Сия есть победа
победившая мир, вера наша.
1. Иоан. гл. 5. ст. 4.
Сей благословенный день представляет нам вожделенный случай и к радости, и к поучению, и к славе нашей. Ибо церковь Христова совершает днесь торжественную память первоверховных Апостолов Петра и Павла, знаменитых в Христианстве мужей, и основателей Божественныя веры нашея: веры, которая возсияла на Востоке, достигла же и до Севера: веры, которая нас соединяет со многочисленными народами, разсеянными по лицу земли, с живущими на реках Дуная, Нила, Тигра и Ефрата, и на островах Архипелага; с народами преславных Славян, древних Греков и Колхидов именем в свете известными. Сии многочисленные Христиан соборы сей день вкупе с нами празднуют, с таковыми же священными обрядами, и одними с нами песнопениями совершают духовныя торжества свои: а тем самим и мы можем их почесть аки единаго тела членов, и они в число сынов отечества нашего вмещены быть усердно желалиб. Но ах! сие напоминание не может ли смутить радость нашу? ибо воспоминая сие, не можем не представить себе, что все оные народы стонут под тяжким рабства бременем, и ниже сего священнейшаго имени, Вера, свободно произнести дерзают. Их праздники разтворенны плачем: они самый день сей торжествуют с воздыханием и сетованием. Ибо завет завещаша селения Идумейска и Исмаильтяне: Моав и Агаряне, Гевал и Аммон и Амалик, иноплеменницы; иже реша: да наследим себе святилище Божие.1 Приидите потребим я от язык и не помянется имя Израилево к тому. Боже! кто уподобится тебе? Не премолчи, ниже укротися, Боже!2 Но я бы лучше желал таковое напоминание скрывать в сердце тайно к Богу вопиющем; естьли бы Господь Саваоф, и Бог ополчения Израилева не благословлял праведное оружие наше, и аки за руку взяв Помазанницу свою, не говорил Ей, как иногда помазанному своему Киру: Аз пред Тобою пойду, и горы уравню, отверзу пред Тобою врата, и гради не затворятся:3 Естьли бы и самое веры нашея учение к тому же не споспешествовало. Ибо се слышим Апостольский глас яко трубу трубящую во уши наши: сия есть победа победившая мир, вера наша. Сия вера утесняемая, вера страждущая, есть вкупе вера побеждающая и торжествующая. И понеже таковыя слова для настоящих обстоятельств наших видятся быть приличны и ободрительны: то не безполезно будет взойти в разсуждение, в каком разуме присвояется победа силе веры. Ты же, Господи Боже! углем от жертвенника Твоего взятым повели Херувиму коснутися недостойных уст наших, якоже иногда уст Исаии Твоего, да возможем поведати судьбы Твои.
Сия есть победа победившая мир, вера наша.
Хотя сими словами означается и известная победа, то есть, каковую Апостолы имели над людьми развратными, в разсуждении ложных, их до закона надлежащих, предуверений и заблуждений: но нет препятствия сим словам и общее дать означение; по елику и всякаго рода победа Божественной силе веры должна быть приписана.
Ко утверждению же сего разсмотрим свойства и плоды веры, которые естьли для победителя найдем быть нужными: то тем самим и можем победу приписать силе веры. Вступим в доказательство.
Вопервых. Для получения победы потребно благоразумие и совет. Благоразумие, чтоб оком ума все обозреть обстоятельства, и из них не погрешительныя заключить следствия: а совет, чтоб не излишно мечтая о себе уметь пользоваться разсуждениями и других. Но всякое неложное просвещение откуду почерпается, естьли не из источника закона Божия? В нем содержатся истинны, которыя для всякаго знания и действия человеческаго служат основанием. Начало бо премудрости страх Господень, и благочестие в Бога есть начало чувства, то есть, разпознания добра и зла: премудрость же и наказание нечестивии уничтожат,4 говорит слово Божие.
Но естьли где, то в страшном особливо военном подвиге таковое от закона Божия просвещение весьма нужно есть. Ибо сколько тут встретиться может неудобьрешимых затруднений, сколько может открыться случаев, которых человеческий ум предвидеть не может. Все разположения в едино иногда мгновение ока иной принимают на себя вид, и вдруг становятся зависящими от единой судьбы Всемогущаго. Мысль слабаго смертнаго зря на сие, а при том видя и других смертоносные удары, и свою воображая пред ногами стоящую опасность, едвали может столь тверда быть, чтоб не поколебаться и не почувствовать некотораго в себе мрака: естьлиб сила света Божественнаго сей мрак не разгоняла и не подкрепляла слабости человечества. Сие лучше знать могут, которые самым делом изведали надобность просвещения небеснаго в таковых случаях. И для того Израильский Царь признается пред всемогущим света Содержателем, что он научает руце его на ополчение и персты его на брань. Да и естьлиб время дозволило приводить нам примеры победителей и из языческой истории: мыб увидели, что и они не вступали в брань, разве призвав помощь Вышняго на действия свои, и не оканчивали оной, разве приписывая победу силе руководствующей Божественнаго промысла.
