Иоанн Креститель,
когда весь народ стекался к нему послушати учения Его, сей вопрос предложил им:
чесо изыдосте в пустыню сию видети? (Матф. гл. 11, ст. 7). БЛАГОЧЕСТИВЕЙШИЙ
ГОСУДАРЬ! дозволь, да дерзну и ТВОЕМУ благочестию и всему священному сему Собранию,
тот же Евангельский предложить вопрос: чесо изыдосте в пустыню сию видети?
Какая причина побудила ВАС оставить домашния, даже и Государственныя попечения
и нужды, предприять не малое путешествие, и приити во уединенное место сие? Что
воздействовало в ВАС, что оставив ВЫ лучшия и краснейшия места, и даже благоукрашенный
Царствующий град, посетить благоволили сие удалившихся от мира обиталище, никаких
отличных и привлекательных красот не имеющее? Чесо
изыдосте в пустыню сию видети? трость ли ветром колеблему? дубравы ли одни,
ветром возвеваемыя, и колебанием своим производящия шум, не столько приятный,
сколько унылый? Чесо изыдосте в пустыню сию видети? Человека ли в мягки
ризы одеяна? Найтить ли здесь какия либо увеселительныя зрелища и великолепныя
представления? Но сие более свойственно градам, особливо Царствующим, и домам
Царским, а не пустыне сей: яко мягкая носящии, по Евангелию, в домех
Царских суть. Чесо убо изыдосте в пустыню сию видети? Пророка ли? О! ежели
с сим притекли ВЫ сюда намерением, не погрешили в своем предприятии. Сие доказывает
вкупе и благочестие ВАШЕ и благоразумие Христианское. Ей, глаголю Вам, и лишше
Пророка (Матф. гл. 11, ст. 7, 8, 9).
Празднуемый
нами днесь в пустыне сей Праведник попремногу подобен оному пустынному Пророку,
о коем с толикою похвалою изрекли уста Христовы. Иоанн был обитатель пустыни:
и сей от младых лет удалился бегая, и водворился в пустыне, чая Бога, спасающаго
его от малодушия и от бури (Псал. 54, ст. 8, 9). Иоанн воздержанием своим
пустыню прославил, и привлек к себе множество учеников и житием и учением.
Сергий всех очи своею непорочностию обратил на себя, и тем еще превзошел Иоанна,
что и по смерти своей не меньше к себе привлекает, и место своего обиталища учинил
вечным местом прославления Божия. Иоанн был Предтеча и предвозвеститель Христова
пришествия. Сергий пришествия Его был неумолкным проповедником, и благодать, почерпаемую
им из утробы Христовой, не удерживал в себе, но оную изливал на всех изобильно.
Иоанн сподобился крестить во Иордане Христа Господня. Сергий погружал себя
во всегдашних слезах покаяния, и из сих слез устроил купель крещения Христова
так, что чрез сие крещением, имже Христос крестися, возмог и он креститися
(Матф. гл. 20, ст. 23). Иоанн скончал течение своея жизни, пожертвовал оною за
истину. И Сергий со Апостолом каждый день умирал (1 Кор. гл. 15, ст. 31),
умерщвляя плоть
и
страсти; и таковым умерщвлением себя оживлял, добродетельных ободрял, а невоздержных
и нечестивых обличал, и чрез то был верный Евангельския истины свидетель.
Таков был Иоанн! таков был и Праведник наш! но был ли Сергий Пророк, как был Иоанн по глаголу Господню? Пророк не токмо тот почитается, который предвозвещает будущая; но и тот, который имеет дар проникать в тайны Божия, в слове его сокровенныя, и оныя истолковывать людям Божиим. Сергий был Пророк и в том и в другом разуме. Ибо он и будущая предвозвещал; как-то предрек Великому Князю Димитрию о несумнительной над Мамаем победе: и тайны Божия ему откровенны были, из коих иныя скрывал он в сердце, яко таковыя, о коих не леть есть человеку глаголати; а другия истолковывал и душам благочестивым, кои по доброму расположению то вместить могли.
Да и как же сие иначе быть
могло? Он был друг Божий. Ибо Спаситель Апостолам, а в лице их и всем Апостолов
подражателям, сказал: не ктому вас
глаголю рабы: яко раб не весть, что творит Господин его: вас же рекох други, яко
вся, яже слышах от Отца моего, сказах вам (Иоан. гл. 15, ст. 15). О коль драгоценно
должно быть сокровище благочестивыя души, в коей все тайны Божия сокровенны хранятся!
Таковаго-то Пророка и таинника Божия изыдосте ВЫ ныне видети в пустыне
сей!
Но кто сказал Вам, да с толикою охотою стечетеся
на видение сие? О всех, здесь собравшихся, ведаю я, что они в молитвах своих всегда
отзываются к Богу сими словами: Боже отец наших! Боже отец наших! (Деян.
гл. 3, ст. 13). И так благочестивые и добродетельные их отцы, деды и прадеды,
и далее, вкупе с своею кровию сообщили им сие священное предание: а дети их и
потомки со благоговением оное хранят, и последуя отцам своим и предкам, призывают
Бога отец своих, Бога дивнаго во святых своих. БЛАГОЧЕСТИВЕЙШЕМУ же МОНАРХУ
НАШЕМУ суть к тому верные путеводители, Благоверные и Высокие Предки Его. Начав
от славнаго Димитрия, свободителя России от Татарскаго
ига, и Иоанна, перваго во Царех, во младенчестве по крещении в сию раку положеннаго,
даже до Великаго ПЕТРА, даже до ныне, по непрерывному никогда течению, сие место
Их благочестивым посещением было украшаемо и прославляемо. Как же бы в Особе Благовернаго
МОНАРХА НАШЕГО священная Их кровь могла охладеть, а не паче самым стремлением
течения своего паче и паче возгараться, имея при том знаменитый и живый пример
в сияющей, как всеми добродетелями, так паче благочестием БЛАГОЧЕСТИВЕЙШЕЙ МАТЕРИ
Своей?
О святый муж! зря с горних мест на сие восхитительное зрелище, умножи райския радости свои; ты был и еси споспешник и молитвенник Самодержцев Всероссийских, испроси благословение Царя Царей на БЛАГОЧЕСТИВЕЙШАГО МОНАРХА Нашего, на БЛАГОВЕРНУЮ СУПРУГУ ЕГО, на Боголюбезную ЕГО МАТЕРЬ, и на Всю Высочайшую Фамилию, и на все отечество наше. Аминь.
Говорено в Троицкой Лавре 1801 года, Сентября 25 дня, в присутствии
ГОСУДАРЯ ИМПЕРАТОРА АЛЕКСАНДРА ПАВЛОВИЧА,
ГОСУДАРЫНИ ИМПЕРАТРИЦЫ СУПРУГИ ЕЛИСАВЕТЫ АЛЕКСЕЕВНЫ, и ГОСУДАРЫНИ ИМПЕРАТРИЦЫ
МАТЕРИ МАРИИ ФЕОДОРОВНЫ, и ИМПЕРАТОРСКИЯ ФАМИЛИИ, ГОСУДАРЯ ЦЕСАРЕВИЧА КОНСТАНТИНА
ПАВЛОВИЧА, и ГОСУДАРЫНЬ ВЕЛИКИХ КНЯЖН, МАРИИ ПАВЛОВНЫ и ЕКАТЕРИНЫ ПАВЛОВНЫ.
Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2025 Свято-Троицкая Сергиева Лавра