Уникальный храм Преображения Господня, Собор Сошествия Святого Духа на апостолов. Настоятель игумен Аверкий (Лопатюк). Адрес: 141311, Московская обл., г. Сергиев Посад, ул. Маслиева, 25.Тел./факс +7 (496) 546-17-52, 6-18-42; моб. +7 (916) 816-76-08
Вифания - город на Святой земле,где Иисус Христос воскресил уснувшего смертным сном праведного Лазаря,чтобы видевшие и слышавшие об этом чуде уверовали,что Христос – Сын Божий, пришедший в мир.Лазарь Четверодневный, (1 в.)святой (память 17/30 октября и в Лазареву субботу,перед Вербным Воскресеньем). Друг Христов, брат Марфы и Марии,дом которых в Вифании был любимым местом отдохновения Христа.
При стечении народа Лазарь был воскрешен Христом на четвертый день после смерти,прожил еще тридцать лет, служил епископом на острове Кипр,где распространял христианство, и там же мирно почил.
На подмосковной земле напоминанием о чуде воскрешения Лазаря стала Спасо-Вифанская обитель, устроенная попечением Лавры преподобного Сергия Радонежского. Место, названное позже Вифанией, а прежде носившее имя Корбуха, стал обустраивать ректор Троице-Сергиевой семинарии архиепископ Московский Платон (Левшин).В 1783–97 годах это был скит Троице-Сергиевой Лавры.
Название «Вифания» новый скит получил по приделу соборной Преображенской церкви во имя Лазаря, воскрешенного в Вифании Палестинской.
Удивительный храм
Центром Вифании стал небольшой по размерам двухъярусный
Спасо-Преображенский собор, построенный в 1783 – 1785 годах. Собор был построен «овальной фигурой», что усиливало цельность его облика и возрождало, пусть в миниатюрных размерах, образ ранне-христианских храмов, включая Софийский собор в Константинополе. Сходство с храмами первых веков христианства усиливалось в интерьере Спасо-Преображенского собора, благодаря колоннаде, устроенной для поддержки хор верхнего яруса. Много позднее, колонны были заменены консолями.
Спасо-Преображенский собор имел два престола: верхний в честь Преображения Господня и нижний в память воскрешения Христом праведного Лазаря.Сам Платон объяснял идею двухпрестольного храма так: «Один храм к другому имеет близкое отношение: ибо между воскресением и преображением есть союз таинственный. Выходя из нижнего храма, восходим на сей верхний. Так, выходя из гроба воскресением, восходим мы в храм славы, преобразуясь из тления в нетление. Не можно удостоиться преображения,доколе не удостоился воскресения».
«Союз таинственный» воскресения и преображения нашел зримое воплощение и в объединении двух названных выше престолов в одном храме, и в необычном внутреннем убранстве Спасо-Преображенского собора, созданного по замыслу Платона.
Престол нижнего храма в честь воскрешения Лазаря был устроен в алтаре, обращенная к молящимся стена которого представляла вид искусственной пещеры. Именно в пещере по иудейскому обычаю и был погребен праведный Лазарь. Над пещерой праведного Лазаря возвышалась евангельская гора Фавор. Для большего правдоподобия она была устлана мхом, украшена цветами, кустарниками, фигурками зверей. Вершину горы венчал алтарь верхнего храма в честь Преображения Господня. Этот высокий круглый алтарь прекрасно гармонировал с овальным планом собора и колоннадой нижнего яруса.
Необычное устройство Спасо-Преображенского собора помогало богомольцам из простого народа, в большинстве своем людям неграмотным, зримо представить связь двух событий Нового Завета, дабы упрочилась вера в Христа, вера в то, что Сын Божий приходил в мир.
Император Павел I (спустя несколько дней после коронации) отправился на поклонение мощам преподобного Сергия Радонежского в Троице-Сергиеву Лавру, заодно посетил и Вифанию. Вскоре после посещения скита был подписан указ об учреждении в Вифании второклассного монастыря.«Император пожаловал монастырю 533 десятины и 236 кв. сажень близлежащих земель, а также часть земель, принадлежавших Махрищскому монастырю, с 1801 г. Вифанский монастырь получал также доходы с 3 мельниц, которые обитель сдавала в аренду. В память о посещении Вифании императором митрополит Платон поставил у входа в свои покои обелиск.