Второе. Для получения победы потребна справедливость в начатии военнаго действия, и честность в продолжении его. Справедливость, чтоб не приступать к сей крайности, разве по истощении всех других способов, и то для защищения собственнаго, или утесняемыя неповинности. А честность, чтоб в продолжении таже справедливости причина действовала, которая начала, то есть, чтоб неприятельскую несправедливость ослабить, дабы она другим неповинным вредить не могла. Естьли кто мало сии пределы преступит: то может он впасть в злощастное состояние жезлов ярости Господни.
Но кто в сих справедливости и честности границах удержит презрителя закона Божия и небоящагося суда Его? он есть зверь необузданный: жертвует всем суете славолюбия своего. Стенание страждущаго человечества, превращение в пепел цветущих градов, терзание сосущих сосцы матерни, суть для него наилучшия основания, на коих он созидает безсмертие имени своего. Одного из таковых представляет Пророк так с самим собою разсуждающаго. Сотрясу грады населенные: вселенную всю объиму рукою моею яко гнездо, и яко оставленная яйца возьму; и несть иже убежит мене или противу мне речет и отверзет уста.5 О стыд человечества!
Но таков ли есть победитель истиннаго хранитель благочестия? Никак. Он любит Вышняго; и для того щадит и созданнаго по образу Его. Он просвещен истинною закона Господня: и для того знает, в чем поставлять настоящую славу, которая в несправедливости состоять не может. Он чает предстать престолу наградителя добродетели, и наказателя порока: и для того хранится, дабы чрез нарушение правды вечныя не впасть в руки Бога живаго. Таковому герою, когда верховная небесная власть вручит правление народа: он бывает его отцем; ибо внимает гласу вечныя премудрости его руководствующия. Он защищает порученных ему от нападений противных: но так, что и в самом неприятеле почитает человечество, и побеждая его благодетельствует ему; ибо злости его действие пресекает.
Когда таким кто образом будучи расположен, вступает в брань против врага, все Божественные и человеческие законы поправшаго: что? Око всевидящее закрывает ли тогда от таковаго благосклонный взор свой? промысл управляющий всеми делами света остается ли тогда празден, как бы сие дело до него ни чем не принадлежало? Царь Царей подлинно ли тогда в таком состоянии, как о нем нечестивый у псаломника говорит: не узрит ниже уразумеет Бог Иаковль?6 Нет! се не воздремлет, ниже уснет храняй Израиля.7
Бог невидимо подкрепляет руку благочестиваго подвижника своего: вразумляет его во изобретении способов в час смятения; наполняет сердце его великодушием и храбростию, и подает мужество воинству его.
Мужество, сказал я. Ибо оно не от другаго чего происходит, как токмо от справедливаго дела. Почему Римский вития изрядно определяет, что мужество есть добродетель воюющая за справедливость. Не множество воинства, не мечи и оружия, не долгое в военных действиях упражнение суть единственною храбрости военныя причиною. Ибо все сии обстоятельства суть внешния и сами чрез себя недвижимы. Почему не они движут дух наш, но сами требуют от мужественныя души в движение приведены быть. Но воин храбр бывает тогда; когда его совесть не зазорна, не смущенна мысль, и чувствует справедливость стоящую с своея стороны. Ибо в таком случае берет он на себя свойство судии, который идет наказать виноватаго.
Но неимеющий надеяния на справедливость свою смущается мыслею, унывает духом, очи его мраком наполняются, его страшат сновидения, ему мечтается, что видит над противною стороною различныя знамения покровительства небеснаго. А при том совесть зазорная сквозь огни орудий военных открывает пламяни вечные, и после поля сражения указывает ему путь лежащ ко аду. И для того трепещет и ищет скрыться от бедности будущей бегством смерти настоящей.
И от сего-то родится сей ужас, называемый панический, который внезапу поражает все воинство. И от сего-то бывает, что не токмо гонит един тысящу, а два тьму, но и бегает нечестивый никому же гонящу. Се не в силе констей восхощет, ниже в лыстех мужеских Вышний благоволит; благоволит Господь в боящихся Его и во уповающих на милость Его.8
Таковый богобоязливый герой не льзя, чтоб не был украшен и человеколюбием: которое свойство как есть плод благочестия, так и для истиннаго победителя есть нужное.
