же Мне, говорит Господь, наречется имя новое (Ис. 65:15)". [2] При Крещении будущий Святитель, как удалось установить, был назван во имя Архистратига Небесных Сил — Архангела Михаила (пам. 8 ноября). [3] Мирское имя святителя Макария очень многозначительно. «Имя Архистратига Небесных Сил, первое из тварных имен духовного мира, Михаил, самой этимологией своей указывает на высшую меру духовности, на особливую близость к Вечному: оно значит "Кто как Бог", или "Тот, Кто как Бог". Оно означает, следовательно, наивысшую ступень богоподобия». [4] Будучи москвичом, отрок Михаил мог бывать на богослужениях в Кремле в великокняжеском Архангельском соборе. [5]
В раннем возрасте Михаил ушел в обитель преподобного Пафнутия Боровского († 1477; пам. 1 мая), где ранее принял монашеский постриг преподобный Иосиф Волоцкий († 1515; пам. 9 сент.), которого особо чтил Митрополит Макарий. Преподобный подвижник называл постриг вторым Крещением. [6] В Древней Руси существовала традиция, когда новое монашеское имя начиналось на ту же букву, что и мирское. [7] При постриге будущему Всероссийскому Митрополиту было дано имя в честь египетского подвижника — преподобного Макария Великого († 391; пам. 19 янв.). [8]
"Приемля имена святых Божиих, мы обязаны ревновать их добродетелям и своею богоугодною жизнию выражать значение своего имени, дабы стяжать их молитвы в помощь и покров себе", [9] — говорит богослов-литургист XIX века. Это предназначение христианина еще более актуально для монаха. О важности христианского имени говорит отец Павел Флоренский: «В Житиях, Прологах, церковных песнопениях многочисленны указания о ярком выражении святым духовной сущности своего имени. "По имени и житие" — стереотипная формула Житий; по имени — житие, а не по Житию. Имя оценивается Церковью, а за нею — и всем православным народом, как тип, как духовная конкретная норма личностного бытия, как идея; а святой — как наилучший ее выразитель, свое эмпирическое существование соделавший так, что чрез него нам светит благороднейший свет данного имени». [10]
Имя Макарий означает 'блаженный'. Протоиерей Григорий Дьяченко, объясняя смысл слова блаженный, указывает на ряд текстов из Священного Писания: Блажен муж, иже претерпит искушение, зане искусен быв, приимет венец жизни, егоже обеща Бог любящим Его (Иак 1:12); Блажени, ихже отпустишася беззакония и ихже прикрышася греси (Рим 4:7). Далее он пишет: "Блаженными, кроме юродивых, святая Церковь еще называет: 1) сокровенных святых, работавших и угодивших Богу втайне, сокровенно, посреде, как говорит предание, народа и молв житейских-мирских... 2) наконец — тех святых, коих святость засвидетельствована пред Церковью не только славою собственных дел, которая осталась сокровенною, сколько доказана свидетельством других". В качестве примера при этом указывается на святителя Григория, Патриарха Антиохийского († 593, пам. 20 апр.). [11] Последний был монахом-подвижником и "против воли" был поставлен на Патриаршество. [12]
Более тщательное исследование о значении имени Макарий с разбором его лингвистических особенностей предпринял отец Павел Флоренский. Из его работы мы узнаем, что "слово μ α κ α ρ ι ο ς выражает мысль об умиротворенности сердечного кружения, о полной успокоенности парящих помыслов сердца <...> в состоянии μ α κ α ρ ι α кончается самопоедание сердца". [13] Таким образом, это имя означает достижение высокого духовного совершенства.
