ГЛАВА VIII. Степень монастыря и преимущества его Настоятелей

ГЛАВА VIII.

СТЕПЕНЬ МОНАСТЫРЯ И ПРЕИМУЩЕСТВА ЕГО НАСТОЯТЕЛЕЙ.

Граматою, данною первому Архимандриту Троицкаго монастыря, Елевферию, в 1561 г., монастырь сей поставлен выше всех прочих монастырей Московской Митрополии. В 1702 г. он поставлен вторым по Киевопечерском. В 1744 г. утверждено за ним древнее наименование Лаврою.

Преимущества Архимандритов в священнослужении настольными граматами определяются следующия: граматою, данною Архимандриту Елевферию, предоставляется им употреблять в священнодействии митру, палицу и рипиды; облачаться пред Литургиею на средине церкви; по входе в св. алтарь с Евангелием во время пения: Святый Боже, осенять предстоящих благословением, принимать Св.  Дары в Царских вратах; приобщать Св. Таин старейшаго священника, и разоблачаться также среди церкви. Патриарх Иоасаф II-й благословил Архимандритов Лавры иметь мантию со скрижалями и патерицу, или жезл деревянный с позлащенными шипками. Патриарх Иоаким дозволил им осенять дикирием и трикирием. В 1701 году местоблюстителем Патриаршаго престола, Митрополитом Рязанским Стефаном, усвоены Архимандритам Троицким нашвения на мантии изображений Св.  Сергия и Никона, крест среброкованный на рясе и на фелони, и среброкованная патерица. Архимандриту Варлааму Святейший Синод, по воле Императрицы Анны Иоанновны, даровал дозволение посвящать свещеносцев в стихарь; а указом Святейшаго Синода 1731 г., по именному повелению, велено ему отправлять священнодействие во всем подобно Киевопечерскому Архимандриту.

Настольная грамата первому Архимандриту Лавры Елевферию 1561 г., как памятник древности, заслуживает быть приведенною в полном описании обители вполне:

ГРАМАТА.

Данная Троицкаго Сергиева монастыря первому Архимандриту Елевферию.

