ГЛАВА X. Монастыри, от Лавры происшедшие

ГЛАВА X.

МОНАСТЫРИ ОТ ЛАВРЫ ПРОИСШЕДШИЕ.

Кроме Троицкаго монастыря, благословением и трудами Преподобнаго Сергия были основаны в Великом Княжении Московском и в удельных княжениях многие другие монастыри, которым он дал первых настоятелей из своих учеников; а потом многия обители подчинились руководству и управлению монастыря, которым он управлял до кончины своей.

Трудами Преподобнаго Сергия основан монастырь Благовещенский на реке Киржаче, по случаю временнаго удаления его из Троицкой обители; а по возвращении его паки в Лавру, вверен управлению ученика его Романа. По требованию Святаго Алексия, Митрополита Московскаго, отпущен для устроения монастыря в честь Нерукотвореннаго образа Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, другой ученик и соотечественник Преподобнаго Андроник. По устроении потребных зданий, Преподобный Сергий и сам приходил «на место в Андрониев монастырь», и призвал на него благословение Божие. Около того же времени, по случаю пребывания в своем отечественном городе Ростове, при Князе Константинне (†1365) и Епископе Ростовском Игнатие (1356–1394), он благословил двух иноков, Феодора и Павла, устроить обитель на избранном вместе с ними месте, на реке Устье, в честь святых мучеников Бориса и Глеба1. На пути из Нижняго-Новгорода, куда отправлялся Пр. Сергий в 1365 г., по препоручению В. Князя, он положил основание Георгиевской пустыни в Гороховецком уезде на р. Клязьме2. Образовавшийся с юнаго возраста под руководством Преподобнаго Сергия, и от рук его приявший Ангельский образ, племянник его Феодор, по благословению его, положил начало монастырю Рождества Пресвятыя Богородицы на Симонове, где и был первым Игуменом, а потом Архимандритом. По просьбе Серпуховскаго Князя Владимира Андреевича, в области котораго находилась тогда и Троицкая обитель, Препод.  Сергий ходил в Серпухов, устроил там монастырь в честь «Зачатия Пресв. Богородицы» и дал ему перваго Игумена из учеников своих Афанасия. Здесь сохранились крашенинныя ризы Пр. Сергия3. В благодарность Богу за победу над Мамаем, В. К. Димитрий Иоаннович положил устроить обитель во имя Божией Матери, и просил содействия Препод. Сергия: Преподобный нашел для сего место на реке Дубенке, устроил храм в честь Успения Божией Матери, и вручил игуменство в нем ученику своему Леонтию4. По желанию сего же благочестиваго Князя, Пр. Сергий основал близ Коломны храм и монастырь в честь Богоявления Господня на урочище Голутвине, и оставил там Игуменом ученика своего Григория. Здесь сохранился посох Препод.  Сергия5.

По кончине его в различных местах России основали новыя обители ученики его: Павел и Сильвестр Обнорские6, Савва Звенигородский7, Феодосий и Афанасий Череповские8.

