(Говорено сентября 13; напечано в собраниях 1844 и 1848 гг.)
Быша же тогда обновления во Иерусалимех. |
И ныне Православная Церковь празднует обновление храма; и сей храм в особенности, благодаря усердию Христолюбивых душ, торжествует свое обновление. От чего сей праздник, и к чему он служить должен? Ибо всякое учреждение Церковное должно быть утверждено на святом основании; должно иметь целию благо духовное. Праздник без основания и без пользы, был бы не достоин не только мудрости Христианской, но и простаго благоразумия человеческаго.
Обычай торжественно совершать обновление храма, и даже торжественно воспоминать совершение онаго, имеет свое основание в примерах глубокой и священной древности.
Когда явление Господа Иакову во сне
над лествицею, соединяющею землю с небом, подало ему первую, может
быть, на земли
мысль о местном присутствии невместимаго Бога: есть Господь на
месте сем (Быт. XXVIII. 16); и когда Иаков назвал место сие
домом Божиим: тогда он, одинокий странник, с посохом в руке,
и с дорожным запасом хлеба и масла на плечах, конечно не мог воздвигнуть
сей дом Божий в огромном и великолепном виде; однако еще будучи
в духе Богосообщения, побужден был, по крайней мере вместо олтаря,
поставить камень, на котором спал, и возлить на него елей, какой
имел с собою. Что ж это такое, как не опыт безкровнаго олтаря, неожиданный
во времена кровавых жертв, и его обновление, посредством помазания,
действие, которое и ныне видите вы в миpoпoмaзaнии олтаря, при освящении
храма Христианскаго?
После того, как Моисей по повелению Божию, воздвигнул скинию свидения, то есть, подвижный храм в походном стане странствующаго народа Израильскаго, в книге Числ о торжественном обновлении сего храма пишет он следующее: и бысть в день, в oньжe сконча Моисей, яко же поставити Скинию, и помаза ю, и освяти ю, и вся сосуды ея, и олтарь, и вся сосуды его, и помаза я, и освяти я, и приведоша Князи Израильтестии дары своя пред Господа (VII. 13). И здесь видим помазание, но уже помазание не простым елеем, как у Иакова по нужде, а миpoм благоуханным, по особенному повелению Божию устроенным, и назначенным единственно для освящающаго помазания, притом помазание не олтаря только, но и храма, с его принадлежностями. Подобно сему и в освящении Христианскаго храма видите вы не только помазание олтаря, но и помазание храма, крестообразно, по четырем странам света.
Когда вместо скинии создан был неподвижный храм
во Иepyсалиме: для обновления онаго сотвори Соломон праздник в той день,
и весь Израиль с ним, собор велий (3 Цар. VIII. 65). Поелику в сей новый
храм должна была переселиться древняя святыня скинии, Кивот завета Господня,
который особенно представлял присутствие Божие: потому особенное действие в
торжестве обновления было то, что внесоша Иереи кивот завета Господня на
место его, во святая святых, под крила Херувимов (VIII. 6). Сему при обновлении
Христианскаго храма соответствует торжественное внесение в оный священных останков
святых Мучеников или других Святых ленных,
Можно сказать, что обновление скинии Моисеевой и храма Соломонова, не только служители святыни и народ, но и Сам Бог торжествовал, исполнив святилище славою Своею в подобии облака, и ниспослав небесный огнь на жертвы. Не позавидуем ли мы сей чудесной торжественности? Да не будет. Тогда были времена видимых образов и знамений. Нам сказано: блажени не видевшии, и веровавше (Иoaн. XX. 29). И теперь светлый облак благодати Божией осеняет не очи, но сердца верующих; и теперь огнь любви Божественной воспаляет, не агнцев, но сердца кротких; и ведают опытно достойные, хотя не видят недостойные.
И чудесно обновленный храм Иерусалимский разрушен, не столько враждебною силою Вавилонян, сколько гибельным преобладанием грехов народа Иудейскаго. Но после возвращения его из пленения Вавилонскаго, паки новый храм, и паки сотвориша сынове Израилевы, священницы и Левити, и прочии сынов преселения обновление дому Божия в радости (1 Езд. VI. 16).
Потом, когда и в сем храме, хотя не разрушенном, но обнаженном от святыни Сирийцами, надлежало, и оказалось возможным, вновь устроить святые сосуды и жертвенник, опять вси людие сотвориша обновление олтаря дний осмь, и принесоша всесожжения с веселием (1 Мак. IV. 56). Чем безнадежнее было пред сим состояние Иудеев; тем сие событие было радостнее, и достойнее всегдашней пред Богом благодарности: а потому и устави Иуда и братия его, и весь собор Израилев да празднуются дние обновления олтаря во времена своя на всяко лето (59).
И вот праздник обновления, о котором упоминает Святый Евангелист Иоанн: быша же тогда обновления во Иерусалимех, и зима бе; и хождаше Иисус в Церкви, в притворе Соломони. Из сего повествования видно, что Сам Иисус Христос уважил праздник обновления, и посетил храм ради праздника, хотя время не благоприятствовало празднику: зима бе, и, что гораздо хуже воздушной непогоды, зима бе неверия, как дополняет Святаго Иоанна Богослова Святый Григорий Богослов.