Первоначальный облик Преображенского собора изменили пристройки XIX века, переделки коснулись и интерьера. Появились новые колокольня, стены и башни. В 1860 году началось возведение пятиглавого собора с двумя храмами: Тихвинской иконы Божией Матери на первом этаже (по нему собор назывался Тихвинским) и во имя Сошествия Святого Духа — на втором.
После кончины
митрополита Платона скит стал небольшой обителью, существование которой в первой половине XIX века было связано прежде всего с Вифанской семинарией, в документах монастырь именовался «училищным». В монастыре в 1860 году было 37 насельников. В 30-х годах XIX века была перестроена Лазаревская церковь, в результате сильно изменился облик Преображенского собора («Не могу я забыть, как жестоко испортили Вифанскую церковь», — писал свт. Филарет (Дроздов) наместнику лавры архим. Афанасию (Фёдорову). В 1832 году завершилось строительство неудачного в архитектурном отношении казначейского корпуса. В 1860—1863 годах на средства
свт. Филарета, купца Г.А. Красногорова и других жертвователей шло сооружение нового двухэтажного собора. В нижнем храме в 1863 году были освящены 3 престола: в честь Тихвинской иконы Божией Матери, во имя арх. Михаила и во имя мучеников Платона и Романа. А еще через три года свт. Филарет освятил в верхнем храме главный престол в честь Сошествия Святого Духа на апостолов (домовая Свято-Духовская церковь митрополита Платона к середине XIX века была упразднена), в верхнем храме находился также придел во имя свт. Николая. Одновременно шла перестройка покоев митрополита Платона, в 1867 году была восстановлена домовая церковь, освящённая в честь Нерукотворного образа Спасителя. В 1893 году близ монастыря по проекту архитектора А. А. Латкова построили трёхэтажную гостиницу, в 1903—1905 гг. — новую каменную ограду. Обитель владела 37 десятинами земли, кирпичным заводом, занималась строительством домов, которые продавала или сдавала в аренду. В начале XX века в ней жили 23 насельника. При монастыре продолжала действовать
Вифанская духовная семинария.
В 1918 г. монастырь преобразован в сельхозартель, в 1925 г. окончательно закрыт.
ВОЗРОЖДЕНИЕ. ВЕХИ ИСТОРИИ
• 19 декабря 1998г. отслужили первый молебен в восстановленном храме Сошествия Святого Духа на апостолов. Вся церковная утварь была дана Троице-Сергиевой Лаврой. Первый «временный» иконостас был установлен на средства р.Б. Вячеслава. Много облачений пожертвовал иерей Сергий из с. Анискино (Московская обл.) и протоиерей Николай из с. Братовщина (Московской обл.). Первое время пел хор насельников Лавры и Московской Духовной Академии под руководством Андрея Орлова.
• Первая Литургия была отслужена на Рождество Христово в 1999 г. Постепенно собирались прихожане.
• После молебна в день праздника святителя Николая 22 мая 1999 г. прихожане решили заказать аналойную икону святителя Николая для своего храма иконописцу и прихожанину В.Ф. Качикину. 21 июня1999 г. икона была освящена. 22 сентября 1999 г. Виктор Федорович и Ольга Васильевна Качикины пожертвовали икону «Троица» в резном киоте, немногим позже семьей Качикиных пожертвована икона «Богоматерь Казанская» в дубовом резномкиоте.
Строительные работы велись без прекращения богослужений. Архитектором и строителем был тогда Александр Федоров, бригадиром р.Б. Владимир Михайлович (ныне почивший). Так как верх храма был разобран в советское время, и не было возможности восстановить его первоначальный облик, приняли план с «ложными» сводами и куполами. Внутри поставили кирпичные колонны и поменяли деревянные балки, которые держат крышу.
•
В 2000 году на средства О.В. Качикиной заказано тело иконостаса (столяр Владимир Сергеевич Козляков). Приступили к написанию икон для иконостаса храма на средства Ильи Александровича Денисова (г. Москва) иконописцем В.Ф. Качикиным.
• В августе 2000 г. настоятелем назначили архим. Дорофея.
