Пробуждение – добро (по письмам святителя Афанасия (Сахарова), епископа Ковровского)

Пробуждение – добро (по письмам святителя Афанасия (Сахарова), епископа Ковровского)

Покаяние

«Душе моя, душе моя, востани, что спиши... воспряни... да пощадит тя Христос Бог, везде сый и вся исполняяй». Так Святая Церковь от имени нас самих обращается со словом материнской любви к нашей же душе в дни Святой Четыредесятницы, призывая проснуться от тьмы греховного сна и встать на путь Света, Добра. С подобным гласом обращается к путникам земли святой Ковровский иерарх – ныне уже Небесный житель.

Образно духовную жизнь «подобник святителя Афанасия» Александрийского (из тропаря) представляет так.

«Я вспоминаю бывшее со мной, – пишет он. – В июле 1941 года мне пришлось идти пешком около четырехсот километров из Олонии в Архангельскую область. Меня с детства приучили не пить сырой воды. А тут я рад был зачерпнуть горстью и водички из лужи или из болотца, и эта, хотя и грязная, но не ядовитая вода, не какая-нибудь другая жидкость, – освежала меня и укрепляла. Соринки, травинки, водяную плесень откидывал, а воду пил, и без этой сырой и не совсем чистой воды едва ли бы дошел до цели. И благодарение Богу – я не заболел и никакого расстройства со мной не произошло. – Так бывает и в жизни духовной» [1].

В этом «бывании» важное место занимает покаяние, осознание своей греховности, пробуждение к добру.

В совершенных грехах должно каяться как можно скорее – прежде, чем зайдет солнце, каяться всей душой с верой, что Господь примет искреннее покаяние. «Упал – скорей вставай, согрешил – скорей кайся и старайся больше не повторять того же греха» (449). «Когда... долго не бываем на исповеди, усугубляем грехи» (91). «Согрешил – покайся. Тяжко согрешил – паки покайся» (277).

Если и после исповеди не успокоится душа – исповедь надо повторить, как вспомнить также нераскаянные грехи. «Если что-либо из прежней жизни вас смущает особенно, еще раз исповедуйте Господу Богу свои грехи» (278). «Сокрушайтесь о прежних грехах, но всегда бодро, с твердой верой, с глубокой надеждой взывайте: "Твоя есмь аз. Твоя есмь аз, – спаси мя"» (279).

Пример покаяния являет сам святитель: земно кланяется и просит себе прошения у своих близких, знакомых, у духовных чад: «Время бежит незаметно. Приближается уже и Великий пост. Мое письмо придет к вам, пожалуй, только к прощальному воскресению. Посему заранее всем вам земно кланяюсь: благословите меня, отцы святии и братия и чада возлюбленные о Господе, – и простите мне все, чем в мимошедший год и вся дни жизни моей огорчил вас, досадил, затруднил» (219). «Приближаются дни покаяния. Посему усердно прошу прощения у православных владимирцев. Простите мне, отцы и братия, елика согреших во вся дни жизни моея делом, словом, помышлением и всеми моими чувствами» (307). «Земно кланяюсь и усердно прошу прощения... у всех дорогих моих... Простите Христа ради» (142). «Примите из моего далека мой земной поклон. Простите за все... отцы и братия и чада мои духовные о Господе... мои дорогие» (327). «Приветствую вас со Святой Четыредесятницсй... Земно кланяюсь... Простите меня Христа ради» (87)...

Испрашивая себе прощение, он с любовью всей душой прощает и других: «Взаимно всех прощаю. Благодатью Своею Господь Бог да простит и помилует» «и всех вас» (307, 358. 142, 219...)... «Помоги Господь всем вам добре совершить Святую Четыредесятницу и в добром здоровье и со всяким утешением встретить Святую Пасху» (358).

