Сие да мудрствуется в вас, еже и во Христе Иисусе, Иже во образе Божии сый не восхищением непщева быти равен Богу: но Себе умалил, зрак раба приим, в подобии человечестем быв, и образом обретеся яко же человек. |
Если, по слову Соломонову, время
всякой вещи под небесем до
младенческой меры возраста, уничижившаго Себя даже до яслей2?
Люди, пристрастные к великости земной, не редко соблазнялись умалением Иисуса Христа3. Но когда уже опытом столь многих веков дознано и то, что Бог Его превознесе
О, как умалил Себя Сын Божий в Своем воплощении! Умаление сие тем поразительнее должно быть для нас, что является в некотором противоположном соответствии с первоначальным возвеличением самаго человека. Ибо слово Божие не без намерения употребляет для изображения сих противоположностей одно и тоже выражение: образ и подобие. Сотворим человека, рек Бог Творец, по образу нашему и по подобию. И Апостол о воплощении Сына Божия говорит: зрак раба приим, в подобии человечестем быв, и образом обретеся яко же человек. Иному владыке не много нужно умалять себя, чтобы показаться в виде раба. Но когда Господь великий и вышний, который и рабам своим дарует образ владычний, сам является в образе и подобии раба, то есть, в состоянии полнаго рабства, и глубокаго, какое рабству свойственно, уничижения: тогда на столь чрезвычайное умаление великаго не можно смотреть без особеннаго чувства ния,
Но как еще более уничижил Он Себя в обстоятельствах
Своего земнаго рождения! Надлежало избрать народ, в котором бы Ему
родиться: и Он избрал для сего из всех народов земли малейший, не
имеющий собственнаго правительства, многократно порабощенный и близкий
к новому порабощению, некогда благословенный, но уже едва не отверженный.
Надлежало избрать город: и Он избрал Вифлеем, так малый, что и благоприятствующий
ему Пророк не может скрыть сего нарекания на него, и не находит
инаго средства его возвеличить, как именем рождающагося в нем умаленнаго
Иисуса. И ты Вифлееме, доме Евфрафов, еда мал еси, еже быти в
тысящах Иудиных! Из тебе бо мне изыдет старейшина, еже быти в Князя
во Израили, исходи же его из начала от дней века было8,
ни остаться в собственном жилище в Назарете, ни найти наемное в
Вифлееме, когда наступало время родиться истинному Господу вселенныя;
и таким образом умаливший Себя даже до младенчества, уничижает Себя
даже до яслей, вместо колыбели. Положи Его во яслех: зане не
бе им места во обители
Если от умаляющаго Себя Бога прострем
взоры далее по пространству мира, в котором, и для котораго Он умаляется:
чудо умаления представит нам новые разительные виды. Здесь приходит
мне на мысль картина сошествия Слова Божия с небес на землю Египетскую,
начертанная писателем книги Премудрости. Тихому молчанию содержащу
вся, и нощи во своем течении преполовляющейся, всемогущее Слово
Твое Господи с небес от престолов Царских жесток ратник в средину
погибельныя земли сниде смерти
приносящий надежду возрождения и жизни; приходит,
но погибельная земля не сретает, необъемлет, не прославляет, даже
не видит своего Спасителя, и не слышит Слова Божия, безмолвствующаго
в яслях. Почти тщетно слава, которую Иисус Христос имел
у Бога Отца, прежде мир не бысть
Подивимся, Христиане, произвольному
для нас умалению Великаго Бога и Спаса нашего: но сего еще мало.
Возблагоговеем пред сим умалением Его: но и сего не довольно. Сие
да мудрствуется в вас, учит нас Апостол, еже и во Христе
Иисусе.
Имейте и вы такия же чувствования, какия имел Иисус Христос; располагайте
себя также, как Он расположен был. Что сие значит? Сие
изъясняет сам Апостол, сказав пред приведенным изречением: ничтоже
по рвению или тщеславию, но смиренномудрием друг друга честию больша
себе творяще
Кто имеет рабов: тот да воспомянет приявшаго зрак раба, и умаленных жребием да не умалит презрением, и вознесенный над ними Богом, да не превознесет сам себя гордостию.
Кто живет в великолепном доме, почивает на пухе, одевается шелком: да воспомянет вертеп и ясли, и с сими сообразно грубыя пелены; и да не уничижит тех, которые живут в хижинах, спят на соломе, одеваются рубищем, и которые, может быть, не по внешнему только, но и по внутреннему состоянию больше его Христу подобны. Да хвалится, учит Апостол Иаков, да хвалится богатый во смирении своем
И тот, кто, по выражению Апостола, почивает на
законе, и хвалится о Бозе, и разумеет волю, и разсуждает лучшая,
научаемь от закона
Кротость, простота, смирение, снисхождение к низшим, уравнивающее себя с последним из них, спокойствие в уничижении, терпение, не-побеждаемое никакими оскорблениями, сие да мудрствуется в вас, подобно как и во Христе Иисусе. Аминь.
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2025 Свято-Троицкая Сергиева Лавра