Из всех монастырей, основанных Преп. Сергием, остались в управлении Троицкой обители только: 1) Благовещенский Киржачский и 2) Георгиевская пустынь. Киржачский монастырь, после Пр. Романа, получал себе из братии Троицкаго монастыря настоятелей, которые назывались то Строителями, то Игумнами9; Георгиевская пустынь служила для уединявшихся на безмолвие, и состояла в зависимости от Троицкаго Сергиева монастыря до начала XVI ст. Тогда она раззорена Казанскими татарами, и запустела10. Но впоследствии присоединились к Троицкому Сергиеву монастырю многия другия обители, частию вновь образованныя трудами и ревностию Настоятелей сего монастыря, частию преданные ему по воле державных правителей России и других лиц. Еще В. Князь Димитрий Иоаннович дал Пр. Сергию близ своего дворца место для келлий и церкви, на случай пребывания его в Москве; с течением времени на сем месте устроен 3-й) монастырь Богоявленский, который, состоя под управлением Игуменов или Строителей, служил Настоятелям Троицкаго Сергиева монастыря на случай приезда в Москву, и для ближайших сношений с властями духовными и гражданскими в Москве. Здесь между прочим Аврамий Палицын, после освобождения Москвы от Поляков, собирал голоса на избрание в Царя Михаила Феодоровича для сиротствующей земли Русской11. При Преп. Игумене Никоне Троицкому Сергиеву монастырю передан 4-й) Юрьевский Успенский монастырь, на Войнове горе, пользовавшийся хлебною десятиною с Краснаго села, по грамате Вел. Князя Василья Дмитриевича12. В 1443 г. Князь Можайский Иван Андреевич передал в ведение Игумену Троицкаго монастыря Зиновию 5) монастырь Георгиевский с селениями на р. Шексне13. При том же Игумене, Княгинею Аграфеною, супругою Князя Афанасия Ивановича и их детьми Симеоном и Василием, отдан Троицкому монастырю 6) Никольский монастырь на р. Шексне в смежности с вотчиною Можайскаго Князя Ивана Андреевича14. При Игумене Досифее около 1446 г. считался еще в числе подведомых Троицкому монастырь 7) Рождества Христова, в Угличском уезде, на Прилуке, данный Владимиром Ирецким15. В 1441 г. дано в Троицкий Сергиев монастырь по Князе Юрье Дмитриевиче Красном, в Бежецком верху, важное по своей местности для торговли село Присеки с тремя церквами: впоследствии здесь образовался 8) монастырь Преображенский16. В 1471 г. Дмитровский Князь Георгий Васильевич передал Троицкому Сергиеву монастырю 9) Троицкий монастырь на Березниках со всеми землями, данными ему боярами и детьми боярскими17. В сие же время встречается в жалованных граматах В. Князя Иоанна Васильевича 10) монастырь Николаевский в селе Дерюзине18; под самым Троицким монастырем образовался зависимый от него 11) Введенский монастырь, по местному положению называвшийся Подольным: в 1547 г. соборная церковь Введения Пресв. Богородицы, и другая во имя св. Параскевии, нарицаемыя Пятницы, уже устроены в нем каменныя19. В 1544 г. В. Князь Иоанн Васильевич, во время пребывания своего в Троицком Сергиевом монастыре, передал ему в управление 12) Покровский монастырь на Хотькове, в котором пострижен был еще брат Пр. Сергия Стефан, и где покоились родители их, препод. Кирилл и Мария. В грамате своей по сему случаю В. Князь пишет: «Пожаловал есьми Троицкаго Сергиева монастыря Игумена Никандра с братиею, или кто по нем иный Игумен будет, что мне били челом, что в Радонежском уезде на Хотькове мой девичий монастырек, лежат Чудотворца Сергия родители: и нам бы их пожаловати, дати тот монастырек в дом Живоначальныя Троицы, к Чудотворцу Сергию. И яз Князь Великий Иван Васильевич всея Русии пожаловал Троицкаго Сергиева монастыря Игумена Никандра с братиею, дал им тот девичий монастырек, Живоначальной Троице и Чудотворцу Сергию, и с поповскою пашнею. А которая от нас та руга шла в тот монастырек хлебная, и денежная, и соль, и та им руга имати по тому же с нашего двора по книгам, как имали при отце нашем, при В. Князе Василие Ивановиче, а нынеча при нас»20. Из граматы В. Князя Василия Ивановича о руге в сей монастырь видно, что он имел тогда два отделения; в нем считалось семнадцать старцев и стариц; но впоследствии жили в нем одне старицы; в 1597 г. их было здесь до тридцати пяти, в 1642 г. с Игуменьей сорок четыре, хотя монастырь имел одну только церковь, и ту деревянную21. Другой девичий монастырь, зависевший от управления настоятелей Троицкаго Сергиева монастыря, был 13) Успенский под сосною, которому особенно благодетельствовал Царь Борис Феодорович, положив ругу на Игуменью и тридцать стариц, и приписав к монастырю несколько деревень, тогда как в 1594 г. он имел не более восьми келлий22. После покорения царства Казанскаго в Казани и Свияжске основаны монастыри 14) и 15) во имя Пресвятыя Троицы и Преп. Сергия, как усерднаго споспешника в победе над неверными, и приписаны к его Радонежскому монастырю. О начале и подчинении сих монастырей Царь Алексей Михайлович в одной из грамат своих, повторяя слова монастырских властей, писал: «в прошлых годах прадед наш блаженныя памяти Великий Государь, Царь и В. Князь Иван Васильевич, всея России Самодержец, видя Великаго Чудотворца Сергия о получении Казанскаго Государства многая бываемая чудеса и вспоможения, изволил в тех новых городах: в Казани и в Свияжску, состроить в его чудотворцево имя общии монастыри, и пожаловал их в дом Живоначальныя Троицы в вотчину, а для братскаго пропитания и монастырских обиходов, велел к Троицкому монастырю и к тем приписным монастырям в реке Волге, в Узинских и Тетюшских водах, ловить рыбу»23.