И утешает:

«Не унывайте, никогда не унывайте, даже вспоминая о грехах. В грехах нужно каяться и пред Господом, и пред духовником. Но не следует допускать, чтобы сокрушение о грехах переходило в уныние. Уныние хуже греха» (276). К тому же: «Нет греха, который Господь не простил бы... Не простится ни в сем веке, ни в будущем только хула на Духа Святого, – то есть сознательное, злобное отрицание существования Божия, отрицание всякого греха, отрицание нужды в покаянии» (277).

Не следует также падать духом, если есть неразумное запрещение и такая же клятва. – «Запрещением не смущайтесь... Неразумная клятва на клянущих возвращается» (263).

Болезни

Грустно, когда болеем мы или видим кого-либо, особенно родных, болящими. Грустит и святитель, грустит и молится, как о них, так и о тех, кто заботится о болящих, чье служение благословлено Отцом Небесным.

«Грустно мне, – пишет он, – что многие у вас болеют. Господь да облегчит страдания страждущих, да поможет ухаживающим с любовью и терпением служить им» (248). «Огорчен известием о... болезнях многих из вас, мои родные, но таков наш удел. Ведь и Псалмопевец сказал, что большая часть нашей недолгой жизни – труд и болезнь» (см.: Пс. 89. 10) (331)... «Да сократит Господь страдания» Своего служителя. «Все время поминаю его среди болящих» (249)... «Очень беспокоюсь и скорблю о болеющих... Все увеличивается в моем помяннике список болящих. Скорблю, что лишен возможности сказать каждому в отдельности слово утешения. Ежедневно молю Господа об облегчении их болезней, об уврачевании недугов» (328). «Молюсь о добрых людях, которые пекутся о болящих и беспомощных... Их служение братиям Господь примет, как служение Ему Самому, и во оный день услышат они от Него вожделенный возглас: Приидите, благословеннии Отца Моего, понеже сотвористе единому сих братии – Мне сотвористе» (Мф. 25, 34-40) (215).

Хотя святитель учит терпеливо переносить болезни, обращаться к врачам – лечиться, сам лечится, но и подчеркивает духовный смысл недугов: «Надо терпеливо переносить болезни, но должно не пренебрегать и медицинские средства, чтобы в болезни не ослабеть, не прийти в уныние, не возроптать. Поэтому... прошу почаще советоваться с врачами» (192). «Когда захвораете – лечиться, непременно лечиться. И в слове Божием сказано, что Господь наставляет врача» (258).

Заботится о своем здоровье, но весьма умеренно: «Благодарение Богу! Я чувствую себя вполне удовлетворительно. А если пишу вам о лекарствах, то это не значит, что они мне сейчас нужны. Я люблю иметь у себя про запас, на всякий случай, но редко ими пользуюсь. Некоторые лекарства принимаю изредка в качестве предупредительной меры... Иногда бывает гриппозное состояние, но я быстро его прекращаю имеющимися у меня на этот случай лекарствами. А витамины, о которых я писал вам... вообще полезны в нашем положении и возрасте. Вот память очень слабеет – это плохо. Иной раз кончишь обедать, да и задумаешься: читал ли молитву перед обедом? И с сокрушением прочитаешь ее снова: "Благослови, Господи, уже съеденные яства"» (198-199). «Люблю я иметь на всякий случай разные лекарства, но пользоваться ими не люблю и стараюсь не пользоваться» (205).

Говорит о духовном смысле болезней (помогают проснуться от духовной «спячки», задуматься о смысле жизни) и паки о тех, кто служит больным: «...совсем без недугов быть невозможно. И болезни нам на пользу Господь посылает» (333). «Подвиг бескорыстного служения больным и нуждающимся в помощи – ведь это тот великий подвиг, о котором Христос скажет: "Болен был Я, и вы послужили Мне"» (ср.: Мф. 25, 36) (344). «Помоги вам Господь в вашем святом деле – служения болящему. Ей – услышите и вы: Болен бех, и посетисте Мене. Понеже сие сотвористе единому от братии Моих – Мне сотвористе... (Мф. 25, 36-40). А пока потрудитесь, поскорбите. Потерпите и усталость, и все прочие скорби» (342).

