По благости Всевышняго удостоившись узреть дарованную мне от промысла Его паству, которыя лице вы благочестивое и мне любезное собрание днесь представляете, сподобившись узреть вас, чувствую радости и веселия истиннаго преисполненный дух мой. Кто бо, да с Павлом возопию, кто бо нам упование или радость, или венец похваления? не вы ли пред Господем нашим Иисус Христом?1 Но при всем радости изобилии и некоторая боязнь содержит душу мою. Радуюся днесь пред лицем Господа Вседержителя; но со страхом: и приступаю работати Ему исполнением звания моего; но со трепетом. Ибо естьли представить должность Пастыря и паствы, и взаимное их к самим себе отношение: тотчас откроются сильныя причины боязни и радости, веселия и трепета.
И во первых убо сколь великое удовольствие есть родителю, узреть чад своих, плод чрева своего, и естественныя черты свои, или паче дух свой видеть в них начертанный! Не меньше же и аз недостойный Пастырь ваш наслаждаюся приятнейшим взором вашим, находя в вас свойство сыновния к себе любви, а потому чувствуя и в самом себе силу отеческаго чадолюбия. Сего союза ничего нет божественнее, любезнее, и приятнее. Но таковое удовольствие должно быть еще превосходнее, что вижу вас, благословенныя церкви Божия чада, благочестием сияющих, и добродетелию преукрашенных. Известна бо не мне токмо, но и прочим всем, Тверския паствы обитателей к Богу любовь, и к закону Его усердие, твердое в православии пребывание, и превосходнейшее, могу не обинуяся сказать, пред прочими просвещение и добронравие. А похвала и слава, на сем утверждаемая, превышает все, что ни обыкли люди почитать великим и знаменитым. Таковыя града сего и паствы нашея преимущества привлекли сие благословение Божие, что Помазанница Господня, Благочестивейшая МОНАРХИНЯ наша, град сей Своим особливым объемлет благоволением, и оный почитает немалоценным, очи Ея увеселяющим, короны Своея камнем. Како убо сие не возбудит к радости того, кто сподобился быти пастырем паствы таковыя?
А отсуду уже ясно блистает приятная надежда, что труды наши на таком основании созидаемые не будут тщетны, но благопоспешны и плодоносны. Якоже бо земледелец зело утешается, когда на доброй земле сеет семена свои; ибо воображает, и как бы очами своими созерцает будущую богатую жатву: так и духовный пастырь не меньшее находит утешение, егда видит благочестивых Христиан сердца изоранныя действием святаго Духа, и ко принятию всякаго наставления и добродетели приуготовленныя. Он уже заблаговременно в мысли своей обращает и веселый вид духовныя жатвы, и плоды благих дел собираемые в житницу небесную, и радуяся духом поет с Давидом: Ходяще хождахом, и плакахомся метающе семена свои: грядуще же приидем, радостию вземлюще рукояти своя.2
Таковая будущих плодов надежда есть притом соединена со упованием за труды мздовоздаяния небеснаго от праведнаго судии Бога. Верен бо есть обещавый: Аз воздам, глаголет Господь. О! каковый радости источник должен возкипеть в сердце пастыря духовнаго, естьли вообразит по трудам своим неотъемлемый покой во объятиях Отца небеснаго, и уповает пред лицем судящаго всей земли со дерзновением сказать: Се Аз и дети моя; их же дал еси мне, сохраних, и никто же от них погибе!3
Так не суть ли сии важныя причины духовныя радости моея, при первом моем узрении вожделенных лиц ваших, яко приуготовленныя мне от Божия судьбы благия земли, к духовному о Господе деланию?
Но при всем таковом радостном духа моего расположении должен признаться, что и страх некоторый и боязнь предстоят в очах моих. И хотя бы не очень пристойно казалось напоминанием каковой либо боязни смущать чистое ведро настоящаго веселия нашего: но сие напоминание есть таковаго свойства, что оно может нашу радость предостеречь, дабы никогда ни чем она не могла быть нарушена.
