Дух Святый в чтенном ныне Евангелии изобильное предлагает нам угощение. Слышали вы, что нынешнее Евангелие поминало нам о трех добродетелях, в которых как всякаго Христианина, так наипаче монашеское заключается звание, а имянно, о непамятозлобии, и воздержании, и о нестяжании. О непамятозлобии в сих содержится словах: Аще отпущаете человеком согрешения их, отпустит и вам Отец ваш небесный.1 О воздержании же сказано так: Егда поститеся, не будите, якоже лицемери!2 а о нестяжании так изъяснено: Не скрывайте себе сокровищ на земли3 и проч. И понеже Спаситель наш мало повыше говорил о молитве, какой ей должно быть, а после того тотчас присовокупил и о помянутых нами трех добродетелях, то заключить мы из сего несумнительно можем, что кто Богу молиться хощет, потребно, дабы молитва его препровождаема была оными тремя добродетелями, то есть, непамятозлобием, или любовию, воздержанием и нестяжанием. И как молитве или истинному богопочитанию крайне противно есть лицемерие, для того Евангелие предостерегает, чтоб оныя добродетели лицемерием опорочены не были; и для того говорит: Не будите, якоже лицемери. Ибо естьли кто другому прощает обиду только словами, а в сердце на него злобится, тот не друг, но лицемер. Естьли кто воздержится от некоторых пищей, а страстям дает волю, тот есть не постник, а суеверный лицемер. Естьли кто о бедных словами сожалеет, а душу имеет богатством и скупостию плененную, тот не снабдитель милостивый, но жестокий лицемер. И так, ежели яд лицемерия к помянутым добродетелям будет примешен, повреждаются они и пропадают; следовательно и воздаваемое нами Богу служение будет недействительно и безплодно. Когда же лицемерие столь есть душевредно, потщимся, мечем слова Божия оное истребить.
Чтож есть лицемер? по слову Христову, лицемер есть гроб повапленный, или покрашенный, который снаружи имеет вид не худой, а внутри полн костей мертвых, и всякия нечистоты: лицемер есть, который оцеждает комары, а вельблюды пожирает, то есть, малые грехи уважает, а великие ставит за ничто: лицемер есть, который собственный прибыток почитает выше закона и совести. Лицемер есть, который иное содержит в сердце, иное на языке; который имеет наружность святую, а внутренность беззаконную. Лицемер есть, котораго един состав на-двое разодран, который сам с собою не согласен; лицемер есть в человечестве урод, который вид имеет человеческий, а мысли бесовския.
Чтоб сие безобразное чудовище нам лучше разсмотреть, посмотрим на него с трех сторон; к чему руководствует нас самое Евангелие, а имянно, с стороны его непамятозлобия; с стороны его постничества, и с стороны нестяжания его.
Лицемер в непамятозлобии, охотно нам словами свою прощает обиду, но между тем ищет случая ко отмщению: обходится с нами ласково, но в сердце скрывает яд злобы: уверяет в глазах, что он нам друг искренний и слуга вседоброжелательный, но заочно плетет сети к уловлению нашему. Все наши слова пред нами чрезмерно выхваляет, и самые пороки наши превозносит до небес, но отступив на один шаг, уже наши слова во вред нам толкует и самыя добродетели наши опорочить старается. Изволь от сея уберечся сети! простосердечная душа таковою лукаваго лицемера хитростию удобно уловляется, и сердце свое ему поручает, котораго он скоро бывает не только отступник, но и предатель. О как горестно предану быть от того, которому я свое сердце поверил, и с которым я не иначе, как с самым собою, беседовал!
Таковая простота наша и искренность нам есть вредна, а лицемеру полезна и прибыточна. Взошед он хитро в нас, и украдши ключи нашего сердца, во первых похищает наше душевное богатство, то есть, обносит нас худым именем, приводит нас у других в ненависть, и преграждает дороги к благополучию нашему. А при том умастив нас гладкими словами, и обещая дать нам златыя горы, и последний пожиток наш истощает.
Надобно ли уже, Слушатели! изъяснить вам, сколь таковый лицемерный нрав есть человечеству досаден, Богу противен, Христианину непристоен? Вы знаете, что Евангелие хощет, дабы Христиане были простосердечны так, как голуби; чтоб злобою были младенцы, чтоб любили и ненавистников своих, добро творили бы и врагам своим; чтоб за обиды свои так чистосердечно прощали, как бы желали самим себе прощенным быть от Бога. Как? ты Христианин будешь думать, как свою обиду отмстить? а вот пред очами твоими висит твой распятый Спаситель, который при последнем часе блаженныя жизни своея молился о распинателях своих, и сей кротчайший нрав оставил в пример к подражанию твоему! Впрочем естьли ты хощешь следовать худой склонности сердца своего, то послушай, что нынешнее Евангелие тебе говорит: Аще отпущаете человеком согрешения их, отпустит и вам Отец небесный: аще ли не отпущаете человеком согрешения их, ни Отец ваш небесный отпустит вам согрешений ваших. Ежели ты брату своему не прощаешь, не простит тебе Бог твоих грехов: ежели ищешь мстить; Бог будет мститель твой: ежели тщишься другова погубить, погубит тя в геенне огненней правосудный судия: Ею же мерою мериши, возмерится тебе.4 Но приступим ко второй части Евангелия; и посмотрим уже на лицемера с стороны его постничества.