Ибо в случае военном человеколюбия действие есть, не допускать далее предела справедливостию предписаннаго простираться, то есть, ослабив неправду действующую, в прочем и неприятеля щадить и человечество в нем сродным себе почитать. Сие против неприятеля оружие есть наисильнейшее. Ибо и неукротимые звери ласкою и любовию укрощаются; и добродетель и в неприятеле хвалима и любима есть.
Дарий побежденный от Александра, когда услышал, что Александр, будучи и победитель и молод и холост, со взятыми в полон материю его и женою и детьми обходится человеколюбиво и целомудренно, и едва о том уверившись, напоследок подняв руки к небу сказал: о Боги! естьли ваша воля есть, продолжите мне царствование; но естьли иначе судьбами вашими определено; молю, да не кто на моем сядет престоле, как сей благий неприятель и милостивый победитель.
Да и наше любезное отечество сею божественною добродетелию пред прочими в свете народами особливо прославилось.
И естьли когда, ныне поистинне сия добродетель царствует в седящей на Российском престоле, благоутробнейшей Матери отечества. Не надобно разбирать, что сие или оное Великия ЕКАТЕРИНЫ дело доказывает человеколюбие ЕЯ. Все вообще ЕЯ дела, не исключая ни одного, на сем божественном утверждены основании. И как Она величество Свое некоторым образом скрывает в существе любви Матерния: то Ея Империя кажется быть благоучрежденным семейством, подданные берут свойство детей, и страх отдаваемый престолу переменился в любовь. Что же есть, когда не сие, жить блаженно на земли? А вы, ныне плененные варвары, можете ли не признать, что плен ваш есть состояние свободности, которой вы в мнимом свободном состоянии своем не имели, и это в первый раз в жизни у неприятелей своих узнали вы, что то есть действие истиннаго человеколюбия?
Положив убо, что человеколюбие весьма свойственно есть истинному победителю, в прочем несумнительно, откуду сия любезная добродетель происходит. Ибо и понять не льзя, чтоб она в сердце нечестивом и беззаконном обитать могла. Сие есть торжество веры, чтоб любить врагов своих и благотворить ненавидящим нас. О священное Евангелие! о любезный закон! ты располагаеши дух наш ко вмещению сего небеснаго дара, и твориши нас смертных подражателями божества благаго и человеколюбиваго.
Кто убо не воскликнет со Апостолом сих его божественных слов: Сия есть победа побеждающая мир, вера наша. Вера с таковыми свойствами, как нами описана, есть непобедима. Побеждается мнимый верный с своим безверием: ибо в порочных и развратных не так есть вера, как тень оныя, и слабый некоторый блеск сего божественнаго сияния.
А чтоб более разсуждение сие подействовало в сердцах наших, вот и примеры, из которых один представляет нам днесь празднующая церковь, другой торжествующая при нынешних военных обстоятельствах Россия. Ныне празднуемые Апостолы имели ополчение против опаснейших неприятелей, каковые суть различные предубеждения и заблуждения, соединенныя со упрямством и с гонением их неповинности; но с помощию веры, как сами признают, одержали они над ними победу. Были они просвещены Духом Святым: и потому лжа истинне уступила. Справедливость и честность была с их стороны: ибо не корыстолюбие и славолюбие, но единственное к пользе рода человеческаго усердие их одушевляло; и для того страсть постыдившись скрылась. Они были мужественны: ибо справедливости уверение хранили в сердце своем; и для того дух гонителей ослаб. В них обитало человеколюбие: ибо они и врагам своим благодетельствовали и убийцам доброжелательствовали. И для того лютость руки опустила; а они получили совершенную победы славу. Смерть их для них зделалась жизнию, а для неприятелей смертию. В плен свой привели многочисленные народы и принудили ожесточеннейших принести жертву простоте истинны. И для того и доселе яко победителей прославляем, и в торжествах их радостнейшее приемлем участие. Возникни же и ты главу свою, плодоносная Россия, и изчисли нам победы свои, да возрадуются сынове твои. Враг Христианства, да и от всего рода человеческаго за безчеловечие ненавидимый, дерзнул мечь свой обнажить против избранных Божиих. Судия света, взирая с высоты небес на сие позорище, взвесил на весах своего правосудия обе стороны, и нашел одну легку, яко наполненную токмо суетою горячия опрометности, и несноснаго надмения: другая сторона оказалась пред ним имеющею тяжесть справедливости, человеколюбия и упования на Него. И потому одной стороне низпослал Он благословение, другой изрек проклятие.