Таким образом Настоятели Троицкаго Сергиева монастыря, еще в сане Игуменском были начальниками многих обителей, или, как их называли тогда, пастырями пастырей, учителями учителей. Когда соответственно сему достоинству, Собором Российской Церкви (в 1561 г.) Настоятелям Троицкаго Сергиева монастыря усвоена степень Архимандрита, и при том старейшаго пред всеми; тогда в Соборной грамате, данной первому Архимандриту Троицкому Елевферию, исчислены все вышепоказанные монастыри, ему подведомственные, кроме Никольскаго, Троицкаго на Березниках, Георгиевскаго монастыря, и Георгиевской пустыни, которые не вошли в перепись по упадку; так же как и некоторые из поименованных здесь монастырей уже не существовали в половине следующаго XVII столетия: именно Войновский, Прилуцкий, Присецкий, Дерюзинский и Подсосенский.

В 1570 г. супруга Князя Петра Телятевскаго, в иночестве София, отдала в Троицкий Сергиев монастырь на поминовение отца Феодора Михаиловича Тушина, и брата, родовое село свое Тушино и в нем 16) монастырь Преображенский на Всходне. В данной грамате о сем вкладе говорится так: «Дала есми в Горетове стану монастырь вотчину; а в нем храм вверх, Преображение Господа нашего Иисуса Христа, да придел Благовещение Пречистыя; храм же камен – Андрей Стратилат; да ограды каменныя пятьдесят три сажени, да ворота каменные»24. Сей монастырь, своим началом, по крайней мере современный Пр. Сергию25, недолго находился под управлением его преемников, став жертвою смут отечественных во время самозванцев. В 1571 году Заборовскими передан в управление Троицкаго Сергиева монастыря в Тверском уезде 17) Вознесенский Тутанский. «Дали есьмя, пишут в своей данной брат и супруга Дия Дмитриевича Заборовскаго, – и приказали беречи Господину своему Троицкому Архимандриту Кириллу с братиею, своего строения монастырь Тутанской на р. на Тьме, а в нем храм Рождество Пречистыя; а поставили есьмя монастырь сами и строили»26. После Литовскаго разорения монастырь сей стал приходить в запустение, так что в 1642 г. в нем было не более четырех братий. – В Бежецком уезде, под Городецким посадом на р. Мологе, около 1615 г. устроена пустыня 18) Макариева, с храмом в честь Рождества Пресв. Богородицы; и в сем году, по грамате Царя Михаила Феодоровича отписана к монастырю Троицкому27 19) Пустынь Великомученика Георгия, остававшаяся около 70 лет в запустении, тщанием соборнаго старца Троицкаго Сергиева монастыря Варсонофия Якимова, в послед- них годах XVI ст. возстановлена; и с его кончиною, по его желанию, поступила под управление Троицкаго Сергиева монастыря28. Около сего же времени и многие другие монастыри были передаваемы Настоятелям Троицкаго Сергиева монастыря, для их поправления, не смотря на то, что сам он много потерпел от Поляков и Литовцев. Во время самых смут передан ему в Холмогорском уезде 20) Никольский Чухчеремский монастырь, сохранение котораго тем более было важно, что им особенно поддерживалось Христианство в стране, еще недавно просвещенной верою. Как перешел сей монастырь, видно из грамат Царя Михаила Феодоровича, коими он ограждал права сего монастыря от притеснителей. В одной из сих грамат изображено: «били нам челом Живоначальныя Троицы Сергиева монастыря Архимандрит Дионисий, да Келарь старец Аврамий Палицын с братиею, а сказали: в Холмогорском де уезде монастырь Николы чудотворца Чухчеремской