В конце XVIII – начале XIX вв. в живописной лесистой местности на восточной окраине Сергиева Посада был основан ряд монашеских общежитий, подчиненных Троице-Сергиевой Лавре и предназначенных для любителей молитвенного уединения, недостижимого в переполненной богомольцами Лавре. Первым стал мужской Спасо-Вифанский монастырь, немногие сохранившиеся здания которого составляют в наши дни центральную часть поселка Птицеград. Лишь внимательный глаз заметит некую согласованность в расположении этих осколков архитектурного комплекса широко известной некогда подмосковной Вифании.
Подобно Троице-Сергиевой Лавре, начавшейся с крохотной пустыни Радонежского отшельника Варфоломея, Спасо-Вифанский монастырь так же начался как пустынь, основанная архиепископом Московским Платоном Левшиным (1737–1812), настоятелем Троице-Сергиевой Лавры, «для успокоения своея старости» и «для погребения усопшей о Господе братии Сергиевы лавры».
Митрополит Платон (Левшин)
Местом для пустыни была выбрана гряда между речкой Торгошей, которая служила границей Московской и Владимирской губерний, с одной стороны и обширным лаврским прудом с другой, западной, стороны. Густая роща укрывала пустынь от проходившей неподалеку дороги из Сергиева Посада в Александров, тогда как пруд и долина питающей его речки Кончуры, текущей от Лавры, открывали вид на саму Троицкую обитель. К сожалению, эту зрительную связь Вифании с Лаврой прервала в 1860-х годах насыпь железной дороги.
Построенная в 1783–1787 гг. по замыслу архимандрита Платона и под руководством московского архитектора Н.М. Одоевцева, Вифанская пустынь представляла собой вид прямоугольника вытянутого с востока на запад. На главной оси, роль которой играл прямой как стрела проспект от Святых врат к воротам хозяйственным, располагались: здание самих Святых врат с колокольней над ними и Спасо-Преображенский собор. К Святым вратам примыкали два небольших двухэтажных братских корпуса; два других располагались по сторонам собора: с юга покои архимандрита Платона с домовой церковью во имя Святого Духа, с севера – гостиные келии. Все жилые корпуса имели каменный нижний и деревянный верхний этажи. Вместе с собором они группировались в западной половине пустыни, тогда как в ее северо-восточной части располагалось братское кладбище, а в юго-восточной – конный двор. Пустынь окружала невысокая кирпичная ограда протяженностью 100 сажен с четырьмя восьмигранными башнями по углам. Такой вид получила она в 1787 г., когда завершилось строительство. В этом же году в присутствии императрицы Екатерины II архимандрит Платон был возведен в сан митрополита.
Особенность Спасо-Преображенского собора заключалась не в его «овальной фигуре» –храмы подобного вида были тогда не в новинку, – а в необычном двухъярусном алтаре. Обращенная к молящимся, стена алтаря была выполнена в виде евангельской горы Фавор и устлана мхом, украшена цветами, кустарниками, фигурками зверей. Престол нижнего храма располагался в пещере, устроенной в подножии горы. Рядом помещался дубовый гроб, в котором в 1392–1585 гг. покоились мощи преподобного Сергия Радонежского. Святыня была перенесена в Вифанию из Успенского собора Лавры в 1786 г. Престол верхнего храма Спасо-Преображенского собора был устроен на вершине Фаворской горы в круглой купольной сени.
Не все современники оценили замысел владыки Платона относительно вида алтаря Вифанского собора, полагая, что «звериные чучелки, рассованные во мху», не идут храму Божию. Впрочем, это никак не умаляло огромный авторитет главы Московской епархии. Высокопреосвященный Платон был знаменит как выдающийся богослов, историк Церкви, яркий проповедник, талантливый администратор. Он сочинил около 500 слов и поучений. Его проповедь в Петропавловском соборе Санкт-Петербурга по случаю победы русского флота под Чесмой по распоряжению Екатерины II была переведена на ряд европейских языков. Он был автором «Краткой церковной российской истории», ставшей первым пособием в духовных учебных заведениях.