Многие имена нашли отражение в русской словесности и имеют свою характерную особенность, "...в имени народное творчество отмечает <...> тот или другой отдельный признак или некоторое небольшое число их, особенно существенных <...> очень метко и неслучайно подсмотренных носителями данного имени", — пишет отец Павел Флоренский. [14] Народное словесное творчество рисует личность с именем Макарий (в разговорной традиции Макар) как очень простого и страдающего человека: "Нашему Макарке все огарки", "На бедного Макара везде беда напала", "На бедного Макара и шишки все валятся", "Загонят, куда Макар телят не гонял", "Не Макару с боярами знаться". [15] Эти поговорки нашли отражение в рассказе писателя В. Г. Короленко "Сон Макара (Святочный рассказ)". Он начинается так: "Этот сон видел бедный Макар, который загнал своих телят в далекие, угрюмые страны, — тот самый Макар, на которого, как известно, валятся все шишки...". [16]
Народная мудрость свидетельствует, что в судьбе Макара возможны изменения, что явствует из следующей поговорки: "Вчера Макар гряды копал, а ныне Макар в воеводы попал". [17] Здесь видится удивление в связи с такой невероятной метаморфозой, приключившейся с человеком маленьким, зависимым, который ничего особенного не ждет в жизни. Об этом же говорит и реакция забитого, унижаемого Макара на неожиданное приветствие, которое он воспринимает как незаслуженное: "Макару поклон, а Макар на семь сторон". [18]
...Свое служение в Церкви святитель Макарий начинал в Боровской обители, где, как известно, он, "много лет пребывая во уставе преподобного Пафнутия, в немже много лет пребыв и достойно ходив, житие жестокое искусив". [19] Затем началось его восхождение по иерархической лестнице. Став настоятелем Можайского Лужецкого монастыря, он устроил в соборном храме придел во имя преподобного Макария Египетского. [20] Незадолго до кончины Святитель дал вклад в Лужецкий монастырь, завещая творить по себе поминальные трапезы для братии обители в день памяти преподобного Макария Египетского.
Начало своего архипастырского служения Святитель положил в Великом Новгороде, архиерейская кафедра в котором до того около 17 лет вдовствовала, а последние четыре Святителя были сведены с владычнего престола. Став же Московским Митрополитом, святитель Макарий явился единственным Предстоятелем Русской Церкви, при котором два его предшественника, Митрополиты Даниил (1522-1539; † l547) и Иоасаф (1539-1542; † 1555), сведенные с престола в результате боярских нестроений, были еще живы и находились на покое. При поставлении на Митрополию святитель Макарий много "отрицался", о чем перед кончиной он писал в своей Прощальной грамоте. [21]
Во время его первосвятительства имел место случай, когда при умирении бояр Митрополиту Макарию порвали мантию, об этом позднее царь Иоанн Грозный напомнил А. Курбскому. [22] Будучи поругаем, блаженный иерарх явился избранным сосудом Божиим, воспринимая все с христианским смирением, "занеже убо от зельного воздержания и поста елико ему едва ходити, кроток же и смирен и милостив ко всему, гордости же отнюдь ненавидяще, но иным отсекаше и запрещаше злобою отроча обреташеся, умом всегда совершен бываше". [23] За свои подвиги он стяжал от современников именование чюдного. В одном агиографическом памятнике того времени читаем: "Тогда же на превелицемь пресветлом престоле Великыа Митрополиа Русскыа чюдный в добродетелех Макарие сиаа, иже прежде бысть на многа лета архиепископ преименитому Великому Новуграду". [24]
В своей многотрудной жизни митрополит Макарий почитал египетского подвижника, своего Небесного Покровителя. [25] Тем самым он исполнил слова Священного Писания: Да не лениви будете, но подражателе наследствующих обетования верою и долготерпением (Евр 6:12). В великих Четьях Минеях под 19 января Святитель поместил память-житие двух подвижников: преподобного Макария Римского и Макария "Египтянина пустынника", затем "Поучение блаженнаго Макариа". Довольно пространно "Житие и жизнь преподобнаго отца нашего Макариа Египтянина, списано Серапионом, учеником Великаго Антониа", которое имеет такое начало: "Тому отечество убо Египет, в немже златоструйный Нил река проходит". Другое Житие начинается словами: "Святый Макарий Египетскый бяше пустынное рожение и воспитание от младых ногтей добродетель проходя". [26]
В Службе блаженному Михаилу Клопскому († 1456; пам. 11 янв.) один из тропарей канона начинается с имени преподобного Макария Великого, с подвигом которого сравниваются подвиги новгородского святого. А из акростиха канона узнаем, что это гимнографическое творение было написано по благословению святителя Макария, когда он был архиепископом в Новгороде. [27] В контексте акростиха имя Преподобного свидетельствует о святителе Макарии, а по содержанию тропаря канона — о Макарии Египетском. Амбивалентность данного имени здесь не случайна: Митрополит Макарий, несомненно, чтил преподобного Макария Египетского.
