Не льзя нам днесь не отверзсти уст своих на радостныя пения, когда самые Ангелы великим воплощения Сына Божия произшествием возбужденные сладчайший пения лик составили. Их поющих сей был глас: Слава в вышних Богу! Воплощение Божие прямо к ним не относилося. Не ради их явился Бог во плоти. Не от Ангел убо когда приемлет, восклицает Апостол; но от семени Авраамова приемлет (Евр. гл. 2, ст. 16). Тоесть не их естество сей чести удостоилось, чтоб с Божеством быть в соединении; но наше, хотя впротчем грехом зараженное. Не они сей чести удостоились, чтоб получить наименование братий Сыну Божию; но мы недостойные. Не для их каковалибо возвышения сие великое на земли открылось таинство; но для нашего спасения, для нашего преимущества, чтоб в томже месте нам слугам быть, где есть Господь наш.
Что же Ангели при сем радостном случае не могли удержаться, чтоб с веселием не воспеть:Слава в вышних Богу! Тому притчиною было их о нашем счастии сорадование. Суть они благие и человеколюбивые духи: содействуют и сорадуются блаженству нашему. А притом своим высоким умом усмотрев, таковое премудрости и благости Божия действие, каковому примера они еще никогда не видали, пришли в некоторое изумление, и в сем восторге подвигли своим пением вселенную, поюще и вопиюще: Слава в вышних Богу! Так мы ли умолчим? Мы, для коих единственно все сие великое действие открыть и совершить благоволил Бог: мы ли и устами и сердцем, и во храмах, и в домах, и в соборах и на едине, не воспоем: Слава в вышних Богу!
Но при сем тотчас должно нам притти на мысль оное Апостольское слово: воспою языком; воспою же и умом (1 Кор. гл. 14, ст. 15). Надлежит прежде совершенно узнать силу помянутой Ангельской песни. Ибо она некотораго немалаго к выразумению требует объяснения. К чему Ангелы воспевают Богу славу: к чему и мы часто говорим, слава Богу, слава Богу; в славу Божию: и сие и в церковных пениях, и во всегдашних разговорах повторяем.
Слава есть похвальный других о наших делах отзыв. Чем большее число людей о наших делах таковый отзыв делают, и чем большее время таковый отзыв продолжается, тем большая есть слава. Например Александр Македонский почитается весьма славным; потому что многие народы, не только в то время, но и доселе похвальный о делах его отзыв производят.
Известно, что люди, особливо просвещенные и знаменитые ничего с толикою жадностию не желают и не ищут, как славы. Нет ничего труднаго, и нет ничего столь отважнаго, чтоб они для сего не предпринимали; даже и самою своею жизнию охотно жертвуют, когда только созерцают лестный блеск славы.
Трудноб было опровергать таковое почти общее всех, особливо просвещенных людей мнение и желание, естьлиб в том нам не споспешествовала вечная и Божественная истинна. Она прямо осуждает славолюбие: и представляет для сего сильнейшие и справедливейшие резоны. Ибо говорит, что естьли чтонибудь доброе делать не для того, что оно добро, но для чаемой за то славы, то весьма опасно, чтоб ты не оставил и не презрел добродетели; когда не увидишь, чтоб за добрыми делами твоими какая честь или слава от людей следовала. Понеже весьма не редко случается, что развратнейшие люди и в почтении и в славе: да еще (что всего досаднее и несноснее) таковая о них слава иногда и по смерти продолжается. Как служит тому примером помянутый Александр, и ныне называемый великим, бывший опустошителем и разорителем многих народов и земель. А напротив добродетельные люди не только бывают в молчании и забвении погребены, но еще безчестием и гонением, яко изверги обременяются.
Храни теперь добродетель для славы: вот ее восхищают другие! почему надлежит презреть таковую славу, чтоб тебе добродетель и на гноище столь же прекрасною казалась, как бы она сидела и на престоле.
Вот истинное Христианское учение, столь крепко добродетель в сердцах наших насаждающее; чтоб никаковыя затруднения нас в подвиге ея не ослабляли. Велено искать нам славы, но не от человек; а от Бога (Иоан. гл. 5, ст. 44). Ибо Его свидетельство есть свято и достоверно; цена каждому делу им определяемая есть справедлива. Судит Он и правоты наши, проницает сокровенности сердечные, ведает намерения, каким образом, с каким усилием и до каковаго совершенства мы свое дело произвели.