После того, как ветхозаконный праздник
обновления во Иepyсалиме украшен и возвышен, поелику на нем,
скажу опять словами
Григория Богослова Иисус присутствоваше, Бог cый
и храм. Бог вечный, храм новый, единодневно разрушаемый, и тридневно
возставляемый, и пребывающий во веки; после сего
неудивительно, и понятно то, что и в Христианском мире явилась подобная
мысль, обновление храма Воскресения Христова в Иерусалиме сделать
общим, ежегодным праздником вселенской Церкви. Надобно при сем вспомнить,
что языческая злоба, стараясь истребить Христианство, и самые следы
его на земле, святыя места распятия, погребения и воскресения Господня,
не только сделала недоступными благоговению Христиан, засыпав землею
и камнями, но и поругала поставлением на них идолов. Какая же была,
по долгой скорби, радость Христиан, когда святая Елена идолов сих
низвергла, святыя места открыла, истинный Крест Господень обрела,
Голгофу и пещеру гроба Господня объяла одним обширным храмом! Матерь
Церквей передала сию радость Церквам всех мест и времен, и все оне
приняли ее, в празднике обновления сего храма. Иногда подражали
сему и другие храмы, ежегодно празднуя день обновления своего: но
ныне воспоминательный праздник обновления храма обыкновенно скрывается
в праздновании дня имени храма, более известнаго, и потому более
способнаго к общественному торжеству.
Таково, братия, происхождение и последовательное образование Церковнаго обычая и чина священных обновлений. Предложенныя вам воспоминания и соображения должны поставить вас в благоговейное внимание к настоящему празднику.
Но то, к чему благоговеем, если подлинно достойно благоговения, должно быть для нас и благотворно. Какое же благо должен принести нам праздник обновления?
Священнодействие обновления приносит храму благодать освящения, по которой он из простой храмины становится домом и жилищем Божиим, хранилищем всякаго благословения и освящения для верующих и для приступающих к вере. Для сего собственно назначен чин освящения храма: но это не все.
Празднственное воспоминание обновления храма исповедует благодеяние освящения, и славу Бога Освятителя. Достойно и праведно! Только и это еще не все.
Что ж еще? И сами, яко
камение живо, зиждитеся в храм духовен (1 Петр. II. 5),
взывает ко всем Христианам, следственно и к нам, Апостол. А другой
Апостол и видит уже
в Христианах то, чего сей требует не весте ли, яко храм Божий
есте, и Дух Божий живет в вас (1 Кор. III. 16)?
Должно и нам, Христиане, достигать сего, если еще не достигли. О
сем своею торжественностию напоминает нам, к сему призывает нас
праздник обновления храма.
Но пусть вам и мне говорит о сем древняя Церковная книга: обновляемся же и мы, суще Церкви Бога живаго, ветхаго отлагающе человека, в новаго же облекающеся, уклонимся от обетшавших в нас зол наших, и сотворим благая дела, в новости жизни ходити наченше: да якоже человецы рукотвореннаго, сице Ангели нерукотвореннаго душевнаго нашего храма празднуют обновление: радость бо бывает на небеси Ангелом о грешнице, покаянием обновляющемся (Пролог. Сент. 13).
Легко ли, скажут иные, отложить целаго
человека ветхаго! Легко ли сделаться совсем новым человеком?
Положим, что не легко; но если сие достигнуто многими, то и нам
возможно. Не легко; но нужно для нашего спасения: разве лучше погибнуть,
когда это не так трудно? Не легко дело обновления: но и дела ветхаго
человека разве не имеют своих трудностей? Не легко, для лениваго,
для опирающагося на собственныя силы: но не слишком трудно для ревностнаго,
и очень не трудно для верующаго в помощь Божию, всегда готовую.
Не должно преувеличением трудностей питать леность и малодушие.
Малыя плинфы кладут одну по другой, и созидают огромный храм: подобно
сему назидай твою душу, как можно, непрерывно, посильными благими
помышлениями, благими желаниями, благими делами, и весь созиждешься
в храм духовен. Старайся каждый день отложить что нибудь ветхое,
и восприять новое: и наконец явишься всецело и вечно новым. Если
вчера ты заботился только о плоти, которая ежедневно ветшает, и
решительно изветшает во гробе: позаботься ныне о духе, который страждет
от ветхости твоей, и вечно может страдать от нея, если не потрудишься
над твоим обновлением. Если вчера ты наслаждался вкусом избранных
яств: испытай ныне вкус простой снеди, приправленной продолжительным
воздержанием. Если вчера хвалил ветхое вино: предпочти сего дня
новую воду. Если вчера блистал украшениями: узнай сегодня, что несравненно
покойнее простая, неизысканная одежда. Если вчера думал о корысти:
ныне подумай о милостыне. Если вчера был любителем лищ:
Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2025 Свято-Троицкая Сергиева Лавра