"Интересна древнерусская иконография преподобного Макария Египетского, связанная с такими культурными центрами Древней Руси, как Новгород, Владимир, Москва". [28] Самое раннее изображение этого святого в Московской Руси датируется 1378 годом и находится в храме Спаса на Ильине в Новгороде. Хранившуюся в этом храме икону Знамения Богоматери святитель Макарий сам поновлял и, можно думать, мог видеть изображение своего святого. Хронологически близка к данному изображению фреска всемирно известного иконописца — преподобного Андрея Рублева (XV в.; пам. 4 июля), созданная им в Успенском соборе города Владимира в 1408 году. Именно в этом соборе Святитель призывал русское войско к дисциплине во время Казанского похода 1550 года. Существенно отличается от названных изображений фреска Благовещенского собора в Московском Кремле начала XVI века, написанная Феодосием, сыном прославленного русского мастера Дионисия. На ней Преподобный изображен не как пустынник-аскет, а как инок в монашеском одеянии. Все перечисленные изображения египетского подвижника видел в разное время своей жизни святитель Макарий. Будучи сам иконописцем, он, конечно же, написал для себя икону своего Небесного Покровителя.
В Службе святителю Макарию неоднократно говорится, что он следовал Евангельским Заповедям блаженств [29] и подражал египетскому пустыннику: "Макария Великого имя носил еси, его житию последуя в посте и подвизех, воздержании и кротости...". [30] По принципу службы преподобного Михаила Клопского построен акростих и в службе Святителю. [31]
Ко времени святителя Макария на Руси уже были известны своими подвигами святые соотечественники, носившие это имя. Имя египетского подвижника носили преподобный Макарий, постник Киево-Печерский (XII в.; пам. 19 янв.), преподобный Макарий Унженский († 1444; пам. 25 июля), преподобный Макарий Калязинский († l483; пам. 17 марта), который был канонизован на Макарьевском Соборе 1547 года. Кроме того, во время первосвятительства Митрополита Макария это же имя носили и другие иерархи Православных Церквей. Киевскую Митрополию возглавлял Митрополит Макарий, правление которого (1534-1555) соприкасается со временем святителя Макария, хотя об их общении сведений не имеется. [32] В среде Восточной иерархии известны митрополит Христианопольский Макарий, митрополит Кесарийский и Каппадокийский Макарий, епископ Сербский Макарий. Их подписи поставлены на грамоте, утверждающей царское венчание Иоанна Грозного. [33] Синайскому архиепископу Макарию из Москвы посылались "на тысячу золотых рухляди для обновления Синайского монастыря". [34] Попутно можно привести следующее высказывание протоиерея Сергия Булгакова об имени: "Оно индивидуально для данного лица, но оно вовсе не индивидуально само по себе: как идея оно осуществляется во многих феноменальных экземплярах". [35]
Наряду со своим Небесным покровителем святитель Макарий глубоко чтил великого чудотворца святителя Николая Мирликийского. Истоки этого явления можно относить ко времени его настоятельства в Можайском Лужецком монастыре. В Можайске, как известно, находился почитаемый чудотворный образ Николы Можайского. В 1532 году Д. Сырков по повелению святителя Макария построил в Великом Новгороде на владычном дворе храм святителя Николая. [36] Затем в 1555 году Первосвятитель поновлял принесенный в Москву Великорецкий образ святителя Николая. Во время чудесного явления свирскому игумену Иродиону Митрополита Макария вместе с преподобным Александром Свирским у Святителя в руках была икона Чудотворца Николая. [37]