Вывод: если правильно воспринимаете болезнь, то и Господь будет рядом, и болезнь послужит к пользе. – «Великое благо – зрение, и не дай Бог потерять его. Об этом и я нарочито молюсь. И мое зрение, особенно после инсульта, не совсем хорошее. Но заранее пугать себя, заранее унывать никак не следует. Бог даст день. Бог даст и пищу. И с другой стороны: Бог пошлет испытание, Бог пошлет и силу его перенести, Бог пошлет и утешение. Одна знакомая мне старица, потерявшая зрение, укреплялась словами своего духовного отца: "Береги духовное зрение"» (382). «Господь на нас, телесных, действует чрез наши телесные органы» (373).

Скорби

Вслед за болезнями, а часто вместе с ними, идут скорби – заболел кто-то – вот и скорби. Но христианину и скорби надо принимать правильно. Этому и учит прошедший «тесным житием» (из тропаря).

Самое главное: предать себя в руки Божии, все принимать от Бога, за все Его славить. «Будем и за скорби славить Господа, – наставляет святой страдалец. – Слава Богу за все» (212). «Слава Богу и за скорби» (188). Паки и паки: «Слава Богу за все. Слава Богу и за скорби» (274). «На все воля Божия» (212). Спаситель наш предрек: В мире скорбни будете (Ин. 16, 33). И что же? – Скорбящим дается великое утешение – иного порядка: «За скорби здесь – утешение там» (188). «Много скорбей и тревог у всех. Но ведь многими скорбями подобает нам идти к Царству Небесному (Деян. 14, 22), которое с нуждею воспринимается, и нуждницы восхищают его» (Мф. 11, 12) (316).

Скорбями, великими скорбями, «Господь испытывает нас» (264). И христиане должны в скорбях своих «сдерживать себя, растворять свои скорби радостным утешением, что о нас печется Господь, что Он видит наши скорби и жалеет нас больше, чем как могут нас жалеть самые близкие нам люди» (337).

Скорбь об усопших святитель считает естественной. «Не осуждает такой скорби и Церковь Православная. Сам Господь прослезился у гроба друга Лазаря. Только надо особенно наблюдать за тем, чтобы скорбь не перешла границы» (352) – «всему должна быть мера. В особенности нам, христианам, нельзя... убиваться». Надо «взять себя в руки», «успокоить свое сердце», поберечь – сохранить себя для продолжающих жить – «а Бог поможет» (336).

Облегчает скорбь христианина о взятых от нас смертью вера «в то, что наши дорогие усопшие – всегда с нами, хотя и не видим мы их телесными нашими очами. А их молитвенная помощь – сильнее и многополезнее той, какую мы получали от них, когда они были с нами телом. Я не раз в трудную минуту просил мою покойную маму помолиться обо мне и, верю, по ее загробным молитвам получал неожиданную помощь» (427). – «Загробные молитвы наших близких сильны пред Господом» (335). Тому же – ослаблению нашей скорби – служит и наша молитва о дорогих усопших, а также преданность воле Божией. «Господь даде, Господь отъят. Буди воля Господня, – так утешал себя праведный Иов» (см.: Иов. 1, 21) (352). Полезно и поплакать немного: «Поплачьте, не плакать нам нельзя. Сам Спаситель прослезился у гроба Лазаря. Слезы облегчат скорбь. Поплачьте, но и утешьтесь. Плачьте о своем сиротстве, но утешайтесь тем, что кончились тяжелые страдания любимого вами. Погорюйте, поскорбите, но возьмите себя в руки. Берегите себя для Верочки. Безмерная скорбь вредна и для душевного состояния, и для телесного здоровья. Еще раз повторяю: берегите себя для Верочки, чтобы не усугубить ее тепершнюю скорбь. Возверзи на Господа печаль твою. "С Ним благо все, с Ним свет во тьме". Не унывайте... В молитве ищите подкрепления... Просите молитвенной помощи ваших покойных родителей. Как умею, молюсь и я» (334-335). Хорошо разделить скорбь с друзьями и братьями во Христе. – «Скорбь разделенная становится вдвое меньше, как радость, разделенная с близкими, становится... больше» (359).

