Свято-Троицкая Сергиева Лавра началом своим современна возвышению Московскаго Княжения пред прочими княжениями Русскими. Промысл Божий, утверждая в Москве новый престол Церкви и Государства, в то же время даровал ей опору в новой обители, воздвигнутой в окрестностях ея уединенным подвижником во имя Святыя и Живоначальныя Троицы.
Преподобный Сергий в мире Варфоломей, родился в Ростове около 1319 г. Родители его Кирилл и Мария были из бояр и жили богоугодно; они в свое время были и знатны и богаты: но от различных бедствий лишились почти всего, кроме благочестия. Когда Ростов подпал под власть Великаго Князя Московскаго, они переселились со всем семейством своим в удел Андрея Иоанновича, сына Великаго Князя Иоанна Данииловича, в село Радонеж, где наместником Княжеским обещаны были многия льготы переселяющимся1. Таким образом переселился сюда и юный Варфоломей, котораго еще прежде рождения Бог предназначил в избранный сосуд Себе, и в котором с юности уже оправдывалось избрание Божие и жизнию и знамениями. Рано возжелал он совсем отречься от мира и удалиться в пустыню; но, покоряясь воле своих родителей, не прежде исполнил свое желание, как уже отдав им последний долг. Предоставив наследственное достояние своему младшему брату Петру, он удалился к старшему брату Стефану, который во вдовстве принял на себя иноческий образ в ближнем Покровском Хотькове монастыре, где погребены и родители их. Но юный Варфоломей желал уединения более глубокаго, и убедил своего брата искать другаго поприща для своих подвигов. Они избрали для пребывания своего место в глухом лесу на горе, верстах в десяти от Радонежа и от Хотькова, и устроили здесь келлию и церковь , которая по благословению Митрополита Феогноста освящена во имя Святыя и Живоначальныя Троицы2.
Стефан вскоре оставил пустыню и удалился в Московский Богоявленский монастырь. Варфоломей, по довольном испытании себя в подвигах пустынножительства, призвав некоего игумена Митрофана, принял от него пострижение в Ангельский образ, имея 23 года от рождения, и наречен Сергием.
Около двух или трех лет по пострижении, Сергий провел еще в совершенном уединении, день и ночь пребывая в посте, молитве и борьбе с врагами невидимыми, которые употребляли все усилия, чтобы изгнать его из пустыни. Но сильный Богом подвижник не только препобедил все ковы их и страхования, но и привлек вскоре многих в свою пустыню на стезю своего богоугоднаго жития. Слыша о его подвигах, стали собираться к нему, и с его благословения строить себе келлии, желавшие жить под его руководством. Несколько келлий построил он сам. Так образовался монастырь.
Предполагая изложить дальнейшия обстоятельства жизни Преподобнаго Сергия в истории его Игуменства, здесь присовокупим некоторыя замечания о местности обители и первоначальных гражданских ея отношениях.
Положение монастыря Сергиева на горе, с трех сторон округленной, может объяснять его древнее наименование: «иже в Маковце»3. Глухие леса окружали его со всех сторон. Первыя келлии иноков строились под деревами, и около самой церкви, как пишет преп. Епифаний, долго еще видны были пни и колоды. Долго не было к уединенным подвижникам и пути удобнаго; дорога лежала от обители поприщах в десяти, а к обители вела только узкая тропинка. Но со времени Игуменства Преподобнаго Сергия или при В. Князе Иоанне Иоанновиче (13531359) стали селиться в окрестностях монастыря земледельцы; и, как выражается преподобный Епифаний, «исказиша пустыню и не пощадеша, и составиша селы и дворы многи»4. Затем и путь к обители стал пространнее и близ самаго монастыря проложена большая дорога от Москвы в северные города.
Обитель преподобнаго Сергия, основанная в пределах Радонежа, принадлежала к уделу Серпуховскаго князя Андрея Иоанновича. После смерти сего князя (в 1353 г.) Радонеж достался во владение сыну его Владимиру, храброму сподвижнику В. Князя Димитрия Иоанновича Донскаго5. Но при внуке Владимира, Василии Ярославиче Боровском, вместе с другими городами его удела, перешел к области В. Князя Московскаго6. Таким образом и обитель Преп. Сергия, при Василии Васильевиче Темном, присоединена к Великому Княжеству Московскому, как свидетельствует и св. Иосиф Игумен Волоколамский7. Защищаясь в том, что сам перешел с своим монастырем из области Волоколамскаго Князя в область В. Князя Московскаго Иоанна Васильевича, он пишет: «в наши лета у Князя Василья Ярославича в вотчине был Сергиев монастырь; а у Князя Александра Ярославскаго Каменской монастырь. Да Князь Василий Ярославич и Князь Александр Феодорович мало не побрегли тех монастырей, нетоль честно почали их держати, как прежние их Государи, а того у них и в мысли не бывало, что раззорити монастырь, и они того безчестья не могли стерпети, били челом благоверному Государю В. Князю Василию Васильевичу, и Князь Великий те монастыри взял в свое Государство, да не велел тем Князем в те монастыри вступатись ни во что».
Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2024 Свято-Троицкая Сергиева Лавра