Блажен еси Симоне вар Иона,
яко плоть и кровь не яви тебе,
но Отец мой, иже на небесех.
Матф. гл. 16. ст. 17.
Куды ни обратим мы очи свои, везде находим радостные предметы блаженства нашего. Воззрим ли мы на святое благословеннаго Христианства общество, видим милосердо на него взирающее око Святаго Израилева. Посмотрим ли на Россию, видим в ней цветущее мудраго самодержавия древо, под тению котораго сладко все покоятся. Церковь нынешним празднованием выводит пред нас два великие святости и благочестия примера. Россия всегда пред очами своими имеет дражайшую двоицу, Благочестивейшую Монархиню с любезнейшим Ея Сыном, предмет нашея радости, вину благополучия, пример добродетели. Церковь празднует днесь своих основателей, которых трудами мир в первосозданное приведен благообразие. Россия совершает ныне торжество Тезоименитства Всероссийскаго Наследника, Августейшия Матери плода благословеннаго, почитая в Монархине исполнение своих желаний, а в Наследнике сладчайшую надежду. И так Церковь и Россия вкупе приводят нам примеры неба и земли. Небо и земля к общему нашему блаженству соглашаются. Все нам приятствует; от всех стран веет зефир благоденствия. Что воздадим Господеви за вся, яже воздаде нам?1 Слышите языцы и покаряйтеся, яко с нами Бог.2
Но чтоб наша радость была не блистательна только, но и плодоносна, растворим ее духовною беседою. Посмотрим, какое блаженство Спаситель присвояет Петру, и оное относит не до явления плоти и крови, но до явления небеснаго Отца. А Ты, Боже духов и всякия плоти! наш плотию обременяемый дух подъими от земных к горним, и очистив мысленное око, даждь разумно видети Тя.
Блажен еси Симоне, вар Иона, яко плоть и кровь не яви тебе, но Отец мой, иже на небесех.
В сем Евангельском тексте некоторыя слова требуют изяснения, а именно, что означает явление, плоть и кровь, явление плоти и крови, и явление Отца небеснаго? Явление значит познание вещей. Ибо непознанныя вещи кажутся нам в глубокой темноте быть сокровенны. Да и подлинно союз вещей для слабаго понятия нашего есть непроходимая бездна. Под именем плоти и крови разумеются те в человеке способности, которыя ему приличествуют не яко человеку, но яко животному, следовательно, чрез которыя он от других животных не различествует. Например: зрением или слышанием собирать воображения вещей, желать вкусу приятнаго и прочая. И так в человеке явление плоти и крови есть познание вещей общее всем животным, утверждаемое не на разуме, но на чувствах, низкое, земное, телесное. Под именем Отца небеснаго, хотя известно, кого нам воображать надобно, но здесь относительно до познания, разумеется, несозданный вечнаго ума свет, котораго некоторую искру разумная тварь получила. И потому явление Отца небеснаго есть познание вещей утверждаемое на чистом разуме, который управляется не чувствами, но лучею несозданнаго света, который возвышая себя выше видимых существ, входит в невидимая, и туда вперяет око умнаго своего зрения.
По изяснении сих Евангельских слов, изследуем, какое имянно познание относить надобно до явления плоти и крови, и какое до явления небеснаго Отца?
Явление плоти и крови вопервых есть, когда что почитается за истинное, и доброе по одной привычке. Многие тому последуют, то одобряют и держат, что с млеком младенчества приняли, или что видят у большей людей части во употреблении. Но как разум, да и всегдашний опыт нас уверяет, что мы привыкаем не только к доброму, но едва ли не больше и к худому; для того разсуждение утверждаемое на одной только привычке больше животным, нежели разумной твари приличествует.
