Журнал Московской Патриархии: преподобный Сергий Радонежский (статья 1944 г.)

И.Н. Шабатин,
1944 год

В дни великой борьбы за Родину, когда особенно повысился интерес к тем событиям и лицам прошлого, которые вдохновляют наше поколение на подвиги, на смертную брань во имя жизни и мира, новым сиянием озаряется память об одном из самых великих предстателей за нашу землю — о преподобном Сергии Радонежском.


Преподобный Сергий Радонежский


И гражданские, и церковные историки высоко оценивают значение деятельности преподобного Сергия для Руси XIV века.

В нашем очерке мы не будем касаться чисто церковной стороны Деятельности преподобного; это святой долг историков Церкви. Мы будем говорить о деятельности преподобного Сергия как русского патриота.

Как известно, Сергий (в мире Варфоломей) был одним из сыновей видного ростовского боярина Кирилла. Родился преподобный в 1319 г. близ Ростова [1]. Обедневшая от золотоордынских поборов семья Кирилла переехала в укромный, затерявшийся в лесах Радонеж (в 13 км от нынешнего г. Загорска, Московской области). Склонный к созерцательной, самоуглубленной жизни, глубоко религиозный с юных лет, деятельный И трудолюбивый и в то же время поэтически настроенный Варфоломей стремился к иночеству. Но осуществить это намерение он смог лишь на двадцать третьем году, после смерти своих родителей. В глухом лесу, на том месте, где позже раскинулись величественные здания русской святыни, Троицкой Лавры, Варфоломей с помощью своего брата Стефана выстроил келейку и маленькую деревянную церковь, принял пострижение под именем Сергия (в день памяти свв. Сергия и Вакха) и выдержал более чем годовой искус одинокой аскетической жизни в дебрях кишащего хищным зверем леса.

Но слух о подвижничестве молодого отшельника пробился сквозь лесную чащу, и к низенькой келье проложили тропку люди, стремившиеся спасаться в уединении. Быстро вырос монастырек, и Сергий, уступая слезным просьбам братии, принимает около 1344 г. сан игумена основанного им монастыря (которому, следовательно, в наши дни исполняется шестисотлетие).

Преподобный Сергий становится в полном значении этого слова вдохновителем, строителем и отцом монастырского движения на северо-востоке Руси.


Преподобный Сергий Радонежский

Поразительная подвижническая энергия Сергия в деле монастырского строительства и наставничества населила лучшими для того времени русскими людьми необъятный, дотоле полупустынный северо-восток.

Монастырское население превратило пустынные пространства в распаханные нивы, осушило болота, организовало соляные варницы. Таким образом, благодаря деятельности преподобного Сергия и его непосредственных сподвижников учеников и преемников, ряд северо-восточных районов Руси XIV—XV вв. из пустынных превратились в густо населенные с развитым земледельческим и промысловым хозяйством.

Деятельность Сергия началась и развернулась в те годы, когда Русь, раздробленная на множество разрозненных удельных княжеств, изнывала под тяжким татаро-монгольским ярмом. Только что выступила на историческую арену Москва,— недавний «поселок Кучково»,— которой предуготована была судьба стать сердцем Руси. Иван Калита, великий князь Московский, начал собирание русских земель в дни юности Сергия. В годы же зрелости и подвижничества Сергия преемники Калиты, великие князья Симеон Иванович, Иван Иванович Красный и Дмитрий Иванович, как умели и могли, продолжали эту великую историческую миссию.

Нельзя не видеть важного государственного значения древне-русских монастырей. Благочестивые люди того времени, считавшие монашество единственной формой достижения спасения, шли в безлюдные, большей частью лесные местности. Одни за другими шли они на духовный огонек одинокой кельи. Так вырастал монастырь, иноки которого жили от своего тяжелого труда. Возникший же в глуши монастырь становился факелом не только для лиц, ищущих иночества. Принять иночество в предсмертный час, быть погребенным в монастыре, обеспечить для себя и родных монастырское заупокойное поминовение — вот к чему стремился русский человек, а потому старался, если не поселиться под сенью или вблизи монастыря, то хотя бы обеспечить помин души вкладом денежным, имущественным, земельным. Крестьянину же, исстрадавшемуся от непосильных поборов и разорений, покойнее жилось в. монастырском селе или починке. И из мест пограничных и беспокойных тянулись к монастырям люди, которых не страшил труд в суровых природных условиях. Среди княжеских и боярских усобиц и опустошительных набегов миром и покоем веяло из-за ограды монастырской вотчины. В случае, же татарского набега за монастырскою стеною можно было укрыться и от смертной опасности.

