Обретение чудотворного Великорецкого образа произошло в 1383 году «при державе благоверного и благородного и христолюбивого великого князя Димитрия Иоанновича, нарицаемого Донского, при архипастырстве всесвятейшего Пимена, митрополита Московского и всея России», сообщает одно из многочисленных сказаний о Великорецкой иконе.Это было время, когда православные люди, в основном новгородцы, только начинали заселять Вятскую землю. В одном из таких русских поселений на реке Кобре был образ Святителя Николая, написанный «в чудесех», то есть с житийными клеймами, рассказывающими о чудесах этого великого святого. В те годы первые вятские христиане нередко подвергались нападениям воинственных местных племен - вотяков и черемисов. Спасаясь от одного из таких набегов, они были вынуждены бежать «дикими лесами» на реку Великую - один из северных притоков Вятки, и там «в густой чаще леса, на высокой горе неведомо како судьбами Божьими той святой образ оставиша».
Спустя некоторое время, «некоторый благоговейный муж», проходя вблизи этой горы, вдруг увидел в лесу чудесный свет, как бы от множества горящих свечей. Остановившись в испуге, он не решился подойти к таинственному месту и пошел дальше по своему делу. На обратном пути крестьянин вновь на том же месте увидел сияние светозарных лучей и почувствовал непреодолимое желание подойти ближе. Осенив себя крестным знамением, он пробрался через лесную чащу и увидел там, у небольшого источника, образ святителя Николая, «свещи же невидима быша». Тогда, со страхом Божиим и радостью, взял он обретенную икону и принес в свой дом и «о сем явлении чудотворного образа никому не поведа».
Но недолго довелось ему в неведении хранить эту святыню, ибо сказано: «Не может укрыться город, стоящий, на верху горы, и, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике и светит всем в доме» (Мф. 5, 14-15). Был в том селе «человек некий, именем Иоанн», который уже двадцать лет «лежал в расслаблении», без движения. Ночью явился ему «в тонце сне» Святитель Николай и, открыв имя крестьянина, хранящего его святой образ, повелел пойти и приложиться к нему с верой в исцеление. Едва это желание окрепло в душе больного, он сразу почувствовал, как к нему возвращаются силы, и, «домочадцами своими подкрепляем» пришел в указанный ему дом. Упав на колени перед святой иконой, больной со слезами молился о своем здравии и, «восстав от земли, приложился к чудотворному образу, внезапу совершенное получи от него исцеление, и бысть здрав». Тогда хозяин дома, уразумев какой великой святыни сподобил его Господь, поведал собравшимся свою историю, а жители села, пораженные исцелением расслабленного, построили на месте обретения иконы часовню и поставили в ней этот чудотворный образ. «И наша пока многие чудеса от него бывати».
В благодарность за эти чудеса и исцеления, великорецкие жители испросили у Московского митрополита благословение воздвигнуть во имя обретенного образа Святителя Николая деревянный храм, «и в нем многие и неисчетные чудеса от святого его образа быша с верою приходящим, здравие душам и телесам врачевание богатно почерпающим». Местные черемисы не раз приходили к тому храму, желая его порушить и сжечь, но храм чудесным образом становился для них невидим. Иногда же они видели его поднявшимся в воздух над землей, и это дивное видение ужасало и вразумляло их.
Желая уберечь святыню от поругания, жители Хлынова, главного города Вятской земли, испросили перенести чудотворный образ Святителя Николая в свой город под его защиту. При этом они пообещали великорецким жителям ежегодно возвращать икону святителя Николая на берега реки Великой - место его славного обретения. Так была заложена одна из самых древних и величественных традиций Православной Вятки - Великорецкий крестный ход, который с тех пор вот уже более шести столетий совершается вятчанами в память об обете, данном Святителю Николаю.
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2024 Свято-Троицкая Сергиева Лавра