Сам святитель, лишенный свободы, находясь под гнетом чудовищных скорбей, сохранял радость о Господе и о добрых людях, что помогало ему идти верной стезей: «По милости Божией много радости и утешения вижу и теперь среди скорбей... Слава Богу за все» (201). Или: «Скорбями было обставлено наше недавнее свидание с вами. Но вместе сколько радости и утешения принесло оно! Я был умилен той поспешностью, с какой вы, утружденная годами и болезнями старица, подвиглись в нелегкий путь. Я был растроган, что кума моя, забыв о своих личных неотложных делах, поспешила на свидание. Меня чрезвычайно обрадовала ваша юная спутница своей простотой и искренностью, своею готовностью бескорыстно и даже с лишениями, с потерею данного ей для отдыха отпуска, сопутствовать вам, с любовию христианской послужить собратиям по вере. Имею основание полагать, что и сестры ее, так похожие по внешнему виду, сходны и по настроению христианскому. Дай Бог им и в пору поздних лет сохранить также христиански настроенное сердце... Радуюсь за маму их, возрастившую таких деток» (227-228).

Всей душой радуется святитель и тому, что его духовные чада, «несмотря на все скорби, продолжают сохранять бодрость духа и жизнерадостность». Молится за них: «Помоги им Господь». И утверждает: «Таково и должно быть настроение христиан. Всегда радуйтеся, – пишет святой апостол (1 Сол. 5, 16). «"И за скорби славит Бога Божие дитя", – говорит наш поэт» (И.С. Никитин). И паки возносит к Небу прошение: «Дай Бог, чтобы доброе настроение было всегда и у других» (315-316).

Терпение

Во всех обстоятельствах, особенно трудных, нужно терпение и терпение. И благо имущим его.

«Дай Бог, – обращает свой взор к Небу святитель, – чтобы никакие житейские скорби не отняли у вас всегдашней улыбки, не сломили вашей жизнерадостности, не поколебали вашей преданности воле Господней, готовности всякие невзгоды терпеть ради Него» (86)... Благо тому, кто терпеливо ждет спасения от Господа, не навек оставляет Господь. Послал горе и помилует по великой благости Своей (Плач. 3, 26, 31-32) (96).

Много испытавший в своей исповеднической жизни Ковровский иерарх от всей своей доброй души советует просить Бога, чтобы Он даровал терпение, помог укрепиться в нем. И сам молится о других, чтобы Господь помог приобрести этот великий дар:

«Я всем сердцем соболезную и соскорблю болящим, молюсь об исцелении их. А еще больше подобает молиться о даровании нам всем терпения и преданности воле Господней» (198)... «Помоги вам Господь в терпеливом служении вашей болящей сестре, помоги вам и в терпеливом несении креста собственных болезней» (349)... «Как здоровье вашей сестры? Бог да укрепит ее в терпении, а вам да поможет терпеливо и с христианской любовью ухаживать за болящей» (350).

Служите с терпением, – увещает святой иерарх, – «с терпением несите крест служения болящим. Если одно посещение больных так высоко оценивает Господь, тем паче продолжительное служение и уход за больными не оставит Он без должного воздаяния» (351). И снова с несомненным упованием обращает свой взор к Небу: «Укрепи, Господи... пошли... терпение и благодушие» (316). И к нам самим: «Потерпим, потерпим Господа ради» (201)... «Радуюсь тому, что... разные тревоги и волнения сокращаются. Совсем без тревог не обойдешься» (316).

Милосердие Божие

Действенность нашего покаяния, спасительность терпения в перенесении болезней, скорбей – наше восстание и благое делание зависят не только от нас, но – и главным образом – от Божьего благословения, от Его милосердия. – «Господь вас посещает скорбями, – пишет святитель одной монахине, – но вместе и милостию Своею не оставляет. Поистине чудо милости Божией, что вы встали и после новой беды и болезни, вас постигших. Будем надеяться, что не оставит Он всех нас Своими милостями и в дальнейшем» (221).

