(Говорена в Успенском Соборе, мая 26-го1).
Общее торжество церкви во славу Святаго Духа, се, соделалось для тебя в особенности торжеством Святаго Духа.
Не слыхали мы ныне с небесе шума, яко носиму дыханию бурну, исполняющаго храм; не видали языка, яко огненнаго, для тебя отделившагося, и седшаго на тебе; потому ли, что чувства наши не довольно очищены для созерцания высоких откровений Духа, или потому, что Дух, в продолжении освятительнаго Своего действования, не имеет причины производить столь сильныя потрясения, и являть столь поражающия знамения, каковыя употребил в начале, чтобы, так сказать, проторгнуться в отлученное грехом, и заключенное от Бога, естество человеческое. Как бы то ни было: тем не менее мы знаем, что над тобою ныне, хотя не открыто, однако действительно, совершилось нечто подобное тому, что над Апостолами, егда скончавахуся дние пятдесятницы (Деян. II. 1). Ибо и при них, что в начале совершилось чудесным знамением бурнаго дыхания и огненных языков, то в последствии совершалось простым, но тем не менее таинственно действительным возложением рук. Тогда, сказует книга их деяний, о уверовавших и крещенных в Самарии, возложиша руце на ня, и прияша Духа Святаго (гл. VIII. 1). Так и ныне было на тебя дыхание Духа, во гласе единодушных молитв, которыя Он вдохнул Богомудрым тайноводителям, и в которых еще дышет Он чрез нашу веру, даже и сквозь наше недостоинство. Сила Духа, которая Апостолов исполнила в час Его торжественнаго сошествия, и которая от них преливалась чрез тайнодейственное рукоположение, та же, и тем же путем своего течения, коснулась и твоего духа, и положила в нем ту каплю небеснаго мира, ту Божественную искру, которую беречь и питать заботливо увещавает святый Апостол Павел рукоположенника своего Тимофея: воспоминаю тебе, возгревати дар Божий, живущий в тебе возложением руку моею (2 Тим. I. 6). Что сказано Тимофею: то да будет сказано и тебе, Боголюбезный Брат: ибо Павлово-ли, или Андреево рукоположение передается в священноначалии отечества нашего, едино есть, во всяком случае, рукоположение Апостольское в церкви Апостольской.
Итак, да возрадуется душа твоя о Господе. Возмогай во благодати. Возгревай дар Божий живущий в тебе. Да воинствуешь доброе воинство, имея веру и благую совесть. Спостражди благовествованию Христову по силе Бога, спасшаго нас и призвавшаго званием святым, не по делом нашим, но по своему предложению и благодати, данней нам о Христе Иисусе прежде лет вечных.
Но, празднуя для себя праздник Духа, не умедли обратить мысль твою на последующие за оным дни духовнаго делания. Против немощей и недостатков природы, одобряя себя надеждою на силу и избыточество благодати, умеряй дерзновение сея надежды благоговейным страхом не легких обязанностей возложеннаго ныне на тебя служения. То и другое принадлежит к законам и требованиям Духа.
Пророк Иезекииль, посвященный в сие служение величественным откровением, чувствовал себя в необычайном восторге. Дух воздвиже мя, повествует он о себе, и взя мя, и поидох вознесен во устремлении духа моего, и рука Господня бысть на мне крепкая (Иез. III. 14). Но что же потом? Вознесши его духом благодати, Господь вскоре смиряет его делом служения. Дав ему ощутить силу Духа, вскоре показует ему священное бремя, которое понести ему должно. И бысть, продолжает Пророк, по седмих днех слово Господне ко мне, глаголя: сыне человечь, стража дах тя дому Израилеву (ст. 16. 17). А на случай погибели беззаконника, или совратившагося праведника, не предостереженнаго нерадением Духовнаго стража, Господь присовокупляет: крове его от руки твоея взыщу (ст. 18).
Не могши ни предвидеть, ни ожидать, продолжится-ли духовный восторг твой до семи дней, не медлю я сказать тебе участник служения, так же и для меня, как для тебя, страшнаго, что и тебя стража дал есть Господь дому церкви Своея; и потому, если какая душа, искупленная кровию Христовою, не сохранится на пути спасения, и не обратится с пути погибели, по твоему нерадению, кровь ея от руки твоея взыщется тем строже, что была она искуплена кровию безценною.
Сей предварительный глас нелицеприятнаго суда Божия да будет тебе, освященный страж дома Божия, и стражем совести твоей, и возбудителем твоей деятельности. Стреги стадо Божие бдительно; руководствуй оное деятельно и верно: да не кровь овец Господних от тебя взыщется, но да и твою душу избавиши (ст. 19), и их множайших души спасеши.
С сим желанием и упованием вручаем тебе, после прочих, последнее знамение пастырства, жезл пастырский. Употребляй и сие, как прочия, по закону духа, по образу царствия Христова. Пророк, созерцая Пастыреначальника нашего воцаряющимся, говорит: жезл силы послет ти Господь от Сиона; но когда видит Его действительно царствующим, тогда приписывает ему не силу низлагающую или поражающую, а правость, привлекающую к Нему в послушание добровольное: жезл правости, жезл царствия Твоего. По сему образу Пастыреначальника и ты, прияв жезл начальственный, тщися действовать не столько жезлом власти, сколько жезлом правости, да убеждение в правости твоих намерений, слов и деяний соделает власть твою не тяжкою, но любезною; да будет жезл твой, как жезл Господень, утешением пасомых. Аминь.
Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2024 Свято-Троицкая Сергиева Лавра