Отсюду раждается невежество и суеверство. Понеже мысль привычкою как оковами связанная, к изследованию новых истинн сама у себя вольность отнимает, и в скудости своей почитает себя довольною, в невежестве просвещенною, в заблуждении благочестивою. Сия болезнь тем есть опаснее, что разве с великою трудностию излечить ее можно. Понеже привычка становится другою природою, и потому обыкновенно соединенна бывает она с непобедимым упорством. Течению проповеди Апостольския сие великим было препятствием. Ибо надобно было истреблять заблуждение в таких мыслях, в коих оно долгим обычаем вкоренилось и утвердилось. Но притом сиеж самое есть доказательством, что проповедь Апостольская было дело Божие, когда ложныя мнения, многими веками и многих народов примерами укрепленныя, наконец сладкому Евангелия игу себя покорили.
Когда преславный именем и делами Государь ПЕТР Великий вводил в свой народ просвещение и честное нравов поправление, о сколь свирепо тогда против его вооружалась плоть и кровь! сколь много привычка препятствовала сему благословенному предприятию! Она заставляла обычаям порабощенных говорить: мы и без наук хлеб едали: сие дело небывалое. Наши отцы и без того жили. Но все сии трудности победив Великий Государь, всем векам оставил имя свое любезным. Подлинно не надобно и обычаев переменять, но добрых; а худое и вредное переменить на доброе и полезное, есть действие разума, Духом Святым просвещеннаго. Чтоб кто худой привычки не заражен был пороком, надобно старание прилагать о добром воспитании, чтоб в младенце, которой почти только состоит из плоти и крови, плоть оживлять разсуждения духом, и чтоб в нем кровь приобучена была течь по жилам премудрости, дабы любление истинны и добродетели стало в нем как бы привычкою.
До худой же привычки может надлежать и то, когда что нибудь почитается добрым и истинным за одну древность. Подлинно древность может быть доказательством истинны, но не есть всегда сие доказательство неоспоримо. Ибо в древности как было много хорошаго, так было же немало и худова. И потому дать свободность просвещенному разуму, чтоб изследывать и самую древность, и в ней разобрать, что подражания, и что отвращения достойно.
Но и то есть действие плоти и крови, когда что нибудь почитается справедливым и хорошим за одну новость. Как помянутый порок есть чаще старых людей, так сей по большой части молодых. Их горячая мысль поражается, когда что нибудь остро, хотя неосновательно, выдумано или написано, когда что прелестно, хотя слабо, зделано. Они тогда становятся надменны, думая, что былоб сие некоторой род порабощения, естьлиб старым мнениям последовать, думая, что их предки и вся древность была в заблуждении, которое узнать им пощастливилось. Такие люди подобны младенцам, которые на все новое свои отдают глаза, и самое разженное уголье, прельщаясь видом их, в руки свои брать не боятся; почему и ожигаются. Естьлиб новость была истинны основанием, то надобноб сей истинне перемениться в лож, когдаб новость состарелася. Но истинна ни стареет, ни обновляется; ибо она есть вечна. И потому всякую новость с перваго раза должно почитать за подозрительную, пока здравым разумом довольно изследована не будет, и пока не будет усмотрено, что в самой той новости есть некая важность основательныя древности. Но посмотрим, нет ли еще других плотских разсуждений.
Есть также действие плоти и крови, когда только почитается то за истинное и доброе, что умножает наше имение, что приятно чувствам, что соединено с честию. Подлинно дозволительно умножать имение, но справедливым образом; безгрешны приятности чувств, но когда они не противны разуму: похвальна есть честь, толькоб она состояла не так в других о нас мнении, которое часто бывает не справедливо, как в люблении честности. Однако очень часто случается сему противное. Ибо для приобретения истинны и добродетели надобно иметь труд, и пролить не одну каплю пота, надобно иногда понести некоторую имения утрату, а некогда надобно себя подвергнуть других худому, хотя неосновательному мнению; но как все сие нежности наших чувств есть неприятно, и первому легкому воображению не вместительно; для сего часто плоть и кровь берет верьх над разумом, и чувства себе дух порабощают. Один в своей должности нерадив, понеже не хочет свои изнеженные члены трудом обезпокоить; другой правду нарушает, дабы чрез то умножить свой прибыток: третей умалчивает правду, чтоб не нажить себе врагов, и чрез тоб не понести ущербу чести своея. Такия и подобныя плотския разсуждения, трудно сказать, сколь много повреждают похвальную наших дел систему.