Святой исповедник неоднократно говорит о бесконечно великом милосердии Божием и поистине материнской милости Царицы Небесной – именно ими мы спасаемся:

«Неполезных привычек много у всех нас, но я твердо верю в безмерное Божие милосердие. Помните сказание, как Богоматерь явилась одному игумену и сказала: "Пойди, подбери за оградой Мою свинью, а то замерзнет". Пошел игумен – а там пьяненький послушник. – Только за то, что он при всех грехах своих и недостатках хотел быть в стаде Божием, – Богоматерь печется о нем. Так и мы с вами: мы грязные... но из Божьего стада. Мы грешны, но иного бога, кроме Единого, не знаем и пред ваалами современными колен своих не преклоняем. Вот эта-то правда, которую мы дерзновенно исповедуем, читая на 3-м часе: Услыши, Господи, правду мою... Искусил еси сердце мое... и не обретеся во мне неправда... Не хвалят уста мои дел человеческих, за словеса уст Твоих сохраних пути жестоки (Пс. 16, 1-4)» (261)... «Много милости у Бога, без границ Его любовь. Будем уповать, что за то добро, которое творил при жизни усопший раб Божий... Господь в последний момент его жизни коснулся его души и сказал ему: Почто усумнился... – и протянул ему Свою спасающую руку. И мы будем помогать усопшему молитвою» (370)... «Пусть будет тепло на сердце. Не унывайте по поводу немощей и недостатков. Кто бо чист будет от скверны, аще и един день жития его? Наша надежда на милость Божию. Много милости у Бога, без границ Его любовь» (249)... «Наше утешение – это бездна Божия милосердия. Поистине мало спасающихся своими делами, безгранично число спасаемых Божиим милосердием, Божиим человеколюбием. – Сим утешайтесь, сим укрепляйтесь» (260). Конечно, архипастырь скорбит, что мало спасающихся своими делами, но его скорбь растворяется в зрении величия Небесного милосердия: «Некто говорил: мало спасающихся. То правда, что мало спасающихся своими делами. Это святые угодники. Их сонм не мал сам по себе, – но сравнительно с числом всех живших и живущих на земле очень незначителен. Но неисчислимо велико число спасаемых туне Божиим милосердием. Верю, что и мы с вами, недостойные того, чтобы быть причисленными к лику спасшихся, – не лишимся утешения быть в числе помилованных по безмерной Божией любви и Божию милосердию к роду человеческому. – Люблю я утреннюю молитву: "Многомилостиве и Всемилостиве Боже мой. Господи Иисусе Христе..." Прочитайте ее и успокойтесь... И из вечерних молитв прочтите: "Владыко Человеколюбче, неужели мне одр сей гроб будет... Или хощу или не хощу, спаси мя... На мне грешнем яви милость Твою... Да не одолеет моя злоба Твоей неизглаголанной благости и милосердия..."» (269). Радуется он, что особая милость Божия посещает искренно любящих Бога: «Много милости у Бога, без границ Его любовь, особенно для того, кто смиренно, но искренно и сердцем, и устами исповедует: Твой есмь аз, спаси мя» (277)... В числе спасаемых «верю я, – открывает святой исповедник предстоящее, – будем и мы с вами, родная моя» (265).

Милость Божия является и в том, что Господь в дни нашей скорби возгревает любовь к нам других людей, побуждающую их к помощи нам. – «Сколько лет не видел я полной Триоди! – пишет он. – Скучаю очень... Но буди воля Господня. За все Ему слава. Он ведает, что делает. Удаляя от храма, Он утешает любовию со стороны друзей моих и заботников, со стороны христиан православных, иногда даже не знающих меня лично. За все слава Богу, и в скорбях нас утешающему» (227).