Многочисленные монастыри, основанные Сергием и его последователями, не участвовали в удельно-княжеских междоусобицах. В лице своих игуменов они, пользуясь своим нравственным авторитетом, именем Всевышнего утишали страсти, способствовали объединению Руси и подготовляли народ к предстоявшей ему борьбе с татарским игом.

Лично св. Сергием или по благословению его были основаны следующие монастыри: Благовещенский на Киржаче, Московские: Андрониев и Симонов, Борисоглебский близ Ростова, Георгиевский на Клязьме, Зачатьевский Высотский близ Серпухова, Голутвинский в Коломне и ряд других. Из основанных учениками преподобного Сергия приобрели большое историческое значение: Железноборский Предтеченский в сорока верстах от Галича, Николаевский, Песношский на р. Яхроме, монастырь Саввы Сторожевского, Прилуцкий монастырь близ Вологды, Воскресенский Обнорский на реке Обноре, Троицкий Комельский, Кирилло-Белозерский и ряд других. Всего с именем преподобного Сергия и его учеников связано до тридцати монастырей.

В рассматриваемый нами период монастыри, разбросанные по различным уголкам княжеских уделов, являлись в них оазисами общегосударственного начала, форпостами объединительно-государственных тенденций Москвы, ячейками централистского порядка среди удельно-феодального хаоса. Не случайно Троицко-Сергиева лавра и ее «сыновние» ответвления — монастыри — становятся не только духовными, нравственно-просветительными центрами, но в тяжелые для отчизны моменты и крепостями, сдерживающими продвижение врага, и ареной боев за Веру и Родину.

Преподобный Сергий не занимал высокого положения в русской церковной иерархии. Но сила его обаяния и авторитета, его популярность были так велики, что уже в конце 60-х годов XIV века о нем знают за пределами Руси. Его высоко ценят в Константинополе: патриарх Филофей награждает его крестом и грамотой. Особенно сильное влияние Сергий имел на великого князя Московского Димитрия Ивановича. Ни одного серьезного государственного дела Димитрий Иванович не проводил без совета и благословения Сергия. После кончины великого святителя земли Русской Московского Митрополита Алексия (12 февраля 1378 г.) преподобному Сергию была предложена митрополичья кафедра, которую ему еще при жизни хотел поручить Митрополит Алексий, но он от нее категорически отказался.

В 1365 г. вспыхнула борьба между суздальским князем Димитрием Константиновичем и его братом Борисом из-за княжения в Нижнем-Новгороде. Местнически настроенное нижегородское боярство приняло сторону Бориса (также не желавшего считаться с первенствующим значением Москвы). В интересах же Москвы было закрепление Нижнего-Новгорода за союзником Димитрия Ивановича, князем Димитрием Константиновичем. И вот великий князь и митрополит посылают преподобного Сергия в Нижний-Новгород. По дороге он основывает на Клязьме Георгиевский монастырь, а Нижний-Новгород приводит без всяких вооруженных мер в подчинение Димитрию Константиновичу.

С благословения преподобного Сергия великий князь Московский Димитрий Иванович заключил ряд договоров с многими местными князьями (Тверским, Городецким, Ростовским, Ярославским и др.). Новые мотивы звучат в этих договорах. Прежние договоры между князьями регулировали границы, устанавливали административные взаимоотношения, характер хозяйственных связей и т. п. С 1376 г. в договорах говорится: «если платить выход (дань) золотоордынскому хану, так платить вместе, а если я, великий князь московский, поднимусь на поганых, то биться всем со мною заодно».

Московская Русь или, точнее, та часть русских земель, которая уже объединилась под стягом Москвы, стала готовиться к схватке с врагом-поработителем.