В 1792 году в возрасте 55 лет митрополит Платон подал прошение Екатерине II об увольнении его от епархии. Императрица изъявила сожаление и, сохранив за ним Московскую митрополичью кафедру, позволила жить в Лавре, «сколько разсудит». С тех пор митрополит Платон поселился в своей Вифанской пустыне, лишь изредка наведываясь в Москву.
Важнейшим событием в истории платоновской Вифании стало посещение ее императором Павлом. 23 Апреля 1797 г. император после своего коронования в Москве посетил Троицкую Лавру и изъявил желание посетить на другой день Вифанию и там обедать. Не сделав предварительных приготовлений к приему высокого гостя, митрополит Платон представил, что «в Вифании покои малы и приуготовления никакого для стола там не сделано». Но император сказал на это: «хотя в уголку, но там будет обедать».
Император Павел I
Отслушав молебен и литургию в Троицком соборе, император Павел поехал в Вифанию и встречен был в воротах митрополитом. Дальнейшее передадим словами самого митрополита Платона с незначительными сокращениями: «Государь был в большой церкви и изволил хвалить, потом в домовой, которая ему еще больше понравилась, и хотел у себя такую сделать. Потом и покои (келлии митрополита) изволил похвалять и говорил: вот как тесны у тебя покои: на что более? Потом пошли к столу. Государь был весел и весь стол проговорил с митрополитом, а между тем семинаристы троицкие разные читали разговоры из географии, из истории, из философии и прочего, что Государю весьма было угодно, и семинаристов целовал. После стола скоро изволил отправиться в Лавру и оттоле в Москву. Чрез пять дней статс-секретарь Трощинский неожиданно объявил в Москве митрополиту волю Государя возвести Вифанию на степень второклассного монастыря и учредить при нем духовную семинарию. 1-го Мая состоялся указ о сем Государя».
Указом Павла I Спасо-Вифанской пустыни был дарован статус мужского монастыря 2-го класса со штатом в 16 монашествующих. Тогда же был устроен порядок, согласно которому настоятелем Вифанского монастыря считался наместник Лавры, а непосредственное управление монастырем осуществлял Вифанский казначей.
Указ предписывал учредить при монастыре Духовную семинарию, которая и была открыта в специально построенном для нее здании 6-го августа 1800 г., в день Преображения Господня, в храмовой праздник Спасо-Вифанского монастыря.
О Высочайшем посещении Вифании напоминал обелиск, поставленный под окном кабинета митрополичьих покоев, «под кровлею белым железом покрытою, с приличными надписьми, в память посещения и трапезования в сей обители покойного Государя Павла I и Всемилостивейшего ее преобразования во второклассный монастырь».
В Спасо-Вифанской Духовной семинарии, детище митрополита Платона, проявились его педагогические таланты. Митрополит Платон много времени уделял быту и воспитанию семинаристов, большинство которых происходило из небогатых семей сельских священников Московской и Владимирской губерний. По воспоминаниям бывших семинаристов он был «как истинный отец среди любимых детей».
Вот отрывок из составленного митрополитом наставления о трапезе семинарской: «Хлеба давать семинаристам за обед и ужин, сколько съесть могут. Кушанье семинаристам иметь щи да кашу: в мясные дни будничные с мясом, полагая на всех в день по пуду, а в воскресные полтора пуда, а в дванадесятые по два пуда: иногда свежее мясо, иногда солонину, смотря по времени. А в постные дни давать щи с снятками, а в воскресные и праздничные дни с рыбою соленою, полагая по 30 фунтов на всех в день, выключая весь великий пост; а кашу с маслом коровьим и постным, смотря по дням; а сколько масла употреблять, в том поступать против Троицких семинаристов. В праздничные и торжественные дни готовить пшеничные пироги с капустою, или с морковью, или с крупою, или с грибами, смотря по времени. Надлежит пищу переменять. Смотреть, чтобы при трапезе была чистота и опрятность».