Святой исповедник призывает помнить о своем недостоинстве, но не забывать, что есть милосердие Божие, не опускать в печали голову, иметь мужество. – Господь всегда рядом с нами, возле нас. Для большей выразительности приводятся яркие примеры, рассказы:

«Хорошо и должно всегда памятовать о своих грехах. Грех мой предо мною есть выну. Но отнюдь не следует допускать, чтобы это памятование о грехах переходило в уныние, в духовное расслабление. Надо всегда и во всем держаться золотой середины. Грешнику, всегда памятуя о грехах, надо вместе с тем никогда ни на минуту не забывать о Божием милосердии... – Одна девушка, единственная дочь старушки матери, вдовы, – загуляла и бросила свою мать. Прошло немало времени. Дочь одумалась, раскаялась, бросила своих недобрых друзей и идет к матери. Но как показаться ей, как примет оскорбленная мать? Чтобы соседи не увидели, идет она к родному домику темной ночью. Берется за скобку, боится стучать. Но дверь легко отворяется, она не заперта. Робко входит в сени. Берется за вторую скобку... и эта дверь не заперта. Входит... Мать стоит на коленях пред иконами и произносит ее имя. Дочь бросается к матери... Крепкие объятия... слезы... поцелуи... и ни одного слова упрека... "А почему же, матушка, у тебя ночью не заперты двери?" – "Я верила, что ты придешь ко мне, ждала и не запиралась..." – Так и у Господа двери милосердия всегда отверсты. И стоит нам хотя бы слегка толкнуть их, они отверзутся» (380)... «Не унывайте, не падайте духом, не опускайте рук, не вешайте голову, надейтесь на милость Божию. – И еще от мирской мудрости скажу: скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. – И еще: перемелется – мука будет...» (341)... «Я, – продолжает святитель, – кажется, как-то напоминал вам о преподобном Антонии Великом, который в тяжелой борьбе с врагом изнемогал и переживал чувство оставленности. Приблизившись к концу подвига, он воскликнул: "Господи! Где был Ты доселе, что не приходил мне помочь?" И услышал ответ: "Я все время был подле тебя, но ждал, желая видеть твое мужество. Теперь после того, как ты выдержал борьбу, Я буду всегда помогать тебе". Крепко верьте в Божие милосердие. Много милости у Бога, без границ Его любовь» (379).

Поздравляя свое духовное чадо с днем Ангела, святой исповедник выражает добрые – сердечные пожелания и как бы завершает эту главу: «...да поможет вам Господь остаток дней ваших провести прежде всего в благодушии, в преданности Его святой воле и твердой вере в Его беспредельное милосердие, которое никак не победит множество грехов наших, как бы оно ни было велико. Только всегда помяту́йте самое главное: "Твоя есмь аз" – и чаще ко Господу взывайте: "Твоя есмь аз, спаси мя!"» (391).


Источник: Скурат К.Е. проф., Алфавит духовный. Новые исповедники Святой Руси о вечном. – М.: Ковчег, 2013. С. 28-40.


ПРИМЕЧАНИЕ:

[1] Собрание писем святителя Афанасия (Сахарова), епископа Ковровского, исповедника и песнописца. – М.: Правило веры, 2001. С. 268. Далее по тексту в скобках указаны номера страниц данного издания.


13 Июня 2018

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

По указу для Приказа
По указу для Приказа
6 февраля 1701 года, исполняя указ Петра I о сборе с церквей и монастырей
103 года Доходному дому
103 года Доходному дому
103 года назад Троице-Сергиева Лавра завершила строительные и отделочные работы в четырехэтажном каменном здании на углу Красногорской площади и Александровской...
Возвращение Лавре монастырских зданий
Возвращение Лавре монастырских зданий
2 сентября 1956 года Постановлением Совета Министров РСФСР №577 Свято-Троицкой Сергиевой Лавре возвращено 28 зданий ( с учетом переданных в 1946 -1948 годах)...
Освящение надвратной Церкви после пожара
Освящение надвратной Церкви после пожара
14 июня (н.ст.) 1763 года в присутствии Екатерины II...
Визит Петра I
Визит Петра I
10 июня (н.ст.) 1688 года шестнадцатилетний Петр I посетил Троице-Сергиев монастырь. Юного царя сопровождала свита из тридцати думных людей...