«По милости Пресвятыя, Живоначальныя, Единосущныя, Неразделимыя Троицы, Отца и Сына, и Святаго Духа, и молитвами Преподобнаго и Богоноснаго Отца нашего великаго Чудотворца Игумена Сергия и ученика его молитвами Святаго Преподобнаго Отца нашего Никона Чудотворца, и по совету Боговенчаннаго Царя Государя Великаго Князя Ивана Василиевича всея Руси Самодержца. Божиею милостию, се аз смиренный Макарие Митрополит всея Руси, по благодати Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, данной нам от Пресвятаго и Животворящаго Духа, и соборне о Святем Дусе с сыновы и сослужебники нашего смирения, с Никандром Архиепископом Ростовским и Ярославским, со Афанасием Епископом Суждальским и Торуским, с Гурием Епископом Рязанским и Муромским, со Акакием Епископом Тферским и Кашинским, с Варлаамом Епископом Коломенским и Коширским, с Матфеем Епископом Сарским и Подонским, и с честными Архимандриты и Игумены, и со всем священным собором, благословили-есьмя и поставили в Архимандриты Троицкаго Сергиева Монастыря Игумена Елевферия в тот же Троицкой монастырь и священную ему палицу приложили. И повелехом ему о Святем Дусе соборне в святей шапки с Дейсусом и с Херувимы и с двема рипидами вся священноиноческая и архимандрическая действовати. По входе в святую церковь, и по поклонех, знаменуется и целует Царския двери, и святыя иконы по обе страны Царских дверей. И потом посреди церкви на ковре облачится в весь священный архимандрический сан, и священную палицу приложив и святую шапку целовав, и на главу возложив, отходит во всем сану в святый олтарь Царскими дверми. И вшед в святый олтарь во всем сану, три поклоны творит, и целует святый престол и святое Евангелие, и отходит в жертвенник. И повелевает священнику и диакону святая украшати, и целует святый потир и святый дискос. И благословляет священников и диаконов, которым с ним Божественную литургию служити. И повелевает и благословляет проскомидию творити и святый Агнец вынимати и сам во всем сану проскомидию действует о всем по уставу, и Божественную литургию служит Василия Великаго, или Иоанна Златоустаго или преждеосвященную. И покрыв Святая, повелевает священнику отпуст творити в Царских дверех, и прощение совершив, благословив диакона, начинает Божественную литургию, и егда приспеет выход с Евангелием итти, и тогда Архимандрит повелевает диаконам с Евангелием итти. И сам Архимандрит в шапке за святым Евангелием в сем сану на выход исходит, и по нем все служащие священницы последствуют. И пришед ко Царским дверем Архимандрит, и снимает со главы своея шапку, и отдает служащему диакону. Диакон же, приим шапку, входит в святый олтарь, и потом диакон с Евангелием обратився к Архимандриту, и речет тихо: Благослови Владыко святый вход. Архимандрит же прекрестився целует святое Евангелие, и благословив диакона в главу рукою крестообразно. И речет тихо: Благословен вход святых Твоих, Господи, всегда и ныне и присно и во веки веков, аминь. И потом диакон обратився к Царским дверям прекрестив святым Евангелием, возгласив велегласно: Премудрость прости, входит во святый олтарь и полагает святое Евангелие на святый престол. И потом Архимандрит прекрестився целует святыя Царския двери. И вшед в олтарь приемлет от диакона шапку, и возлагает на главу свою. И по входе всех служащих в олтарь, и по тропарех Архимандрит, став в Царских дверех, речет: Яко свят еси Боже наш, и Тебе славу возсылаем, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно. Диакон же возгласит велегласно, и во веки веков, и тогда Архимандрит благословляет рукою крестообразно по среди церкви и по крылосам. Крылошане же поют: Святый Боже, – по крылосам. А священницы во олтаре поют: Святый Боже. Архимандрит же в Трисвятом рукою благословляет без осенения свещь по крылосам, и во олтаре и по Трисвятом целует святый престол и отходит на горнее место. И тамо на Трисвятом рукою же благословляет без осенения свещь; и по прокимне на горнем месте сядет в шапке, и егда учнут Апостола чести, и тогда Архимандрит благословляет рукою и повелевает на обе страны священником сести. И по чтении Апостола, и по совершении святыя Аллилуия, тогда диакон возглашает пред Евангелием: Благослови Владыко благовестити Святаго славнаго и всехвальнаго благовестника, Апостола и Евангелиста, имя рек, Архимандрит же, стоя в шапке на горнем месте, против возглашает: Бог за молитв Святаго славнаго и всехвальнаго благовестника Апостола и Евангелиста, имя рек, даст ти глагол, во еже благовестити силу многу. И тогда исходит диакон Царскими дверьми и чтет святое Евангелие. Архимандрит же, снем со главы шапку, отдает диакону, и стоит без шапки. По чтении же святаго Евангелия, приемлет Архимандрит у диакона шапку и возлагает на главу свою, и сходит с горняго места; и станет пред святым престолом. И служащие священницы и диаконы по своим местам около престола станут. И тогда к Архимандриту диакон святое Евангелие приносит: Архимандрит же прекрестився, целует святое Евангелие, и благословив диакона рукою, и повелевает иному диакону и к прочим служащим священником понести святое Евангелие целовати; и потом совершает Божественную литургию в шапке. И егда приспеет Херувимская песнь, и тогда Архимандрит шапку с себя снимает, и оттоле служит откровенною главою: и несет шапку его диакон на великой выход пред кандилом за рипидами, и егда принесет диакон шапку его к Царским дверям и несет ее в олтарь и стоит с нею. Архимандрит же став в Царских дверях откровенною главою, и приемлет от диакона кандило, и покадив Святая и приемлет у диакона с главы дискос, да поставляет на Божественный престол. И потом Архимандрит, покадив святый потир, приемлет у священника, да поставляет на Божественный же престол; и паки прием кандило Архимандрит, кадит всех служащих священников, входящих во святый олтарь. И егда принесут священницы святый воздух, отдает кандило, и приемлют священники святый воздух на главах, и покрывают Святая на Божественном престоле, и потом Архимандрит и священницы прощение творят. И по Верую во единаго Бога: и по взятии святаго воздуха от Святая, и тогда Архимандрит повелевает двема диаконом с рипидами стояти и брегут Святая, и стоят со страхом и осеняют до причастия.