запустел; и того монастыря старцы и служки били челом на Москве боярам нашим и Воеводам в 120 г. (т. е.1/21611/1612), чтоб они тот монастырь велели ведать к Троицкому монастырю, и по их де челобитью дана им грамата; а велено тот Никольский монастырь строить и братью и служек покоити, и достальных того монастыря вотчин крестьян ведати и беречи им Троицкаго монастыря Архимандриту Дионисию, да келарю старцу Аврамию Палицыну»29. Царь Михаил Феодорович, в самом начале своего царствования, Архимандриту Дионисию и Аврамию Палицыну передал монастырь современника и духовнаго друга Преп. Сергия 21) Стефана Махрищскаго30; вместе с Махрищским монастырем, перешел в зависимость от Троицкаго монастыря и 22) Авнежский Троицкий, основанный учениками Преп. Стефана, Григорием и Кассианом, и состоявший под управлением Махрищскаго монастыря. – Тогда же (1615) Благочестивый Государь вверил управлению обители Преп. Сергия 23) Троицкий Алатырский монастырь по прошению братии сего монастыря, котораго бедственное положение требовало деятельной и сильной помощи: «в смутные годы, писали к Царю Архимандрит Дионисий и Келарь Аврамий, – того монастыря двух Игуменов в воду посадили, а третьяго с башни скинули, а чернаго священника зарезали, и монастырь разграбили и жалованныя вотчинныя граматы, и всякия монастырския крепости поимали, и с тех мест в остроге (т. е. в крепости, где находился монастырь), и за острогом монастырскую землю завладели посадские люди, а вотчинами и всякими угодьи завладели татарове, и мордва»31. Призирая отдаленных, тем с большим усердием Настоятели Троицкаго Сергиева монастыря желали помочь близкому к ним монастырю, основанному самим Преп. Сергием, но оскудевшему в числе иноков и в порядке управления, – 24) Стромынский монастырь, по выражению межевых книг, был «особняк, Государево Богомолие»; и о нем писали в прошении к Царю Троицкия власти: «тот монастырь от частых Игуменов раззорился, и до конца запустел; только в нем живут два старца». Преподобный Дионисий, представляя о сем просил Государя о позволении: «послать в тот монастырь старца добраго, чтоб монастырь сей до основания не раззорился, и церковь Божия не была бы без пения». Царь Михаил Феодорович, передав Троицкому Сергиеву монастырю городок Радонеж, запустевший после Литовскаго раззорения, в то же время приказал и монастырь сей «ведати и строити по благословению Преп. Сергия, по прежнему, как в Чудотворцове Сергиеве житии про тот монастырь написано»32. Устроенный таким образом сей монастырь назначен впоследствии, вместе с двумя другими, к содержанию Славяно-Греко-Латинской Академии33. В переписных книгах вотчины Троицкаго мон. 1616 г. упоминается 25) Хотимский монастырь на р. Тезе с двумя храмами Успения Пресв. Богородицы, и Преп. Сергия и с четырьмя келлиями34. В 1616 году Троицкий старец Трифиллий, на уступленной ему в Юрьевском уезде земле, близ владений Троицкаго монастыря, положил начало 26) Богоявленской пустыни, которая от урочища получила наименование Пелеговой, и в 1626 г. передал ее Троицкому Сергиеву монастырю, при пособиях котораго он созидал ее35. В 1631 г. передан Троицкому Сергиеву монастырю 27) в Новосиле Рождественский монастырь, основанный старцем Сергием на занятыя у онаго Троицкаго монастыря деньги. Впрочем сей монастырек был не более, как только подворьем Троицкаго Сергиева монастыря36.