Если Боровский период Святителя можно связывать с началом почитания им преподобного Макария Египетского, что обусловлено было его монашеским постригом, то Можайский период — с началом почитания святителя Чудотворца Николая, а Новгородский — с почитанием Святой Софии Премудрости Божией. Великий Новгород традиционно в древности именовался домом святой Софии. [38] Ее прославлению содействовал владыка Макарий. В 1528 году "боголюбивыи архиепископ Макарии и иконы во святей Софеи повеле по чину поставити: самую чюдную икону святу Софию выше воздвиг <...> и пелены от паволок устрой, велми чюдно и лепо видети, и прочая иконы по чину повеле поставити", [39] — говорится в летописи. По святительскому же благословению над западными дверями собора также был написан образ святой Софии. [40]
Можно предполагать даже, что истоки благоговейного почитания Софии Премудрости Божией зародились у Святителя еще до Новгорода. Из библиотеки Пафнутиево-Боровского монастыря сохранилась рукопись с творениями святителя Дионисия Ареопагита, присланная туда в 1503 году известным сподвижником архиепископа Геннадия Новгородского архидиаконом Герасимом Поповкой. [41] В ней инок Макарий, будущий Новгородский владыка, мог, например, прочесть следующее: "Добре убо премудрая и благаа Премудрость от словес въспевается, чашу тайную поставляещи и священное ея пиво предизливаящи паче ж пръвее сих твръдыа пищи предлагаящи и с высокыми проповеданием сама требуящи их ея благолепотне желающи сугубну убо пищу Божественнаа Премудрость предлагает: ова убо тврърду и пребывателну, ову же мокру и излеваему, и в чяши подаесть промыслителное ея благости съездаваящих Премудрость дом себе глаголется и в себе и твръдыя пища и пива и чащу предлагаящи, яко же быти иже Божественнаа благолепие слагаящим явленно". [42] В другом месте этой рукописи читаем: "Принести ж аще мнится благыи в вечный Живот и яко премудр и яко самопремудрость да въспоем, паче же въсекыя премудрости съставителен и паче въсеою премудрости разума паче сущь же бо тъчию Бог преисполнен есть Премудрости и разума Его бысть числа, но и всякого слова и ума и премудрости превыше седит и сеи преславне разумев Божественыи въистину мужь общи нашь и наставника солнца буе Божие премудреиша человек глаголет". [43] Другая рукопись XV века из библиотеки Пафнутиева монастыря [44]содержит "Слово о Премудрости", опубликованное А. И. Никольским. [45] Оно начинается словами: "Неизречененнаго девъства чистота, смиренныя мудрости истинна, имеет бо над главою Христа Слова, бо есть мудрость Сын Слово Божие, простерта бо небеса выспрь Господа. Преклони бо небеса и сниде в Деву...". [46]
Начало, положенное в Боровской обители, получило продолжение в Великом Новгороде и, наконец, в стольном граде Москве. Чтобы подтвердить данные наблюдения, приведем два высказывания современных исследователей. Знаток древнерусской живописи В. И. Антонова говорит: "Распространение в Москве икон Софии Премудрости Божией, патронального изображения Софийского собора в Новгороде, можно связать со временем Митрополита Макария (1542-1563), бывшего ранее, в 1526-1542 гг., архиепископом Новгородским". [47] Тема "Софии Премудрости Божией", воплощенная в иконах, которые в большинстве появляются в Москве с середины XVI века, как бы завершает космогонический круг идей и венчает "венцом Премудрости все мироздание. Именно в это время устремления московских великих князей получают окончательное выражение. В идеалах царствования Иоанна Грозного "Богохранимая держава" уподобляется "царству Премудрости Божией". Интересно, что в этих иконах нашли отражение и ортодоксальные идеалы поры Митрополита Макария. [48] Литая иконка с изображением святой Софии имеется на обороте оплечья саккоса Митрополита Макария, который подарил ему царь Иоанн Грозный в 1558 году. Таким образом, распространение почитания святой Софии в Москве связано с именем Митрополита Макария и обусловлено тем, что он ранее управлял в Новгороде престолом "Святыя Софии неизреченныя Премудрости Божией". Поистине, Премудрость возвышает сынов своих и поддерживает ищущих ее <...> обладающий ею наследует славу (Сир 4:12,14).
