Наше расположение должно быть согласно с намерением Церкви Христовы, о верные Церкви чада! Ежели я имею желание и намерение тебя возпользовать, но твое расположение тому не соответствует, и желание мое и намерение будет тщетно. Намерение Церкви в установлении сего знаменитаго Праздника есть, дабы воспоминать нам крещение Христово и крещение наше. Кажется о сем истинному Христианину напоминать и нуждыб не было. Когда, елицы во Христа крестилися, те во Христа облеклися; то как возможно, чтоб облеченный во Христа забыл когда о сей славной и Царской одежде, в которую облечен, и которую всегда носит, яко Царь, преукрашенный утварию небесною?
Но когда Церковь о том ежегодно, или ежедневно и ежечасно напоминает нам; видно, что мы о сем Божественном уборе мало помышляем и забываем: так хотя сей благоприятный час употребим на то, чтоб все внимание наше обратить и на облекшаго нас Христа, и на священное облачение наше.
Божественная наша Глава приходит на реку Иордан, и погружается в водах. Мы, поражаяся зрелищем сим, не можем удержаться, чтоб со Иоанном не возопить: Аз требую Тобою креститися, и Ты ли грядеши ко мне? (Матф. гл. 3, ст. 14). Ты безгрешен, и не требуеши омовения; тело Твое составлено из чистейших кровей Девы пренепорочныя; Дух Твой есть един с Духом Божиим: что же тут найдут очистить речныя струи? Аз требую Тобою креститися. Мы имеем в том нужду; мы во грехах зачаты и в беззакониях родилися; мы пием беззаконие яко воду; и тело наше мерзостями греховными осквернено, и душа пороками изгажена. Мы имеем крайнюю нужду во очищении, да и не находим способа, как себя очистить, разве единственным средством Твоея благодати, и чистительною силою Твоея святейшия крови. Аз требую Тобою креститися.
Но великий Святитель не только сими нашими словами, но и самаго Иоанна, не удерживается; грядет на Иордан, приемлет погружение, и во оправдание свое глаголет: остави ныне, остави: тако бо подобает нам исполнити всяку правду (Матф. гл. 3, ст. 15). Что сия есть таковая таинственная правда? Сия правда есть та, что человек стал единственно плоть и кровь; погубил он свое прежнее чистое рождение; все в нем изглажены Божественные черты образа и подобия Божия. Удалил себя от небес, для коих создан, и учинился добычею врага. Благость Божия не может терпеть, чтоб великое создания намерение таким образом превратилося; потребно его преобразить, в первое или и лучшее привести состояние; потребно его таинственно переделать, пересоздать, переродить видимо водою, невидимо силою Духа, и чрез то изхитить добычу у врага, и присвоить его Богу, яко стяжание драгое.
И как человек столько развратился, что в нем мало действует разум, а более чувства: то я богомудренно положил самыя чувства его возбудить, пред самые очи его представить сие действие. Сам погружаюся в водах, сам собою даю пример. Уже ли слепый грешник того не примет, что благоволит принимать безгрешный? Когда его не возбуждает вера, да возбудит его хотя самый чувственный пример. И дабы не почел человек, судя по одной наружности, что сие омовение водою не может учинить никакой измены в душе; се и небеса отверзаются, и глас не Бога Судии, но Бога Отца провозглашается, и принятие в сыновство проповедуется, и Дух Святый сходит на крещаемаго, и духи неприязненные удаляются, и Ангелы Божии служат Ему. Остави ныне: тако бо подобает нам исполнити всяку правду.
Се, Христиане, оная таинственная и премудрости Божия достойная правда, которую Христос крещением исполнил! Сей день велит нам воспоминать то, и в незабвенной памяти содержать. Прославим безконечную благость, подивимся неизреченной премудрости, поклонимся крайнему снизхождению, поспешим к священной купели, погрузимся со Христом, облечемся в Него, Дух Божий восприимем в себя, поревнуем стать сынами Божиими, возлюбленными.
Но как уже мы все сподобились сея великия благодати, крещением возрождены, даром Духа Святаго запечатлены; то сей великий день заставляет нас воспоминать и всегда помнить те обязательства, которыя мы на себя в крещении приняли. Но какия обязательства? Лишнеб было сей делать вопрос. Как истинному Христианину сего не помнить? Но понеже сей день есть день воспоминания; то я и должен о том вам напомянуть. Вы в крещении отрицалися сатаны и всех дел его и всего служения его: а отрекшися, сочеталися Христу.
Сие отрицание, и сие сочетание яснее предлагает Павел в ныне чтенном его благовестии. Явися, говорит, благодать Божия спасительная всем человеком, да отвергшеся нечестия и мирских похотей, целомудренно и праведно и благочестиво поживем в нынешнем веке (Тит. гл. 2, ст. 11, 12). И так, по сим словам, отрещися сатаны и всех дел его, есть отрещися нечестия и мирских похотей: а сочетаться Христу, есть целомудренно и праведно и благочестиво пожить в нынешнем веке. Вот наше обязательство!
Что же есть воспоминать о сем? Есть справляться с совестию своею, что подлинно ли мы самым делом отреклися сего. И ежели совесть наша в том нас оправдит; о коль мы блаженны, коль должны быть радостны, коль должны быть Богу благодарны! Ежели праведно и благочестиво живем; мы стоим на пути правом и шествуем с свободным уготованием, чтоб восхитить царство небесное. Ежели же не таковы, и совесть наша зазирает нас; умилимся, сокрушимся, пролием слезы, признаемся пред Всевидящим, положим твердое обещание исправить свою жизнь, и помолимся Ему, да даст нам силу и крепость обещание свое совершить благоуспешно.
В сем состоит нынешний праздник; к сему он нас призывает; сей есть наилучший плод его. Сие нас поведет к тому, что мы небоязненно будем ожидать конца своей жизни; поелику будем в радости ожидать блаженнаго упования и явления славы Господа нашего Иисуса Христа. Аминь.
Говорено в Москве, в Успенском Соборе 1802 года, Генваря 6 дня.
Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2025 Свято-Троицкая Сергиева Лавра