Весь закон и все заповеди утверждаются на двух основаниях, на любви к Богу и любви к ближнему.
В десятословии Моисеевом содержится десять заповедей,
из которых первыя четыре учат, как любить Бога: другия шесть, как любить ближняго.
Сие разделение подтвердил сам Спаситель, когда на вопрос Фарисеев воспомянул
две заповеди, любовь к Богу и к ближнему; а потом заключил; в сих обоих заповедях
весь закон и Пророцы висят, то есть, содержатся. Матф. гл. 22.
Да и подлинно кто любит Бога и ближняго, тот вся исполняет заповеди. Ибо кто
всем сердцем любит Бога, тот усердно ему служит, прославляет его имя, и все
времена, все случаи употребляет к оказанию знаков своего благочестиваго почитания
верьховному существу. Так же кто любит истинно ближняго, тот не отдаст ли всякому
должное почтение, откажется ли в нуждах ему подать помощь; а уже как дерзнет
вещь принадлежащую другому присвоить себе, или коснуться с обидою другаго жизни
или чести словом или делом, или и самою мыслию?
До сего и подобнаго истинная любовь допустить никаким образом не может: и потому
любовь называется исполнение закона и союз совершенства.
При сем разсуждении знать надобно, что между сими
двумя знатными должностьми, а именно: любить Бога и ближняго, некогда
бывает так называемое сражение: то есть; случается, что любовь к себе,
или и к ближнему сохранить не льзя, не нарушив Божией любви. Например: обязан
я естественным законом сохранять свою жизнь; но бывает некогда, что веру в Бога
целу сохранить не возможно; не предав на жертву за истинну жизнь свою: так же
законом совести одолжается всяк почитать родителей, повиноваться начальникам;
любить жену и детей; но не редко же приключается, что не льзя пребыть непорочным
хранителем благочестия иначе, разве оставив родителей, и не повинуясь повелениям
верховных властей, когдаб они делать противное закону Божию повелевали; а родители
бы своих детей от пути спасения отвлечь старалися; как то было во времена гонений
на христиан. В таких случаях любовь к Богу должно всему предпочесть, позабыть
самаго себя, и все дражайшее в жизни почесть за ничто, ежели бы оно препятствием
было любви Божией и спасению нашему. И в сем разуме сказал Спаситель наш Лук.
гл. 14. ст. 26. Аще кто грядет ко мне, и не возненавидит Отца своего,
и матерь и жену и детей и братию и сестр, еще же и душу свою, не может мой быти
ученик. Что самым делом исполнив избранный Христов сосуд сказывает: вся
уметы быти вмених, да единаго Христа приобрящу. В сем-то состоит отвержение
мира и самаго себя. Подобное сражение может быть и в люблении ближняго.
Ибо под именем ближняго всяк человек разумеется; но иной человек есть в вышшем
степени ближний, нежели другой: так например родитель и сродник есть ближе ко
мне, нежели незнаемый и чужой: ближе правоверный, нежели иноверный; ближе одноземец,
нежели чужестранец: ближе благодетель и друг, нежели неприятель и враг. По Евангельской
заповеди одолжаемся мы всех сих любить, и о их пользе старательство иметь; однако,
когда всем вкупе благодетельствовать не можем, должно одного другому предпочитать:
как наприм. сродника чужому, правовернаго иноверному и прочая. Точно сие различие
наблюдать повелевает Апостол к Галат. гл. 6. ст. 7. да делаем
благое ко всем, паче же к присным в вере, то есть, согласным
с нами в вере.
И в другом месте 1. Тим. гл. 5. ст. 8. Аще кто о своих, паче
же о домашних не промышляет, веры отвергся есть, и невернаго горший есть.
То же самое сказать надобно и о любви к самому себе. Хотя любовь к самому себе
естественно есть велика, и мы ближняго обязуемся любить как самих себя, а не
выше себя; однако любовь к общему добру, то есть, к сохранению целости общества,
должна почитаема быть еще выше, нежели любовь к самому себе.
Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2025 Свято-Троицкая Сергиева Лавра