Сие было великим помешательством Апостольским подвигам. Они проповедовали крест, или великодушное всяких противностей терпение: проповедовали нищету, или добровольное лишение всего для истинны; проповедовали, чтоб презреть все других о нас мнения, сколькоб они ни были блистательны, естьлиб иначе не льзя было записаться в книгу живота. Можете вообразить, сколь такое учение могло быть приятно человеку, плотию и кровию порабощенному.
Для чего и ныне церковь Божия в некоторых своих детях не видит таких непорочных нравов, каких бы она желала? для чего ея святое учение во многих остается безплодно? для чего не имеет она сего удовольствия, чтоб видеть страсти под ногами у добродетели? О ты плоть и кровь! ты тяжестию своею обременяешь сердца наши, и к горним вознестися не допускаешь!
Но вот еще новое и странное действие плоти и крови, когда кто в разбирании истинны единственно на свой полагается разум, и то почитает за справедливое, что разсуждению его кажется быть справедливым. Подлинно разум сам чрез себя всегда есть предводителем к истинне; но с какими он в нас соединен слабостьми, кому неизвестно? причина тому, что мы малое и не многих вещей познание имеем, да и в то весьма сокровенно вкрадываются страсти, и столь хитро нас прельщают, что мы часто, что почитаем за здравый разум, а оно есть одно чувственное воображение, что мы думали быть дух, а оно есть плоть. А хотяб кто науками и довольно просвещен был, но хитросплетенные логические софисмы, но школьные забубоны, но пустые тонкости, едва ли не большую часть отвели от истинны. Ведаете вы, каких между протчим смешных мнений были изобретатели те, коих древность за философов почитала. Есть и ныне такие мудрецы самозванцы, которые будучи надменны сами собою, и иных своими страстными мнениями поработить хотят, и удивительным каким-то образом, других повреждая и безчестя, чрез то себе славу снискивают. Послушаем Павла, Христианския мудрости учителя, что он к таковым говорит: аз, братие, не могох вам глаголати яко духовным, но яко плотяным.3 Для чего? понеже душевен или плотской человек не приемлет, яже духа Божия, юродство бо ему есть, и не может разумети, зане духовне востязуются,4 то есть, небесныя истинны не плотию, но умом, Духом Святым просвещенным, изследываются. Но О Боже! когда толикая темнота покрывает наш разум, и когда столько есть препятствий к познанию Твоея истинны, в сей нашей бедности к Тебе прибегаем Отцу светов; ибо Ты просвещаеши светильник наш Господи!
Возлюбленный Богу Христианин! ты из сего выведен затруднения, и в общей всех нужде ты блажен и треблажен. Твой ум осиян лучею Евангельскаго закона: твоя совесть Духом Святым уверена о отеческой к тебе склонности всемогущаго Промыслителя. Хотяб ты и не достиг до пространнаго естественных вещей познания, но тебе открыты истинны самонужныя, на которых твое вечное блаженство основано. Кто лучшее тебя имеет понятие о Боге, о мире, о самом себе? Ты воображаешь себе Бога существом благодетельным и милостивым, который снисходя к недостаткам человечества, явился под покрывалом нашея бренныя плоти, и сообщивши себе естество наше, зделал нас участниками своего божества. Ты обширную мира сего громаду почитаешь за руководство к твоему Избавителю, в соединении с которым все твое состоит совершенство. Ты самаго себя представляешь себе некою тварей частицею, содержимою в союзе вещей, котораго союза конец есть радостная вечность. В сих истиннах твое состоит спасение; которых естьли кто не знает, весьма нещастлив, хотяб в прочем всех вещей знание приобрел. И для того я тебя именем Евангелия приветствую. Блажен еси Христианин, благодатию присвоенное Богу чадо, яко плоть и кровь не яви тебе, но Отец, иже на небесех. Блажени есмы Израилю, яко угодная Богу нам разумна суть.
