Празднуемый нами Святитель Алексий любил и почитал преподобнаго
и Богоноснаго отца Сергия Радонежскаго. Ибо праведники друг друга любят, и взаимно
друг в друге почитают доброту душевную. Грешники напротив друг друга ненавидят,
и взаимно между собою враждуют, да и праведников презирают, а иногда и гонят.
Ибо быв страстями ослеплены, другаго добродетели не видят; а иногда и видят, однако
ненавидят оную, яко для них противную и обличительную. Но не таковы праведники:
они, быв добродетельны, и потому себе
подобны, чувствуют взаимную к себе сердца наклонность: ибо подобное подобным обыкновенно
привлекается, и тем услаждается. Милость и истина сретостеся, правда и мир
облобызастася (Псал. 84, ст. 11). Таковы были Святитель Алексий и преподобный
Сергий.
Я, ни следов не имея добродетели их, но сверх достоинства, по неиспытанным судьбам, став преемником их обоих, могу только дивиться их добродетелям, и оныя по возможности проповедовать и прославлять. И потому, при сем случае годовой памяти Святителя Алексия, пришла мне на мысль оная чудная борьба, какая во свое время происходила между сим первопрестольником Российския Церкви, и между святым пустынником, яко крин, в уединении процветавшим.
Правив Церковию мудро и верно святый Алексий, и достигши глубокой
старости, достойный попечительнаго и ревностнаго Пастыря предприемлет совет. Не
довольно было для него, что он рачительно бдел о стаде своем: он
возревновал святою ревностию, чтоб промыслить о благосостоянии Церкве и по себе
на будущее время. Таков восприяв благоразумный совет, разсуждает, кому бы поручить
вверенное ему сокровище цело и благонадежно; кого оставить по себе преемником
и наследником духовнаго, великаго Церкви богатства. В таковом размышлении, коим
конечно управлял вышний Промысл, не находит он лучшаго и достойнейшаго, паче преподобнаго
Сергия. Жребий избрания его падает на сего святаго пустынника. Вречает ему Святитель
жезл Пастырский. Но праведник уединенный, быв любитель тишины, и в таковом безсмутном
состоянии наслаждаяся зрением Бога, принять таковое звание отрицается. Один усиливается
возложить; другой усиливается не принять: один изобретает все способы разума,
дабы его под сие Христово иго подвести; другой все напрягает свои силы, дабы остаться
при том бремени, кое нес он со удовольствием. О чудная и странная борьба! Странная,
говорю: ибо известно, какое в мире люди к честям и достоинствам имеют пристрастие,
каких не употребляют способов, каких происков, кa
ких
подкупов, каких хитростей, чтоб какойнибудь достигнуть вышшей чести. Но се видим
единаго отшельника, на высочайший духовный степень призываемаго, и он от того
отрицается, и совершенно отрекся.
Подобный пример
представляет нам слово Божие в двух Апостолах, Варнаве и Павле. Они в едином
граде чудесно исцелили хромаго. Жители града того, быв пораженны таковым чудом,
впрочем ослепленные суеверием, почли, что Апостолы суть не человеки, но боги в
подобии человеческом явившиеся, называя Варнаву Юпитером, а Павла Меркурием. И
для того, по обряду языческому, привели тельцов, и изготовили венцы для увенчания
животных; хотели им, яко богам, приносить жертву. Сие узрев Варнава и Павел, и
разтерзав ризы свои, вскочили в народ и вопияли: что творите вы, о несмысленные!
мы таковые же человеки, каковы и вы. Мы в самый сей час учинили вас, что надлежит
отвергнуть и гнушаться многих богов, яко суетных; а признавать единаго Бога, Творца
неба и земли, и Ему единому, не сию кровавую, но безкровную чистаго сердца жертву,
приносить. Но вы позабыв, яко
мы человеки, и как будто еще мало для вас, почитаемых вами, многочисленных богов,
еще и нас человеков почитаете богами, и нам, яко богам, хощете жертву приносить.
И сие сказав, едва удержали их от несмысленнаго предприятия. О деяние, достойное
Евангельскаго света и духа Апостольскаго! Сему наиболее удивится тот, который
из Истории знает, что были многия сильныя земли, толико гордостию ослепленныя,
что не токмо желали, но и всякие способы, всякия хитрости употребляли, дабы себе
присвоить наименование богов.