Сохранилось много свидетельств современников о том, что из благодатной тиши Троицкого монастыря преподобный Сергий благословлял русских людей на великое ратное дело. Князь Димитрий Иванович советовался с преподобным Сергием, итти ли ему против полчищ сильного хана Мамая, и Сергий не только одобрил намерение Димитрия, но и энергично побуждал его скорее приступить к подготовке священного похода и предсказал ему победу. В помощь великому князю Димитрию преподобный Сергий отправил двух иноков из своей обители, в миру отважных воинов — Пересвета и Ослябю, которые выступили в поход, одев поверх воинских доспехов монашеские мантии и на Куликовом поле первыми ринулись в бой. Они оба пали смертью героев.

Как известно, получив сведения о выступлении татаро-монгольских сил хана Мамая в поход, Димитрий Иванович в августе 1380 г. с войсками подвластных и союзных с ним князей вышел на встречу врагу. Напутствия Сергия сопровождали великого русского витязя в пути. Уже на подходах к верховьям Дона войско Димитрия догнал конный посланец с грамотой от преподобного, заканчивающейся такими словами: «А ты, господине, иди, да поможет тебе Бог и Святая Троица!»

8 сентября 1380 г. русское войско одержало блестящую победу на Куликовом поле, князь Димитрий Иванович навсегда вошел в историю Родины с почетным именем Донского. Куликовская битва хотя еще и не ликвидировала татаро-монгольского ярма, но она вдохнула уверенность в то, что при еще большем сплочении народа враг будет уничтожен; с легендой о «непобедимости» татаро-монгол было покончено. В этом и заключается историческое значение Куликовской битвы. Несомненно, Куликовский триумф русского оружия был физически осуществлен Димитрием Донским, нравственно же, психологически, он был подготовлен Сергием Радонежским.

В 1382 г. новому золотоордынскому хану Тохтамышу удалось совершить глубокий опустошительный рейд по русским землям, но это был ры.вок уже серьезно раненного зверя. Золотой ОрДе не удалось достичь столь полного подчинения Руси, как это было до 1380 г.

Преподобный Сергий продолжал оказывать Димитрию Ивановичу могучее духовное содействие и в деле дальнейшего объединения страны.

Скончался преподобный Сергий 25 сентября 1392 г., но и после своей кончины он не раз оказывал помощь своей Родине в минуты грозной опасности. Напомним читателю о великой роли Троице-Сергиевского монастыря в 1608, 1609 и в 1612 гг.

В наши дни на фронте борьбы с немецкими захватчиками в числе прочих сражаются танковые полки, оснащенные на средства, собранные духовенством и прихожанами Русской Православной Церкви. На бортах мощных танков — крупные надписи: «Димитрий Донской». Подвиги великого полководца XIV века вдохновляют бойцов на новые победы. Над именем Димитрия Донского незримо витает дух его молитвенника и вдохновителя — преподобного Сергия, Радонежского чудотворца.

И. Н. ШАБАТИН

Примечание

[1] Проф. Е.Е. Голубинский считает, что преп. Сергий родился в 1314 г. (Преподобный Сергий и основанная им Лавра. С. 15, 2-е изд., 1909).

16 Мая 2018

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

По указу для Приказа
По указу для Приказа
6 февраля 1701 года, исполняя указ Петра I о сборе с церквей и монастырей
103 года Доходному дому
103 года Доходному дому
103 года назад Троице-Сергиева Лавра завершила строительные и отделочные работы в четырехэтажном каменном здании на углу Красногорской площади и Александровской...
Возвращение Лавре монастырских зданий
Возвращение Лавре монастырских зданий
2 сентября 1956 года Постановлением Совета Министров РСФСР №577 Свято-Троицкой Сергиевой Лавре возвращено 28 зданий ( с учетом переданных в 1946 -1948 годах)...
Освящение надвратной Церкви после пожара
Освящение надвратной Церкви после пожара
14 июня (н.ст.) 1763 года в присутствии Екатерины II...
Визит Петра I
Визит Петра I
10 июня (н.ст.) 1688 года шестнадцатилетний Петр I посетил Троице-Сергиев монастырь. Юного царя сопровождала свита из тридцати думных людей...