А чтоб больше нам в сем благочестия подвиге успевать, Церковь святая, как всегда, так особенно в нынешний день, представляет два знаменитые примеры, двух великих христианских подвижников, горящаго верою Петра, и славнаго мудростию Павла. Хотя они были тогоже с нами слабаго естества, но когда восхотели, зделали ум свой богописанною скрыжалию, а сердце жилищем духа. Трудами своими победили слабости телесныя, воздержанием укротили страсти, богомыслием прогнали земныя мудрования, и дали духу торжествовать над плотию. Почему праведно на небеси увенчаны безсмертием, а на земли всем векам оставили свою жизнь к подражанию.
Сии примеры тем сильнее возбудить нас должны к подражанию своему, что мы видим в том нам предшествующую, и славный путь отверзающую, Благочестивейшую нашу Самодержицу. ЕЯ ИМПЕРАТОРСКОЕ ВЕЛИЧЕСТВО как есть глава управляющая всем Российскаго общества телом, так есть надежнейшая руководительница ко всякому благочестия делу. Ея просвещенная мысль в стыд приводит невежество, пред Ея нелицемерным благочестием презренно суеверство; пред ногами Ея благоразумныя кротости поверженна лежит жестокость и свирепость; Ея в трудах неутомимость побеждает общия слабости, Ея щедрота отъемлет нещастливый жребий, Ея беседа растворенна солию благодати, Ея матерний взор лиет радость, Ея сердобольное сердце подает отраду бедным, Ея благодетельная рука есть безопасным для всех покровом.
Благочестивейшая Государыня! несозданный свет мысль Твою озаряет, и ковчег души Твоея наполнен Святаго Духа благоуханием. Почему и праведный Бог, в награждение за Твои добродетели, все Твои намерения благословляет, всем предприятиям споспешествует, все дела славою венчает. Показал он благий промысл свой в прешедших Твоих делах, показывает в настоящих, но не оставил промыслить и о будущих, даровав Тебе любезнейшаго, любезными дарованиями украшеннаго Сына. Се пред очами Твоими цветет он, напаяемь из источника Твоея мудрости, яко крин, струями воды животныя.
А Ты сладчайшая надежда, Благоверный Государь Цесаревичь! дражайший наш Имянинник! мужайся в подвиге мудрости и добродетели, и достигай до онаго блаженства, которое Евангелием присвояется человеку явлением Отца небеснаго просвещаемому. Да и действительно Твоя Особа сего участна есть блаженства. Ибо обогащаешь Ты, Благоверный Государь! ум свой знанием разных наук, при руководстве которых усматриваешь божественную красоту истинны; а сия красота пленяет Твое сердце любовию добродетели. Сему поспешествует чистота Твоего духа, любовная ко всем склонность, нелицемерное к Богу усердие, которым зажженна Твоя непорочная душа. А к большему действию сии цветоносныя Твоих дарований ветьви ЕЯ ИМПЕРАТОРСКОЕ ВЕЛИЧЕСТВО, дражайшая Твоя Родительница, согревает Матернею Своею к Тебе любовию, и неусыпным о Твоем воспитании попечением. Все сие обращая в свою пользу, при руководстве всесильныя Десницы, поспешай, Пресветлейший Наследник! сим славным путем, исполняй радость Августейшия Матери, и всех нас усердныя желания: чем, веруем, яко и благословит Россию всеблагий Господь, Аминь.
Сказывано в присутствии ЕЯ ИМПЕРАТОРСКАГО ВЕЛИЧЕСТВА и Его Императорскаго Высочества в Петергофе, 1766 года Июня 29 дня.
Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2024 Свято-Троицкая Сергиева Лавра