Образовательный курс в Спасо-Вифанской семинарии разделялся на три отделения: грамматико-риторическое, философское и богословское. Известно, что митрополит поощрял глубокое толкование Библии, «разумную критику» Церковной истории, чтение латинских и российских поэтов и упражнения в поэтическом творчестве. Научное классическое образование дополнялось религиозно-эстетическим. Декламация, партесное пение, музыка, драматические мистерии, гимнастические игры находили в его школе широкое применение, разнообразили, одухотворяли и облагораживали учебную жизнь воспитанников.
Одухотворенная творческая атмосфера платоновской семинарии нашла выражение в переименовании окрестностей. Именно при митрополите Платоне окрестности Вифании, подобно самому монастырю, получили классические названия древности. Здесь были своя гора Парнас и Темпейская долина; речка Кончура выше Вифанского пруда называлась Евфрат, а ниже пруда – Тигр.
Глубокой осенью 1812 г., вскоре после бегства французов из Москвы, митрополит Платон скончался в своей Вифании. При известии об оставлении французами Москвы он произнес: «Слава Богу, Москва свободна, и я теперь умру спокойно». В то время, когда войска Наполеона заняли столицу, а отдельные вражеские отряды появлялись в 7–10 верстах от Лавры, когда власти Сергиева Посада покинули город, бросив население на произвол судьбы, престарелый и больной митрополит Платон не покинул своей Вифании и Лавры. Единственной же властью в городе, в окрестностях которого появлялись отряды французов, несколько месяцев оставался подчиненный митрополиту Собор Троице-Сергиевой обители.
В ноябре 1812 г. тело архипастыря было погребено в нижнем храме Спасо-Преображенского собора. Могила митрополита Платона и его покои, превращенные в мемориальный музей, стали центром притяжения для немалого числа богомольцев. Не даром митрополит Филарет (Дроздов), размышляя о возможности своего будущего погребения в Гефсиманском скиту, отмечал, что святитель Платон, почив в Вифании, «утвердил ее».
То, что платоновская Вифания «утвердилась», доказало время. В XIX в. значительно расширилась Духовная семинария, известная высоким уровнем образования, который обеспечивали профессора и преподаватели соседней Московской Духовной академии, открытой в стенах Лавры в 1814 г. Вырос и сам Спасо-Вифанский монастырь: появились новые братские корпуса, здания для паломников, ограда и Святые врата.
В 1860–1866 гг. в юго-восточном углу монастыря вплотную к восточному фасаду покоев митрополита Платона по благословению митрополита Московского Филарета (Дроздова) была построена большая пятиглавая церковь Сошествия Святого Духа. Церковь имела пять Престолов: три в нижнем и два в верхнем этаже. Средний престол нижнего этажа был посвящен Тихвинской иконе Божией Матери. День празднования названной чудотворной иконы, 26 июня, практически совпадал с днем рождения митрополита Платона (29 июня), а также с днем пострижения в монашество настоятеля Спасо-Вифанского монастыря в 20-х – 70-х годах XIX в. и фактического строителя церкви архимандрита Антония (Медведева) (27 июня).
Новые здания значительно расширили территорию монастыря и нарушили первоначальную ясность и стройность его архитектурного ансамбля. Но эти изменения не затронули ядра Вифании: Преображенского собора с его затейливой Фаворской горой и могилой митрополита Платона, и покоев самого Владыки, простота архитектуры и убранства которых совершенно не соответствовали тому придворному кругу Петербурга и Москвы, в котором многие годы вращался Платон как церковный иерарх, но отвечали стремлению митрополита Платона к простоте жития и молитвенному уединению. Ради этого, собственно, и была построена подмосковная Вифания.
Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2024 Свято-Троицкая Сергиева Лавра