Твердое убо основание Божие стоит, имущее печать сию: позна Господь сущия Своя, и да отступит от неправды всяк именуяй имя Господне. |
Мне кажется, что ныне вижу я сие основание Божие,
которое Апостол указует как закрытое печатью, как известное одному Господу.
Что есть основание Божие, на котором твердо стоит всякое создание Божие как
не Сын Божий, Иисус Христос? Яко Тем создана быша всяческая, яже на небеси,
и яже на земли, видимая и невидимая, аще престоли аще господствия, аще начала,
аще власти, всяческая Тем и о Нем создашася, и всяческая в Нем состоятся
Дивимся славе творческих дел Божиих; подивимся также их сокровенности. Углубим еще мало внимание наше в указуемое Апостолом основание Божие: должно надеяться, что в нем найдется скрытое для нас сокровище.
Часть первая.
Твердое убо основание Божие стоит, имущее печать сию: позна Господь сущия Своя.
Хотя то верно, что начаток создания Божия
Что же значит в сем особенном отношении основание Божие? Без сомнения, оно значит то, чтo на Сыне Божием, как на всеобщем основании, в особенности созидается в роде человеческом; то, чтo на Иисусе Христе, как на глубочайшем основании, созидается в каждой душе истинно Христианской. Яснее сказать: оно значит Церковь, которой основатель есть Сын Божий; оно значит благодатный и спасительный дар Божий в человеке, веру, которой Начальник и Совершитель есть Иисус Христос.
Сие основание Божие Апостол называет твердым или
неразрушимым: потому что Сам Господь сказал, как о Церкви вообще: созижду
Церковь Мою, и врата адова не одолеют ей
Было издревле обыкновение полагать на зданиях знамения, или надписи, которыя бы показывали принадлежность оных, назначение, важность, неприкосновенность. По сему образу и на духовном здании Божием Апостол видит печать, или иначе, знамение или надпись, которая твердое основание Божие отличает от неосновательных и удоборазрушимых взгромождений человеческих, и охраняет в неприкосновенности от покушений хитрости или дерзости, безразсудности3 или злобы. Твердое основание Божие стоит, имущее печать.
Какую же печать? Сию, продолжает Апостол: позна Господь сущия Своя. Дивная по-истине печать! Вы видите, что это надпись; поелику она состоит из слов: но не без причины Апостол называет ее печатью; поелику не столько изъявляет и открывает4, сколько сокрывает и утаевает; а сие и есть свойство печати.
Позна Господь сущия Своя. Господь знает Своих:
итак неужели человеки не знают тех, которые суть Божии?
Так. Очень часто, и, может быть, большею частию, их не знают. О
Моисее, когда он поразил Египет, избавил Израиля, ознаменовал чудесами
воздух, воду, землю, древо, камение, можно ли было не знать, что
он есть Божий? Однако, видно, не довольно сие знали, когда роптали
на него и воздвигали мятежи против него. Иосиф чрез рабство и темницу
проведен был до престола; прославлен ведением таин Божиих, облечен
могуществом: однако самые братья его не скоро догадались, что он
есть Божий; он принужден был сам открыть им сие: не бойтеся:
Божий бо есмь аз
Позна Господь сущия Своя. Никому кроме Господа
не приписывает Апостол сего знания: итак неужели те, которые суть
Божии, не знают и сами, что суть Божии? Подлинно, и
сие должно заключить из слов Апостола. Правда, по изречению того
же Апостола, самый Дух спослушествует духови нашему, яко есмы
чада Божия
Воистину только Сам един позна Господь сущия Своя. Но почто скрывает Он их и от других человеков, и некоторым образом от самих себя скрывает? Для чего бы не знать им яснее, что они суть Божии, к их утешению? Для чего бы не знать сего и другим человекам, к их назиданию? Бывает и так6; поелику печать Божия не может быть совсем неприметна, и не должна быть безполезна. Но и здесь, как в других случаях, более кроется под печатью, нежели что представляет открытый вид печати.