Святитель Макарий прославился тем, что, будучи на Первосвятительском престоле, эн своими трудами соборне прославил множество русских святых на Соборах 1547 и 1549 годов. Одновременно в течение всей жизни он лично общался со многими святыми современниками, которые позднее также были причислены к лику святых Русской Церковью. [49] Связующим звеном между теми и другими стал преподобный Александр Свирский 1533; пам. 30 авг.), прославленный в 1547 году. Его постриженника и ученика, преподобного Макария Римлянина Новгородского Чудотворца (XVI в.; пам. 19 янв.), святитель Макарий возвел в сан игумена основанного им монастыря. [50]
Имя, данное Церковью, — это то немногое, что мы унесем с собою в иной мир вечности. Протоиерей Сергий Булгаков пишет: «В христианском календаре имена даются в честь определенных святых: значит, имя дается не вообще, но определенного качества <...> И этот качественный оттенок имени не остается безразличным, совсем напротив, есть столько же видов каждого имени, сколько конкретных его осуществлений. Здесь мы не имеем в виду значения участия небесного покровителя, "ангела", к лику которого, как бы к семейству, принадлежит носитель данного имени, но действие самого этого имени. Впрочем, и это покровительство "ангела", онтологически рассматриваемое, есть вариант действительности имени, потому что особливая связь, существующая между святым и ему тезоименитыми, основывается не на каких-либо специальных причинах (как может быть особая близость к разным святым по тем или иным причинам), но именно вследствие единоименности: общее имя связывает и общую судьбу, как бы ни были различны отдельные уделы». [51] Ниже автор продолжает: "Имя <...> формует, изнутри определяет своего носителя: не он носит имя, которым называется, но в известном смысле оно его носит как внутренняя целепричина, энтелехия, по силе которой желудь развивается дубом, а зерно — пшеничным колосом, хоть судьбы разных дубов и разных колосьев могут быть и различны". [52]
Большую часть своей жизни святитель Макарий носил имя великого Святого, который стоит у истоков православного подвижнического монашества. Митрополит Макарий исполнил завет Священного Писания о наставниках, ихже взирающе на скончание жительства, подражайте вере их (Евр 13:7). "Блаженство" и скорби постоянно сопровождали Великого иерарха [53] на жизненном пути. Пройдя земное поприще, Митрополит Макарий, подобно Евангельскому благому и доброму рабу, не закопал, а развил данные ему от Бога таланты (Мф 25:14-30). В службе Святителю говорится: "Лествицею добродетелей на Небеса возшел еси, тем и Христос тя, Святителю, еще на земли суща, в меру возраста приведе". [54] Митрополит Макарий прошел путь от послушника Пафнутиево-Боровского монастыря до Предстоятеля Русской Церкви, — путь, наполненный трудами, подвигами, скорбями и стяжанием добродетелей — в подражание своему Небесному Покровителю. И Господь наградил Святителя при жизни многими добродетелями и после кончины он был прославлен в дни великого юбилея Русской Церкви — 1000-летия Крещения Руси.
Архимандрит Макарий (Веретенников). О Церкви земной и Церкви небесной. Сборник статей к 55-летию автора и к 10-летию его сотрудничества в журнале «Альфа и Омега». Москва 2006
ПРИМЕЧАНИЯ
[1] Воронец Е. Об ангелах хранителях и о подражании современным святым. Харьков, 1877. Следует отметить, что различие между Ангелом-хранителем и Небесным покровителем у нас утратилось. Поэтому в день и м е н и н, то есть празднования святого подвижника, традиционно поздравляют с днем Ангела (!). В понедельник же, день недельного прославления бесплотных сил, или в праздник Собора небесных сил (8 ноября) мы почему-то не вспоминаем своих Ангелов- хранителей. Можно привести такое важное высказывание святителя Феофана Затворника (t 1894; пам. 10 янв.): "Как вы относитесь к Ангелу Хранителю, —добре. Но Ангел одно лицо, а святой соименный — другое. Что они одно — это спиритская выдумка". — Собрание писем святителя Феофана. М., 1899. Вып. 6. С. 14.
[2] Протоиерей Г. Дебольский. Православная Церковь в ее Таинствах, Богослужении, обрядах и требах. М., 1993. С. 77.
[3] См. Священник П. Веретенников. Первосвятительская деятельность Макария, Митрополита Московского и всея Руси 1563) // Вестник Русского Западно- Европейского Патриаршего Экзархата. 1980-1981. № 105-108. С. 234. Прим. 1.
[4] Священник II. Флоренский. Имена. Б. м., 1993. С. 258.