Архимандрит же Божественную службу всю совершает откровенною главою, и причащается Телу и Крови Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. По причастии же Тела и Крови Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа раздает Христово Тело служащим иереем и диаконом. И потом причащает Архимандрит сам перваго старейшаго священника, и повелевает ему к горнему месту отступити, и тамо всех служащих священников и диаконов повелевает ему причащати: по причастии же и по вкушении святыя доры большия и меньшия, и по вкушении святыя просфоры, и по умовении уст, и по умовении рук, приемлет Архимандрит кандило, и покадив Святая, повелевает диакону в Царских дверях страшити, и потом диакон поставляет Святая на престоле. Архимандрит же покадив обоя Святая, и приим дискос возлагает служащему диакону на главу. А потом Архимандрит приим Святая в потире отдает священнику служащему, и относят Святая в жертвенник, и тамо Святая потребляют. Служащий ж диакон пред Царскими дверьми отпускную ектению творит. И тогда Архимандрит священную шапку от диакона приемлет, и поцеловав, на главу свою возлагает, и покрыв святый престол, глаголет священником: с миром изыдем, и исходит Царскими дверьми в церковь и святую дору братии раздавает. И потом входит в олтарь, и став в Царских дверях и диакон речет: Премудрость; Архимандрит же возгласит: Благословение Господне на всех нас, всегда и ныне и присно и во веки веков, аминь. И потом совершенный отпуст творит, и по отпусте екклисиарх и крылошане многолетствуют Царя и Святителя и отца своего Архимандрита, еже о Христе с братиею. И потом Архимандрит от священнаго сана совлачится посреди церкви на ковре. Сей же устав и святую палицу и священную шапку с двема рипидами, по совету Боговенчаннаго Царя о Святом Дусе повелехом и вдахом со всем священным собором Троицкому Архимандриту Елевферию, или по нем у Живоначальныя Троицы и у великих Чудотворцев Сергия и Никона во обители и иные Архимандриты будут, по тому же уставу в том священном сану служат и вся священная архимандрическая действуют о всем по Божественному уставу, и по священным правилом святых Апостол и святых Отец. Также о Святом Дусе по совету Боговенчаннаго Царя, и повелехом и благословихом соборне Троицкаго Архимандрита Елевферия, или кто по нем иные Архимандриты у Живоначальныя Троицы, и у великих Чудотворцов во обители будут, по владычным же праздником и Богородичным праздником, и в воскресные дни и в прочие дни на память святых на всенощных, на молебнех, и на Богоявление, и на происхождение честнаго Креста и в прочие праздники, егда произволит воду святити и молебны пети, и около монастыря со Кресты ходити и лето провожати, и на умовение ног в великий Четверток, и вся священноиночекая и архимандрическая действует в шапке с палицею и с двема рипидами и во всем священноиноческом и архимандрическом сану невозбранно Троицкой Архимандрит Елевферий, или кто по нем у Живоначальныя Троицы во обители, и у святых великих Чудотворцов Сергия и Никона, и иные Архимандриты будут, и сия вся власть дана им от Пресвятаго Животворящаго Духа, по тому ж действовати нашим смирением, и всем освященным собором. Также и Святом Дусе, и по совету Боговенчаннаго Царя, со всем священным собором, почтохом Троицкаго Архимандрита Елевферия, и повелехом ему о Святом Дусе в Божественных службах и по всем собором, с Митрополитом и со Архиепископы и Епископы, выше всех Архимандритов ходити всея Руския Митрополии и почтохом его честию и седанием подо всеми Владыками. Прочие же Архимандриты и Игумены имеют его в первых честнейшаго и старейшаго Архимандрита в службах и седаниях и о Христе брата, и честь ему воздают, яко старейшему и честнейшему господину о Христе брату. Также и Троицкой Архимандрит Елевферий ко всем честным Архимандритом, к своей о Христе братии, и честным Игуменом свою о Христе любовь имеет, и почитает их о Святом Дусе, коегождо противу их сану. Сию же почесть и седание о Святом Дусе по совету Боговенчаннаго Царя вдахом священным собором и пред Троицким Архимандритом имети и творити им о всем потому, как в сем о Святом Дусе соборном уложении писано и предано, ни прибавити, ни убавити, ниже что пременити или приложити, и хранити сия вся неподвижно в славу Божию, за молитв святых великих Чудотворцев Сергия и Никона.