И так во первых не могу без некотораго боязненнаго движения вообразить тяжесть звания Архиерейскаго. Ибо попечению Его поручен залог дражайший; души искупленныя безценною кровию единороднаго Сына Божия. В сих честнейших созданиях, по образу Божию и по подобию сотворенных, надлежит всемерно хранить, дабы начертанное в них подобие святейшее чем не истребилось, и не помрачилось сияние славы образа Божия. Надлежит немощных подкрепить, скорбящих утешить, отчаянных возставить, развращенных исправить, наставить невежествующих, дерзновенных обуздать, нераскаянных привести в чувство, кающихся утешить, и из разнообразных видов составить врачевство, сохраняющее здравие душевное. Се глас Господа сил оглашает уши мои: Сыне человечь! стража дах тя дому Израилеву: крове виною твоею погибшаго от руки твоея взыщу.4
Но кроме сих общих всем носящим имя пастырское должностей, какое при том благоразумие потребно Епископу во избрании достойных пастырей и учителей, дабы чрез то не приобщиться к чужим грехом? Какое нужно есть неусыпное попечение, дабы все и каждый проходил священную должность свою с подобающим благоговением? Каковая осторожность всегда должна быть, дабы кто вместо пастыря не зделался наемником, и не отяготил бы врученных ему совестей соблазнами своими и развращением? Какое надобно иметь великодушие в наказании развратившихся, и чрез то уметь их привести ко исправлению?
И хотя, благодарение Богу! в пастве нашей имеется довольное число священников благоговейных, и пастырей учительных, достойных имени и звания своего, которые великою для нас суть помощию и церкви украшением: но должно же, ах! вопросить, не суть ли и таковые, которых Евангелие называет вождями слепыми, которые развращенным и невоздержным своим житием делают стыд церкви, безчестие духовенству, и порицание святыне? Но закроем от очес наших сию неприятную картину, и оставим на сей случай пространно описывать сие нещастие наше! однако воображая, каковый во исправлении таковых должно подъять подвиг, чтоб достигнуть до желаемаго нами конца, не льзя, чтоб не смутиться духу нашему.
Но вот и еще не малая причина ко умножению безпокойства, от котораго чтоб паства наша была свободна, тем пред Господем похвалиться не может, а имянно: недуг раскола. Сею болезнию страждущие не токмо в других паствы нашея местах к сожалению нашему находятся, но и сей самый Архиереопрестольный град наш, благочестивый град Тверь, не имеет сего удовольствия, чтоб в недрах своих содержать токмо единых православных чад церкве Божия. О вы нещастливые и по немощи человеческой заблуждающие люди! почто вас я здесь во храме Божием не вижу? Приидите, восплачитеся пред Господем сотворшим вас: приидите, соберитеся с церковию святых, и пред престолом Царя небеснаго прославите вкупе с нами едиными усты и единым сердцем Его благословенное имя. Почто чуждаетеся Матери родившия вас, и чадолюбивых объятий Ея убегаете? Се глаголет вам Дух святый, не ожесточите сердец ваших.5
И хотя не можем отчаяватися, чтоб со временем всесильная благодать Божия не обратила их на путь истинны; еда бо падый невостанет? силен бо есть Бог возставити их.6 Однако, донележе в чаянии сем будем оставаться, радость наша не может почесться совершенною.
Но вскую прискорбна еси душе моя, и вскую смущаеши мя в сей час общаго веселия нашего? Уповай на Бога; яко Той нам есть прибежище и сила. Он содействовать нам во всяком случае не оставит, и вся стропотная в пути гладки превратить силен есть. Кто бо верова Господеви, и постыдеся, или кто пребысть в страсе Его и оставлен бысть, или кто призва Господа, и Он презре его?7
Радости убо и веселия духовнаго исполнен быв, восклицаю тебе, благочестивый град Тверь! радуйся, и мир тебе граде Божий; радуйтеся и все прочия богохранимыя паствы нашея грады и веси, и всякое место владычества Божия: радуйтеся радостию божественною духовнии и мирстии, старцы и юноши, всякаго чина и состояния. Мир Божий превосходяй всяк ум да пребудет над вами неотъемлемо. Токмо не ослабевайте, молю, в подвигах своих званий, в которыя призвал вас Господь Бог; честность почитайте паче всякаго прибытка, пользу свою снискивайте без нарушения справедливости, а все утверждайте истинным благочестием. При том прошу вас, возлюбленная о Господе паства моя! любовию своею увеселяйте очи и сердце пастыря вашего, и молитвами своими к Богу споспешествуйте прохождению звания моего. А я большаго себе удовольствия не желаю, как сего, чтоб мне быть всегда достойным орудием благодати Божия, руководствующия вас ко спасению.
Боже всеблагий и всемогущий, исполнитель желаний произносимых тебе от сердца! принося днесь Тебе благодарение за все благодеяния на мне оказанныя, молю Тя, укрепи немощныя силы моя силою Твоею свыше в предлежащую службу сию. Сохрани и врученную мне от Тебе паству от всякаго искушения, страсти и злоключения. Возсиявай над нею всегда небесный лучь благоволения Твоего. Отче небесный, святи их во истинне Твоей; слово Твое истинна есть. Аминь.
Сказывано в Кафедральном Тверском Соборе 1771 года Маия 1 дня.
Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2024 Свято-Троицкая Сергиева Лавра