В 1629 г. братия и вкладчики Троицкаго-Сыпанова монастыря, в Нерехтском уезде, просили Царя Михаила Феодоровича и Св.  Патриарха Филарета, о приписании их монастыря к Троицкому Сергиеву монастырю, для защиты от раззорений, какия он терпит от проезжих и от разбойников, находясь на большой дороге от Нижняго Новгорода к Москве, и от Костромы к Ярославлю. Старцы писали, что в июле месяце того года монастырь их был совершенно разграблен воровскими людьми, и Игумен их подвергся жестоким истязаниям37. В 1632 году братия и вкладчики 28) Богословскаго Чердынскаго монастыря также просили Государя и Патриарха, о подчинении Троицкому Сергиеву мон., жалуясь на то, что монастырь их уже долгое время остается без Настоятеля, и терпит насилия от посторонних людей, которые расхищают его вотчины. Царь Михаил Феодорович уважил прошение сих старцев, и приказал властям Троицкаго Сергиева монастыря принять его в свое управление и защиту от всяких обид, имея в виду то, что близ Чердыня в Соликамске, они постоянно содержат старцев для соленых промыслов38. Но прошение братии Сыпанова монастыря, неизвестно почему, осталось без действия. В 1663 г. для защиты от таких же грабительств, по прошению самого строителя, передан Троицкому Сергиеву м. в Старицком уезде 29) Богословский Холохоленский монастырь, близ котораго проходили большия дороги Новгородская, Тверская и Смоленская39. Так переходили один за другим в ведение Троицкаго Сергиева монастыря бедствующие монастыри в различных странах России.

Царь Петр Алексеевич в 1699 г. приписал к Троицкому Сергиеву монастырю еще два монастыря: 30) Троицкий Астраханский и 31) Троицкий Белопесоцкий Каширский, и один в следующем году 32) Николаевский Пешношский. Передавая Астраханский монастырь, со всеми его владениями, Государь повелел Архимандрита его перевесть в другой монастырь, соборную церковь, в которой погребались Преосвященные Астраханские, отдал Астраханскому Митрополиту, для устроения при ней священников и диаконов, с ругою на счет монастырской казны; но вместе властям Троицкаго Сергиева монастыря приказывал: «тот приписной монастырь держать в прилежном осмотрении, чтоб церковников, и прочих монашескаго чина, и всего братства людей перед прежним, умаления и в пище, и в зажилом оскудения им не было»40. Побуждением причислить к Троицкому Сергиеву монастырю Николаевский Пешношский по преданию была жалоба Пешношскаго Игумена на непослушание крестьян властям сего монастыря41. Монастыри Белопесоцкий и Пешношский просили было в 1730 г. о возвращении им самостоятельности; но в сем им отказано42.

Наконец, в 1734 г. Архимандрит Троицкаго Сергиева монастыря Варлаам, как духовник Государыни Императрицы Анны Иоанновны и член Св. Синода, имея пребывание по большей части в С. П.бурге, устроил на пожалованной ему даче Царевны Параскевы Иоанновны, не далеко от столицы, пустыню 33) Троицко-Сергиеву, и приписал ее к Лавре.

Из числа всех сих приписных монастырей, в последнее время состояло за Лаврою четырнадцать, именно: Киржачский, Богоявленский, Георгиевский, Хотьков, Казанский, Свияжский, Махрищский, Авнежский, Алатырский, Стромынский, Астраханский, Белопесоцкий Каширский, Пешношский и Троицкая Сергиева пустыня. С учреждением штатов в 1764 г. при Лавре остался только один приписной монаст. Махрищский. Монастыри Киржачский, Богоявленский, Георгиевский, Авнежский, Стромынский, Астраханский упразднены; Казанский, Пешношский, Белопесоцкий – оставлены на положении заштатных; Хотьков, Алатырский и Троицкая Сергиева пустынь, равно как и Свияжский, преобразованный из мужескаго в женский, остались в штате, не завися более от Лавры.



Оглавление

Частые вопросы

Интересные факты

Для святой воды и масел

Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.