А что Троицкие монастыри и великаго Чудотворца Сергия монастырь на Подоле, а в нем церковь Введение Пресвятыя Богородицы, да теплая церковь Пятница святая, а в нем игумен с братиею. Монастырь на Кержаче, церковь Благовещение Пресвятой Богородицы, да теплая церковь Сергий Чудотворец, игумен с братиею. Монастырь на Москве, церковь Богоявления Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, да Чудотворец Сергий с трапезою, обе каменны, игумен с братиею.

Монастырь в Свияжском городе, церковь Чудотворец Сергий, да теплая церковь Троица Живоначальная, игумен с братиею.

Монастырь в Казани, церковь Чудотворец Сергий, игумен с братиею.

Монастырь в Бежецком Версе на Мологе в Присеках, церковь Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, да теплая церковь Сергий Чудотворец, игумен с братиею.

Монастырь в Володимирском уезде на Клязьме, церковь Успение Пречистой Богородицы, игумен с братиею.

Монастырь на Волзе в Углецком и Кашинском уезде, церковь Рождество Христово, игумен с братиею.

Монастырь Николай Чудотворец в Дерюзине, в Преславском уезде, игумен с братиею.

Девичий монастырь, церковь Покров Пресвятыя Богородицы на Хотькове, игуменья с сестрами.

Монастырь Пречистая Богородица под Сосною, игуменья с сестрами.

И по тем по всем своим монастырям, игуменов и Игуменей избирает Троицкой Архимандрит Елевферий с братиею. И ведает их и управляет в церковных чинех и в монастырских строениях во всем духовне и телесне, и те игумены с братиями и игумении с сестрами по всем их монастырям, Троицкаго Архимандрита Елевферия чтят, и повинуются ему во всем по Бозе без всякаго прекословия, или по нем и иные Архимандриты у Живоначальныя Троицы и у великих Чудотворцев Сергия и Никона во обители будут, и они потому же их ведают и управляют в церковных чинех и в монастырских строениях душевне и телесне. И вы б священноиноцы, и диаконы, и келарь, и казначей, и вся, яже о Христе, братия Троицкаго монастыря и все игумены, и священноиноцы, и иноцы, и священницы, и диаконы и все причти церковные тех Троицких монастырей, и слуги Троицкие, и слуги тех Троицких монастырей, и все приходящии правовернии людие к той Пресвятей обители Пречистыя Живоначальныя Троицы и к великому Чудотворцу Сергию и к тем их ко всем честным монастырем Архимандрита Елевферия чтили и слушали, и повинуйтеся ему добре о Господе, и имейте его честна со всяцем духовным опасением и порадованием, яко присному своему господину и отцу, пастырю и учителю; понеже обретохом его по Царскому совету соборне свидетельствуема во всем благоговении и чистоте, Боголюбива и боящася Бога и зело сокрушена сердцем, приводяща себе во все благо и спасительно дело. И должен убо есть сицевый Архимандрит вся церковная управления управляти и монастырская строити о всем по преданию Святых Апостол и Святых Отец, и по нашему Святительскому соборному благословению и наказанию. Такоже и к вам имети ему своя о Христе духовная любовь и попечение во всем. И сего убо ради дана бысть ему грамата сия, на утверждение его в славном и в преименитом граде Москве. А к сей грамате Боговенчанный Царь велел печать свою привесити. А Митрополит велел свою печать приложити, да и руку свою к ней Митрополит приложил. Лета 7069, месяца генваря в 6 день, индикта в 4. «Смиренный Макарие Божиею милостию Митрополит всея Русии».

При той грамате приложены две печати, одна Царская на красном шелку и на красном воске, на ней с одной стороны изображение св. Георгия, с другой, герб Российский, двуглавый орел; вокруг на обеих сторонах надпись: Иван Божиею милостию Царь и Господарь всея Руси и Великий Князь Володимирский, Московский, Новградский и иных. Другая Митрополичья на черном шелку и черноватом воске: на ней с одной стороны изображение Похвалы Богородицы, с другой надпись: Божиею милостию смиренный Макарий Митрополит всей Руси.



Оглавление

Частые вопросы

Интересные факты

Для святой воды и масел

Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.