Скрывается благодатное основание Божие в человеках:
потому что полагается в самой глубине души, так чтобы глубже онаго не оставалось
ничего человеческаго, которое могло бы ослабить твердость основания Божественнаго.
Это, по выражению Апостола, потаенный сердца человек
Скрывается основание Божие от мира, частию не по намерению, но по естественному последствию его чувственнаго образования. Мир не видит святых, подобно тому, как слепые не видят света.
Скрывается благодатное основание в человеках, частию по намерению хранящаго их провидения Божия, дабы тем менее могли приражаться к оному враждебныя силы, угрожающия оному разрушением. Так и основание земнаго, вещественнаго здания скрывается в земле, потому что, быв обнажено и подвержено переменному действию стихий, ослабело бы оно, и ослабило бы вместе с собою все здание.
Скрывается основание Божие в человеке и от сего самаго человека: дабы он не возмнил себе быти нечто, ничтоже сый
Таковыя и подобныя размышления могут руководствовать к уразумению, почему основание или здание Божие, столь видимое в целом, такою сокровенностию запечатлено в частях своих и своем внутреннем составе, что един Господь верно знает сущия Своя.
Возблагоговеем пред тайными судьбами Божиими. Возбудимся с глубоким вниманием искать человеков Божиих, и Божия в них основания. Не будем дерзновенны в суждениях о ближних наших, не зная в них того, что един Господь в них знает7.
Часть вторая.
Твердое убо основание Божие стоит, имущее печать
сию: позна Господь сущия Своя, и да отступит от неправды всяк именуяй имя Господне.
Разсматривая указанную Апостолом на основании Божием, или на здании Божием в человеке печать или надпись, до сих пор мы разсмотрели первую половину ея. Следует вторая половина: и да отступит от неправды всяк, именуяй имя Господне.
Если бы на здании Божием лежала только первая оная
печать, читалась только первая надпись: позна Господь сущия Своя, то
есть, един Бог верно знает8 тех,
Господи, ведающий сущих Твоих! Праведен и премудр еси, сокрывая их от мира, который недостоин ведать их, и который употребил бы во зло известность о них11: но буди такожде благ для тех, которые, хотя может быть еще не суть Твои, но желают сделаться и пребыть Твоими; покажи знамение, по которому и мы, не ведающие, могли бы узнавать истинное, благое, благодатное, святое, одним словом, Твое в человеках, дабы паче всего сущее Твое любить, Твоего искать, Твоему поучаться и последовать, к Твоему прилепляться и присоединяться, и чрез единство с сущим Твоим, следственно и с Самим Тобою, иметь блаженное упование, и нам быть Твоими неизменно и вечно.
Подлинно, как царская печать, скрывая под собою тайну цареву, в тоже время начертанием своим показывает, кому она принадлежит, и таким образом предохраняет от погрешности, чтобы не принять за царское то, что не царю принадлежит: подобно сему надобно, чтобы таинственная печать, которою Бог запечатлевает верных и избранных Своих для Себя Самого, как известных Ему единому, ознаменована была некоторым приметным и довольно верным знамением, по которому бы можно было внимательным отличать сущих Божиих от тех, которые обманывают, или обманываются, представляя себя таковыми. Таково и есть второе начертание, или вторая надпись, которую приметил Апостол на духовном здании Божием в человеках: да отступит от неправды всяк именуяй имя Господне.
Великое для нас благополучие на земли, великая надежда
блаженства на небеси, что мы можем по вере именовать имя Господне. Божественный
Спаситель наш почти все дело спасительнаго посольства Своего с неба на землю
заключает в том, что сделал человеков способными именовать имя Господне.
Приближаясь к пределу Своего земнаго поприща, Он взывает в молитве к Отцу Своему
небесному: дело соверших, еже дал еси Мне, да сотворю. Какое Дело?