Теперь обратимся к своему предложению, в какой силе мы Самому Богу восписываем славу. Пусть люди желают славы. Они несовершенны. Им свойственно свои усилия, как возможно, далее производить, и тем отличить себя от других подобных себе людей. Не льзя, чтоб сие не было для них лестно. Но Бог есть бездна совершенств неизмеримая и безконечная. Ничто от нее отнято, ничто к ней прибавлено быть не может. Похвальное о таковых совершенствах от всех тварей проповедание, ни малейшим чем их не может умножить; а потому и не признается оно чегонибудь стоящим, или нужным. Что же есть человек, сие малейшее на земле пресмыкающееся несекомое, чтоб он восхвалить мог таковаго и толикаго Господа! что его все хваления, воспевания, всегдашния и неумолкныя восклицания, что подействуют к славе Божией? Бог, когда еще мир весь и все твари в бездне ничтожества были сокровенны, Бог разве тогда меньше славен был? Бог Сам Себе есть слава: восхваляет Его безмерное могущество Его: безконечная благость Его: непостижимая премудрость Его. Бог Сам Себе есть слава: а бедный смертный должен пред Ним повергнуть себя с положением перста на уста и с трепетом.
Так почемуж мы Богу воспеваем славу и в том нам предшествуют Ангелы? Слава Божия не есть свойственно слава Его, но есть слава наша. Когда мы Его прославляем, нет в том для Него ни пользы ни нужды; а есть вся из того и польза и нужда для нас. Мы Его прославляя умножаем свои совершенства, и тем приобретаем себе истинную славу. Прославляешь ты Христианин! Божие всемогущество. Ни чем оно чрез то не умножается. Но ты воображая оное и устами возвещая, заключаешь в сердце своем, что бояться надлежит, дабы таковаго всемогущаго не оскорбить преступлением. Прославляешь ты Божию благость и человеколюбие. Ни чем оно чрез то не умножается. Но чрез сие ты сам себе полагаешь правило, чтоб любить всею душею столь благаго и человеколюбиваго, и желать всегда быть с Ним в соединении. Прославляешь ты Божию премудрость. Ни чем она чрез то не умножается. Но ты удивляяся ей, просвещаешь свой разум, чтоб со благоговением почитать ея уставы, и стыдиться своих мудрований пред священным лицем ея.
В сей день воспели Ангелы, и ты с ними вкупе, воплотившемуся Богу славу. Какая для Него слава, когда Он оставил величество престола горьняго, сшел на сию земную юдоль, облекся греховным плоти нашея рубищем, положен в яслех скотских, а напоследок поносною на поносном древе умер смертию: какая в сем для Него слава? Но величайшая в том есть слава для нас, когда толикое снисхождение явил Бог во спасение наше.
Но сия слава тогда нас прославит, когда мы воображая и воспевая столь безмерную благость, возмем сие для себя правилом, чтоб любить толико нас возлюбившаго, и сохранить ту святыню, которую Он нам толиким снисхождением Своим приобрел. Будет подлинно в том некоторым образом заключаться и слава Самого Бога; когда дело рук Его точно так свои действия производит, как устроила премудрость Его. Подобно как художнику есть слава, когда выработанная им машина в точности и безошибочно действует. Но в сем случае слава Богу, не есть умножение Его совершенств, но единственное, коли можно так сказать, увеселение, что дело Его идет по порядку Им устроенному. Ибо радуется Господь о делех Своих (Псал. 103, ст. 31): так как напротив, человечески говоря, печалится и раскаевается, когда видит, что дело рук Его течет развратно.
Сию славу, любезные братия! принесем мы Господу своему; Он возлежа днесь в яслех, почтет Себя седящим на престоле славы, когда мы по намерению Его, храним святость и правду. Унизим мы и презрим славу Его, естьли пришествие Его в мир, будет в нас безплодно. Добродетель души нашея есть то, что Его услаждает и увеселяет. Ею исполним сердце: ею разширим уста, дабы нам богоугодно со Ангелами воспевать: слава в вышних Богу. Аминь.
Говорено в Чудове монастыре, 1783 году.
Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2024 Свято-Троицкая Сергиева Лавра