• 15 июля 2001 г. в здании старой семинарии открыли медицинский пункт для паломников при участии р.Б. Ирины и р.Б. Виктора. В том же здании начала работать художественная школа для детей дошкольного возраста. В летние месяцы работал детский лагерь.
• В начале осени 2001 г. иером. Гавриила перевели на общие послушания в Лавру. Архим. Дорофея перевели на послушание в Лавру в ноябре 2002 г. Настоятелем был назначен игумен Алексий.В 2002 г. на части территории открыто подворье Троице-Сергиевой лавры.
• 1999-2002 годах храме были на послушаниях: Алексей Толкачев (певчий), Владимир Иванков (в настоящее время инок Косьма в Валдайском Иверском монастыре), Александр Овчинников нес клиросное послушание (ныне иерей Александр Овчинников), Алексей Марочкин, алтарник (ныне иерей Алексей Марочкин), Владимир Петраков, Георгий Лямин (плотник и столяр) и другие. Все это время в нижнем этаже храма работал инкубатор.
• В январе 2003 года назначен настоятелем иеромонах Даниил (с 2007 года - игумен). Обители был передан 2-й этаж собора в честь Сошествия Святого Духа на Апостолов, гостиница и старый семинарский корпус. Настоятель поселился в гостинице, как более уединенном месте. Был произведен ремонт кровли. Гостиница не имела центрального отопления вплоть до капитального ремонта в 2007 году. В старой семинарии жили трудники, а иногда и рабочие Свято-Троицкой Лавры.
• В 2004 году в обитель пришел Сергей Пирог (ныне иеромонах Пимен). Ему поручены послушания в канцелярии и на клиросе.
• В 2006 году из Никоновского придела Троицкого собора Свято-Троицкой Сергиевой Лавры монастырю передана святая икона первомученника архидиакона Стефана.С сентября попечение о финансовом состоянии обители и работах по восстановлению внешнего облика взяла на себя компания СК «МОСТ».
• К празднику Рождества Христова в 2007 году отремонтирован придел свт. Николая в соборе Сошествия Святого Духа на апостолов, оштукатурены стены, укреплен и обшит потолок, заменено освещение, послан новый пол. По государственной программе восстановления памятников истории и с помощью благотворителей закуплена утварь для алтаря и придела святителя Николая.
• В октябре 2007 года епископом Сергиево-Посадским Феогностом проведен чин освящения Креста на месте Преображенского собора, чем положено начало его восстановлению.Начат ремонт кровли старого семинарского корпуса, братия и настоятель были переселены в строительные вагончики, в которых жили до 2010 года, пока монастырю не был передан Казначейский корпус.
• В обитель пришел Сергей Коскин (ныне монах Пахомий). Ему дано послушание второго водителя и алтарника.Осенью 2008 года закончены подготовительные работы и начата кирпичная кладка стен Преображенского собора и колокольни.
• Найдены архивные записи о погребенной на братском кладбище братии и благотворителях. В 2011 году в память о них установлен большой резной Крест с непрестанно горящей лампадой.
• Закончено строительство собора и колокольни, на заводе ЗИЛ отлиты колокола, подняты и установлены на колокольне. Выполнен косметический ремонт в Казначейском корпусе, в который затем из вагончиков переехала немногочисленная братия.
• С 2007 года при монастыре действует воскресная школа. Для нужд монастыря и паломников производится богослужебное вино. Небольшой животноводческий двор дает монастырю молоко, яйца. Выращиваются гуси.
ПЕРВОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ
В ПРЕОБРАЖЕНСКОМ СОБОРЕ
Год назад была торжественно отмечена 200-летняя годовщина со дня блаженной кончины митрополита Платона (Левшина), основателя монастыря. Это было первое богослужение в восстановленном Преображенском соборе. Божественная Литургия прошла в главном, верхнем приделе. В своей приветственной проповеди настоятель Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, архиепископ Феогност назвал храм жемчужиной и украшением города.
Насельники и прихожане Спасо-Вифанского монастыря будут молитвенно благодарны за любую помощь в завершении реконструкции этой удивительной жемчужины православия. Еще многое нужно сделать в этой обители во славу Божию и спасение души.
Адрес и контакты:
141311, Московская обл., г. Сергиев Посад, ул. Маслиева, 25.
☎ 8 (496) 546-17-52, 8 (496) 546-18-42