[5] 0 почитании Архангела Михаила на Руси см. Тихомирова К. Г. Героическое сказание в древнерусской живописи // Древнерусское искусство: Художественная культура Москвы и прилежащих к ней княжеств XIV-XVI вв. М., 1970. С. 7-28; Мальцев М. В. Почитание св. Архистратига Михаила в Русской православной традиции. 2. Св. Архистратиг Михаил — Небесный покровитель русских князей // Православие и русская народная культура. М., 1995. Вып. 5. С. 91-131.
[6] Послания Иосифа Волоцкого / Подг. текста А. А. Зимина и Я. С. Лурье. М.; Л., 1959. С. 152.
[7] Сазонов С. В. Монашеское имя Александра Невского и традиции монашеского имянаречения в средневековой Руси // Сообщения Ростовского музея. Ростов, 1994. Вып. 6. С. 16-24.
[8] Приведем примеры переименований русских святых за сентябрь-ноябрь месяцы по труду архиепископа Филарета Черниговского "Жигия святых": преподобный Иосиф Волоцкий в миру Иоанн; преподобный Афанасий Высоцкий в миру Андрей; преподобный Никандр Псковский в миру Никон; преподобный Галактион Вологодский в миру Гавриил; преподобный Ефрем Перекомский в миру Ев- стафий; преподобный Кассиан Угличский Грек в миру Константин; святитель Дионисий Суздальский в миру Давид; преподобная Евпраксия Псковская в миру Евфросиния; преподобный Иов Почаевский в миру Иоанн; святитель Димитрий Ростовский в миру Даниил; преподобный Авраамий Ростовский в миру Аверкий; святитель Иона Новгородский в миру Иоанн; святитель Герман Казанский в миру Григорий; преподобный Филипп Иранский в миру Феофил; святитель Митрофан Воронежский в миру Михаил; преподобный Диодор Юрьегорский в миру Диомид и т. д.
[9] Протоиерей Г. Дебольский. Православная Церковь... С. 78.
[10] Священник П. Флоренский. Имена. С. 34-35.
[11] Протоиерей Г. Дьяченко. Полный церковно-славянский словарь (со внесением в него важнейших древнерусских слов и выражений). М., 1993. С. 47.
[12] Архиепископ Черниговский Филарет. Жития святых, чтимых Православною Церковью. Изд. 2. СПб., 1892. Месяц апрель. С. 194.
[13] Священник П. Флоренский. Столп и утверждение истины. Опыт православной феодицеи в двенадцати письмах. М., 1914. С. 188.
[14] Священник П. Флоренский. Имена. С. 30.
[15] Круглый год. Русский земледельческий календарь. М., 1989. С. 92. Исключением из вышеприведенных поговорок является следующая: "Вчера Макар гряды копал, а ныне Макар в воеводы попал". — Круглый год... С. 92. День памяти преподобного Макария отразился также в поговорках по фенологии: "Ясный солнечный Макарьев день — ранняя весна"; "Если на Макарья метель, то на всю масленицу". — Круглый год... С. 92.
[16] Короленко В. Г. Собрание сочинений. Т. 1. М., 1953. С. 5. Образ Макара нашел также отражение в творчестве еще одного русского писателя — Ф. М. Достоевского, в его романе "Подросток". Благодарю за это указание игумена Андроника (Трубачева). — а. М. Также см. и повесть Достоевского "Бедные люди". — Ред.
[17] Круглый год... С. 92.
[18] Русские пословицы и поговорки / Под ред. В. П. Аникина. М., 1988. С. 171.
[19] Послание опального к Новгородскому архиепископу Макарию // Православный собеседник. Казань, 1863. Ч. 3. С. 412; Архимандрит Макарий. Жизнь и труды святителя Макария, Митрополита Московского и всея Руси. М., 2002. С. 356- 357.
[20] Архимандрит Макарий. Можайский период Всероссийского Митрополита Макария // Альфа и Омега. 1997. № 3(14). С. 179.
[21] ПСРЛ. Т. 13. Ч. 2. СПб., 1906. С. 375.
[22] Послания Ивана Грозного. М.; Л., 1951. С. 34.