Сие не есть витийство слов моих. Хотя судьбы Божия смертным и непостижимы, но от события своего они познаваются. Мы уже имели удовольствие, видеть различныя знамения небеснаго о воинстве нашем благоволения. Прежде нежели весна своею красотою очи наши начала увеселять, лавры побед из стран восточных для нас процветали, и венцем славы главы победителей неоднократно были увенчаваемы. Но ныне, о Царю царствующих! житель севера торжествует во странах полудня и востока. Пелопонес и славный в древности Лакедемон уже под скипетром Российсским и полдень странным божественнаго промысла действием соединен с севером. Места, где днесь празднуемые Апостолы победили нечестие и насадили веру, там Россианин входит в подвиг Апостольский: там нечестие паки возрастшее истребляет, и вере утесняемой подает свободность.
Возблагодушествуй, славная многими делами Греция! и усердием и верою своею споспешествуй избавителям твоим. А вы, храбрые подвижники, любезные сограждане наши! вооружите себя верою, и добродетелию мечь свой изощряйте; прилепитеся упованием ко Всемогущему, и Его руководству последуйте. В прочем благонадежно есть, что опрометчивость уступит благоразумию, безчиние порядку, наглость человеколюбию, нечестие благочестию. Аще Бог по нас, кто на ны.9
Но хотяб и оскудела вера наша пред лицем покланяемаго нами Бога; но Твои, Благочестивейшая МОНАРХИНЯ! внутренния жертвы, кои Ты тайно в сердце Своем совершаеши, сии жертвы восходят на небеса, и сильны склонить милосердое Существо ко откровению Его судеб во дни наши. Настоящее с вероломным неприятелем действие весть Всеведущий; знает же и свет, откуду свое взяло начало. Утесненная неповинность, гонимая вера, при конечном изнеможении своем, со всех сторон к Тебе вопияли и простирали свои руки узами обремененные. Благочестивая и человеколюбивая душа Твоя сим пронзенна до внутренности Своей. Да и где же человеколюбие может более найти своего действия? Где и сила России может полезнее и славнее употреблена быть? И для того сии побуждения благословил Вышний: действие оружия Твоего везде гремит: связанная свободность по малу начинает развязывать свои узы. Веры священныя истомленный глас начинает приходить в силу, и свободнее провозглашать величия Божия. И все, кажется, так располагает Управляяй царствами человеческими, что все нам приятствовать, все благое предвозвещать видится. Иди убо, Великая Государыня! во благодушии путем Господним, и ревнуй быть Моисеем изведшим Израиля из работы фараони. Став избавительницею России, не воспрещай далее разливаться источнику славы Твоея. Видно, что судьба верховная сие Тебе определила от дней вечных. Потщись, да воспоют дщери Сиони соединенный восток с севером: поим Господеви славно бо прославися.10
Но воображая будущия торжества и славы преходящия за наши пределы, обратим мысль и слово свое и на домашнее блаженство наше. Россия в сей день во всем пространстве своем в церковных и домашних собраниях воспоминает Твое, Благоверный Государь, сладчайшее имя: да не просто имя; но вкупе увеселяет себя и изчислением дарований Твоих. Иной сидя в столице градов отягощен летами, сказывает младым детям своим примеченное им в Тебе благоразумие и просвещение, и увещевает их подражать Тебе. Другой близ брегов Каспийских возвещает Твое благочестие, которое имел щастие зреть при Твоих веры упражнениях. Иной в странах снегами покрытых проповедует Твое снисхождение и благодетельную к нещастливым склонность. Дражайший Наследник! таковыя о Тебе примечания суть столько же для Тебя обязательств, не токмо утвердить их истинну, но и умножать дарования. Сии сынов отечества о Тебе радования суть столько же печатей приложенных к сердцу Твоему, дабы блюсти сие сокровище и предохранять его от тления века. Иди свободно руководствуемый промыслом. Се врата Господня отверзаются Тебе. Люби веру: храни добродетель: ревнуй о истинной славе, которая состоит в благодетельствовании человеческому роду. Искушений юных блюдись: держися же правды, веры, любве, мира, со всеми призывающими Господа от чиста сердца;11 да совершен будеши Божий человек, на всякое дело благое уготован.12
Боже! суд Твой Цареви даждь и правду Твою сыну Цареву. Возсияй во днех Их правду и множество мира, дондеже отъимется луна, Аминь.
Сказывано в Петергофе в присутствии ЕЯ ИМПЕРАТОРСКАГО ВЕЛИЧЕСТВА, и Его Императорскаго Высочества. 1770 года.
Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2024 Свято-Троицкая Сергиева Лавра