Аз прославих Тя на земли; или иначе: явих имя Твое человеком, их же
дал еси Мне от мира
Чтож? Не можем ли мы посему разсуждать и заключать так: вот мы именуем12 имя Господне; мы нарицаем Господа Иисуса: так верно мы Христовы, верно мы Божии; верно, есть в нас царствие Божие, и мы в царствии Божием в свое время будем? По жизни и делам некоторых подлинно можно примечать, что таковы у них мысли и чувствования, на которых, как на основании, зиждут они свою надежду для неба и для вечности. Таким образом их духовное здание имеет только сию печать: именуяй имя Господне... и не более.
Будем осмотрительны. Это печать переломленная.
Это надпись прерванная. Это не твердое основание13.
Не всяк именуяй имя Господне истинно и совершенно утвержден
во Господе и во царствии Его. Господь Сам возвещает: не всяк
глаголяй Ми: Господи, Господи, внидет в царствие небесное. И
еще более грозно то, что предрекает Он далее: мнози рекут Мне
в он день, то есть, в день, когда царствие небесное откроется,
и в него призваны будут благословенные: Господи, Господи, не
в Твое ли имя пророчествовахом, и Твоим именем бесы изгонихом, и
Твоим именем силы многи сотворихом? И тогда, продолжает Он,
исповем им, яко николиже знах вас
Христе Господи! Если не все, именующие имя Твое,
внидут в царствие Твое; кто же из них внидет в оное? Господь ответствует: творяй
волю Отца Моего, Иже есть на небесех. И напротив, почему некоторые из них
не внидут в оное? Отъидите, глаголет, от Мене делающии беззаконие
Христианин! ты веруешь сердцем; вероятно17, ты веруешь в правду. Но Бог один сие знает: весть Господь сущия Своя. Меня сие не назидает, а может быть и тебя не удостоверяет. Доколе семя лежит в земле; кто знает, будет ли древо и добрый плод?
Ты устами исповедуешь имя Господне и твою
веру: если бы ты исповедал сие, как святые Исповедники и Мученики,
среди ужасов гонения, при угрозах смертию за веру, исповедание твое
было бы не одним легким словом, но вместе и сильным делом, и тогда
было бы верно то, что исповедуешь во спасение. Но без того,
кто знает18, от истинной
ли внутренней силы, от живой ли веры происходит твое
устное19 исповедание. Цветут
весною и такия древа, которыя не принесут плодов, и сами, от слабости
корня и от недостатка сока, увянут и изсохнут. Что, если на древе
твоем виден плод только мелкий20
и грубый, безобразный и безвкусный? Что, если мнимая вера твоя,
которая величает себя православною, и даже, может быть, представляет
себя чудодействующею, что, если она сопровождается жизнию плотскою
и чувственною, делами неправедными и беззаконными? Как бы ни хвалилось
тогда древо, как бы ни украшалось цветами; не льзя скрыть, что оно
дикое. Всяко бо древо от плода своего познается
Хочешь ли быть добрым древом вертограда, которое не посечется и не искоренится? Приноси плоды добрые! Хочешь ли быть истинным зданием Божиим, вечно живым храмом Духа Святаго? Не только именуй имя Господне верою, но и отступи от неправды жизнию.
Одно только твердое основание Божественнаго22
упования и одно здание вечнаго спасения, одно то, которое имеет
печать сию: да отступит от неправды всяк именуяй имя Господне.
По сей печати узнавай между именующими имя Господне сущих Божиих;
по сему знамению испытывай себя, приходишь ли ты во усвоение Богу.
Святый Василий Великий надежнейшим признаком благодатнаго состояния
полагает возненавидение неправды. Как может, вопрошает он,
известитися душа, что простил ей Бог грехи? И ответствует:
если увидит себе самую в таком расположении, какое имел глаголавый:
неправду возненавидех и омерзих
Божие здание, Божий дом, душа Христианская! Внимай себе, точно ли твое внутреннее основание имеет истинную печать, утверждающую и охраняющую. Как от пропасти, как от смерти, как от двери ада, да отступит от неправды всяк именуяй имя Господне23. Аминь.
Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2024 Свято-Троицкая Сергиева Лавра