[23] Жарков И. А. К истории московских пожаров 1547 г. // Исторический архив. 1962. Кн. 3. С. 225; Повесть о московском пожаре 1547 года // Макариевские чтения: Преподобный Серафим Саровский и русское старчество XIX в. Материалы XIII Российской научной конференции, посвященной памяти святителя Макария. Можайск, 2006. Вып. 13. С. 32.
[24] Охотина Н. А. "Сказание о Валаамском монастыре" — неизвестное сочинение второй половины XVI в. //ТОДРЛ. Л., 1993. Т. 47. С. 142.
[25] Интересно отметить такую параллель. В начале подвижнической жизни преподобный Макарий Египетский был ложно обвинен девицей, ждавшей ребенка, в том, что пустынник явился причиной ее позора. Некоторые исследователи XIX- XX вв. считали, что Митрополит Макарий был первоначально женат (Заусцин- ский К. Макарий Митрополит всея России // ЖМНГ1. 1881. № 10. С. 213; Карта- шев А. В. Очерки по истории Русской Церкви. Париж, 1959. Т. 1. С. 426), что, однако, основано на палеографическом недоразумении; см. Диакон П. Веретенников. Святитель Макарий, архиепископ Великого Новгорода и Пскова (1526-1542) // ЖМП. 1979. № 8. С. 74. Прим. 1.
[26] Архимандрит Иосиф. Подробное оглавление Великих Четиих Миней Всероссийского Митрополита Макария. М., 1892. Ч. 1. Стб. 405. В день памяти преподобного Макария Великого один писец, трудившийся над перепиской Великих Четьих Миней, закончив труд, написал: "Написаны быша книги сиа Козма Инди- коплов повелением государя преосвященнаго архиепископа Великого Новагорода и Пскова, владыки Макариа: умножи Господи живот его". — Гам же. Ч. 2. Стб. 455.
[27] Спасский Ф. Г. Русское литургическое творчество (по современным Минеям). Париж, 1951. С. 198-199.
[28] Архимандрит Макарий. О почитании на Руси преподобного Макария Великого, подвижника Египетского // Макариевские чтения. Можайск, 1995. Вып. 3. Ч. 1. С. 21.
[29] См. стихиры на "Господи воззвах", вторую стихиру на стиховне, а также стихиры на хвалитех. — Служба и Акафист святителю Макарию, Митрополиту Московскому и всея Руси, Чудотворцу. М., 1993. С. 3-4, 14-15.
[30] Там же. С. 14.
[31] См. Архимандрит Макарий. О службе Митрополиту Московскому Макарию // Вышенский Паломник. Рязань, 1996. Сентябрь — Ноябрь. С. 66; Он же. О службе Митрополиту Московскому Макарию // Гимнология. Материалы Международной научной конференции "Памяти протоиерея Димитрия Разумовского" (к 130-летию Московской консерватории) 3-8 сентября 1996. М., 2000. Кн. 1. С. 40-49.
[32] Среди предстоятелей отделившейся Киевской Митрополии к тому времени известен также святитель Макарий, убитый во время набега крымскими татарами в 1497 году (пам. 1 мая). В связи с его канонизацией Е. Е. Голубинский говорит, что празднование ему "было установлено когда-то до 1621-1622 годов". — Голубинский Е. Е. История канонизации святых в Русской Церкви. Изд. 2. М., 1903. С. 217.
[33] ПСРЛ. Т. 13. Ч. 2. С. 334. Очень важным веком, когда трудились подвижники и иерархи, носившие данное имя, стал XIX век. В это время подвизались преподобный Макарий Оптинский (f 1860; пам. 7 сент.), Митрополит Московский и Коломенский Макарий (Булгаков; "f 1882), подвижник-миссионер преподобный Макарий (Глухарев; f 1847; пам. 18 мая), митрополит Московский Макарий (Невский; "f 1926; пам. 16 февр.).
[34] Митрополит Московский и Коломенский Макарий. История Русской Церкви. Кн. 4. Ч. 2. М„ 1996. С. 175.
[35] Булгаков С. /прот.] Философия имени. СПб., 1999. С. 242.
[36] ПСРЛ. Т. 4. Ч. 1. Вып. 3. Л., 1929. С. 550; Архимандрит Макарий. Московские "гости" Дмитрий и Федор Сырковы и святитель Макарий // Богословский вестник. Сергиев Посад, 2004. № 4. С. 257.