Сей пример, хотя
служит к похвале смиренномудрия Сергиева, в непринятии подносимой ему чести; но
не совсем же поступка его сходствует с Апостольскою. Апостолы не приняли чести
законопреступной, и Богу оскорбительной; но Сергию предлагал Святитель таковую
честь, которая служила к пользе Церковной, и могла почитаться призыванием Божиим,
которое достойно, дабы мы ему повиновалися. В сем-то состоит важность нашего слова.
Святитель оправдания не требует: ибо его и совет был благий, и намерение святое,
и избрание безошибочное. Но не надлежит ли изыскивать
способов, как оправдать праведнаго пустынника в таковой поступке его? Но можем
ли мы приступить к сему оправданию? Не довольно ли его оправдывает общий глас
рабов Божиих? Ибо все просвещенные и честные, читая или слыша о таковом поступке
Сергиевом, никто его не осуждает, но все хвалят ревность пастырскую Святителя
Алексия; хвалят же и смирение Сергиево и оному удивляются. Так кто же бы еще,
при таковом общем мнении, дерзнул осуждать праведника, или предпринимал оправдывать
его?
Однако мню, не противно будет праведнику,
ежели какоелибо о сем сделаем разсуждение на основании слова Божия. Слышал Сергий
Святителя Алексия глас, призывающий его на достоинство Церковное. Но конечно Сергий,
яко Богоугодный муж, в тот же самой час слышал и другий глас Божий, который вопиял
ему в сердце, дабы он остался в святой своей тишине, и шел бы до конца тем путем,
на который призвал его Бог. Различныя суть Духа Святаго дарования. Один получает
то, другой иное; и всяк по прозорливому строению Духа Божия, на пользу или себе
или другим. И не тот пред Богом есть велик, кто великия дары получил; а кто и
малыя принял, но оные верно обработал, и рачением своим столь их умножил, что
ими и великие дары превзошел. Знал Сергий Апостольское слово: что всяк, в немже
кто звании призван, да пребывает пред Богом (1 Кор. гл. 7, ст. 20). Он чувствовал
себя так устроенна Духом Божиим, чтоб пребывать ему в блаженной тишине, и вкусив
всю сладость зрения Божия, не отторгаться от онаго дотоле, доколе не сподобится
уже узреть Его лицем к лицу.
И хотя мы не можем
проникнуть в сердце Сергиево; ибо сия тайна единому Богу открыта: однако, совершенно
ведая, колико он любил Бога, и колико во всем повиновался святой воле Его, без
всякаго сумнения можем заключить, что не отрекся бы он от возлагаемой на него
должности, столь важной и по человечеству лестной, и не убоялся бы никаких трудов,
с сим званием соединенных, когда вся жизнь его была многотрудный подвиг: не отрекся
бы он от
сего, ежелибы в тоже самое время во внутренности души своей не слышал другаго
Божияго гласа, который благоизволял ему пребыть в том состоянии, которое он, по
Егоже воле, избрал.
Теперь усладившись мы зрением таковыя духовныя борьбы, между двумя великими мужами, кому припишем верх? кого из них признаем победителем? Я мню, что обеим победа предлежит, хотя в смысле не едином. Сергий взял верх; ибо получил свое изволение. Но и Святитель стал славным победителем; ибо победил самаго себя, когда, не взирая на свое предприятие, избрание и усилие, охотно уступил воле Божией. Дав место победить Богу, тем самым стал участник победы Божия. А потому оба великие мужи дали верх верховному всех человеческих сердец и дел разпорядителю.
Почтим убо в Сергии
глубокое смирение и нищету духа, Евангелием похваляемую. Почтим в Святителе пастырскую
ревность, и ревностное попечение о стаде своем. И как мы, пасства его, днесь предстоим
его гробу, совершая его священную память; то и возшлем к нему свои моления, да
не престает, по сану своему, ходатайствовать
о нас у Пастыреначальника Христа, да Церьковь пребудет в мире, и стадо его да
хранит веру незыблемо, доколе сохранив сей залог, удостоится вкупе с ним жребия
блаженнаго. Аминь.
Говорено 1798 года, Маия 20 дня, в Чудове.
Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2025 Свято-Троицкая Сергиева Лавра