Егда поститеся, не будите, якоже лицемери. Вещь сожаления достойна, что лицемеры не в домах только кроются, не в судебных только находятся местах, волочатся не по улицам только и торгам, но дерзают входить и в храмы священные, отворяют себе непреподобными руками двери и в Божественный олтарь: сия мерзость запустения стоит иногда на месте святе. Лицемеры и святейший закон употребляют орудием к своим скверным прибыткам, и то, что есть средством ко спасению, обращают себе в погибель. Не можно лучше их описать, как уже они описаны от предвечной мудрости в священном Евангелии.5 Таковые лицемеры занимают, говорит Спаситель, учительския места; и строго нападают на малыя бедных людей слабости, а сами питаются неправдою и пиют, яко воду, беззаконие. Они обременяют простой народ заповедьми, вымышленными от людей, и за преступление оных не умилостивляются, разве подаяниями: они одежду свою расширяют, надеясь чрез то получить от простых важное о себе мнение. Они любят занимать везде первыя места, и присвоять себе титлы гордыя. Они долго молятся; но таковыя их лицемерныя молитвы седают целыя бедных вдовиц домы и пожирают последнее их имущество: они одесятствуют мятву и копр и кимин, то есть, при всяком случае показывают о себе, что они ревностные хранители и малейших закона обрядов: но между тем нет в них ни следа правды и милости и веры. Многоб надобно было времени, чтоб их нравы совершенно описать: скажем еще только, как читано в нынешнем Евангелии, что таковые лицемеры, когда постятся, наводят морщины на лице свое и оное не умывают; показывают, что они изнемогли от поста и едва могут ходить, а все то делают, чтоб другие почитали их за святых, а чрез тоб к имению их двери отворить.
О змии порождения ехиднова! како убежите от суда огня геенскаго? о ненавистные закона предатели и веры торжники! прельщая простых людей сердца, думаете ли, скрыться от онаго, который испытует сердца и утробы? лицемеря пред очами человеческими, думаете ли, что возможете обмануть и всевидящее оное око? Вы безчестите святые олтари: вами в поругание приходит божественная вера: вы вредный подаете соблазн неутвержденным душам; которыя приметя в вас обман, и тому не верят, чему верить неотменно надобно: вы безчестие наводите и на тех церкве служителей, которые святое звание свое хранят в чистой совести.
Мы, благословеннии Христиане! видя, сколь погибельно есть таковое лицемерие, как сами должны поступать? Дух Святый всякой день чрез слово свое учит нас, что милости хощу, а не жертвы;6 что жертва Богу дух сокрушен,7 что истинные Бога почитатели служат Богу духом и истинною;8 духом, то есть, не устами только, не наружностию одною и не одними обрядами; а истинною, то есть, исполнением заповедей, Богом предписанных, а не от людей выдуманных: духом и истинною. Таковое богопочитание есть не лицемерное, есть Евангельское, есть Христианское, таковое богослужение привлекает нам с небес благословение Божие. При сем и пост богоугоден: но о посте особенно должен я вам напомянуть: ибо сей день предвозвещает нам его пришествие; и хотяб много должен я о спасительном воздержании с вами беседовать, но, да не утомлю слух ваш, приведу вам одно только место из Исаии Пророка, в котором прекрасно описано, какой должен быть пост наш.9 Говорят там Израильтяне: Господи! как? Мы постилися, но ты скрыл свои очи от нашего поста: мы себя истомили; а ты в нас никакой перемены не приметил? Отвещает им на то Божественный глас: для того, де, что вы во время поста питаете страсти свои, и во дни воздержания обижаете других, ссоритеся и бегаете по судам. Чтож мне в таком посте? Нет: такой пост мне не приятен. А ежели хощешь, чтоб твой пост мне угоден был, то разрешай всяк союз неправды, разрешай долги насильственных писаний, отпусти порабощенных в свободу, и всякое писание неправедное раздери, раздробляй алчущим хлеб твой, и нищыя безприютныя введи в дом твой: аще видиши нага, одей, и от свойственных племене твоего не презри. Ежели так будешь поститься, разверзется рано свет твой, и исцеления твоя скоро возсияют, и предъидет пред тобою правда твоя, и слава Божия объимет тя, и будет Бог твой с тобою присно, и насытишися, якоже желает душа твоя. Вот истиннаго поста живое изображение! вот каким воздержанием Христианам, а паче монахам, прославить себя подобает!
Должно бы мне теперь, любезные Слушатели, по обещанию своему разобрать и третию часть ныне чтеннаго Евангелия о нестяжании, и посмотреть бы на лицемера еще под сим видом; но чувствую изнеможение в моих силах. И потому препоручая сие Духу Святому, который не оставит научить тщательныя сердца, оканчиваю мое слово, обращая оное к возлюбленной о Господе братии моей. Молю вас утробами Христовыми: потщимся так свою жизнь препровождать, чтоб она приносила людям добрый пример, совести нашей удовольствие и Ангелам радость. Да будем не памятозлобны и любовны: понеже нас общежительство друг с другом связывает во едино: да будем всегда воздержны: да будем нестяжательны: понеже мир почитает нас за отрекшихся мира; да растворим пост наш рукоделием и трудолюбием. Ибо в сем наипаче состоит монашество, то есть, в любовном сожитии, во всегдашнем воздержании, в нестяжании безпристрастном и в трудолюбии.
И понеже другое звание мое меня с вами, братие, на время разлучает: то теперь предстоя жертвеннику Господню, препоручаю вас Богу и Его благому Промыслу, да Его всесильная десница управляет вас, и ко всякому делу благому да наставляет, Аминь.
Сказывано Февраля 18 дня 1767 года в Святотроицкой Сергиевой Лавре.
Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2024 Свято-Троицкая Сергиева Лавра