[37] См. наст, издание: Преподобный Александр Свирский и святитель Макарий, Митрополит Московский. С. 246; Архимандрит Макарий. Всероссийский Митрополит Макарий — почитатель святителя Николая Мирликийского // Макарь- евские чтения. Почитание святых на Руси: Материалы IV Российской научной конференции, посвященной памяти святителя Макария (5-7 июня 1996 года). Можайск, 1996. Вып. 4. Ч. 1. С. 66.
[38] См. Архимандрит Макарий. Новгородский складень XVII века (вопросы агиологии) // Тысячелетие Крещения Руси. Русь в Европе. Материалы междисциплинарного и экуменического симпозиума в г. Галле в Саксонии. 13-16 апреля 1988 г. Leipzig, 1993. С. 107-146.
[39] ПСРЛ. Т. 4. Ч. 1. Вып. 3. С. 545.
[40] В Государственном Русском музее хранится хоругвь из новгородского храма святого Никиты, а также фрагмент облачения. На них изображена София Премудрость Божия. Изготовление их датируется временем архиепископа Макария; см. Лихачева Л. Д. О хоругви из Никитской церкви в Новгороде // ПК НО. 1978. М. 1979. С. 407-411.
[41] Востоков А. Описание русских и словенских рукописей Румянцевского музе- ума. СПб., 1842. С. 164.
[42] НИОР РГБ. Ф. 256. Собр. Румянцева. № 93. Творения Дионисия Ареопагита XV в. Л. 343-343 об. Эта цитата взята из послания священномученика к Титу, перевод которого на русский язык см.: Христианское чтение. СПбДА, 1839. Ч. 1. С. 3-18.
[43] НИОР РГБ. Ф. 256. № 93. Л. 189 об.-190; Великие Минеи Четии, собранные Всероссийским Митрополитом Макарием. Октябрь, дни 1-3. СПб., 1870. С. 542. Таким образом, тексты творений Дионисия Ареопагита были включены Святителем в собранные им Минеи.
[44] Описание ее см. Протасьева Т. Н. Описание рукописей Чудовского собрания. Новосибирск, 1980. С. 187-188.
[45] Никольский А. И. София Премудрость Божия (Новгородская редакция иконы и службы Святой Софии) // Вестник археологии и истории. СПб., 1906. Вып. 17. С. 79-81.
[46] Государственный исторический музей. Чуд. Собр. №320 (18). Григория Двоеслова творения и другие статьи. Первая половина XV в., в 4-ку Л. 341.
[47] Антонова В. И. Древнерусское искусство в собрании Павла Корина. М, 1966. С. 58. Прим. 1. См. также: Брюсова В. Г. София Премудрость Божия в древнерусской литературе и искусстве. М., 2006. С. 98-99.
[48] Яковлева А. И. "Образ мира" в иконе "София Премудрость Божия" // Древнерусское искусство: Проблемы и атрибуции. М., 1977. С. 388.
[49] Архимандрит Макарий. Митрополит Макарий и его святые современники // Альфа и Омега. 1996. № 4(11). С. 171.
[50] Корольков А. Преподобный Макарий Римлянин, Новгородский Чудотворец, и его обитель — Воскресенский миссионерский монастырь. Изд. 4. СПб., 1901. С. 16.
[51] Булгаков С. [npom.J Философия имени. С. 242.
[52] Там же. С. 242-243.
[53] Можно сказать, что это именование в истории он стяжал просветительными трудами. «Минеи, справедливо названные Святителем во вкладной записи (а также в Синодике Успенского собора) "великими", получили это же название, вместе с именем их создателя, и при издании их Археографической комиссией — Великие Макарьевские Четьи-Минеи. Этот великий труд Всероссийского Митрополита — детище, которому было отдано много сил, — позволяет нам и их собирателя назвать Великим». — Игумен Макарий. Великие Макарьевские Четьи-Минеи— сокровище духовной письменности Древней Руси // БТ. Сб. 29. М., 1989. С. 117.
[54] 3-й тропарь 1-й песни канона на утрени // Служба и акафист святителю Макарию Московскому и всея Руси Чудотворцу. М., 1995. С. 7.
Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2024 Свято-Троицкая Сергиева Лавра