Статьи

Блаженной памяти почившего архимандрита Германа (Чеснокова)

Блаженной памяти почившего архимандрита Германа (Чеснокова)

8 августа 2024

8 августа 2020 года после продолжительной болезни, вызванной коронавирусной инфекцией, почил насельник Троице-Сергиевой Лавры архимандрит Герман (Чесноков). Кончина отца Германа стала тяжелой утратой для крепкой лаврской братии. Вспоминая новопреставленного монаха, нельзя не удивиться его необычному жизненному пути, в котором ясно прослеживается особый Божественный Промысл.

Архимандрит Герман родился в городе Лабинске Краснодарского края в многодетной семье 30 августа 1941 года, на третий день праздника Успения Божией Матери. Верующие родители крестили младенца сразу же в местном храме святителя Николая. В таинстве Крещения младенец был наречен Александром — в честь святого благоверного князя Александра Невского. В 1961 году, по окончании средней школы, Александр проходил воинскую службу в пограничных войсках. А после армейской службы трудился на заводе, заочно обучаясь в Сельскохозяйственном техникуме города Лабинска.

Желая послужить Богу и Церкви, будущий архимандрит поступил в Московскую духовную семинарию, которую окончил в 1973 году. В том же году послушником поступил в братию Троице-Сергиевой Лавры. 16 августа 1976 года у раки со святыми мощами преподобного Сергия наместник обители архимандрит Иероним (Зиновьев) совершил монашеский постриг послушника Александра с наречением имени Герман — в честь преподобного Германа Аляскинского.

Обучаясь последний год в Семинарии, батюшка задумался о выборе жизненного пути. Придя после молебна преподобному Сергию в келью, по благословению лаврского духовника сказал себе: если кто-нибудь придет в течение часа в келью и что-нибудь принесет, буду монахом. Через короткое время в келию заходит послушник и приносит ему соль, которую батюшка не просил. Увидев в этом Промысл Божий, подтвержденный евангельскими словами «вы – соль земли» (Мф. 5:13), батюшка, не раздумывая, написал прошение о принятии монашеского пострига.


5 декабря 1976 года епископ Чебоксарский и Чувашский Варнава возвел монаха Германа в диаконский сан. Священническая хиротония архимандрита Германа состоялась 2 апреля 1977 года в Покровском Академическом храме от рук архиепископа Дмитровского Владимира. В том же 1977 году иеромонах Герман закончил Московскую Духовную школу со степенью кандидата богословских наук.

В обители преподобного Сергия отец Герман нес различные общие послушания. Обладая музыкальным талантом, он многие годы пел и управлял хором. С 1982 года по 1985 год нес послушание в Преображенском храме Афонского подворья. В 1987 году Святейшим Патриархом Пименом был возведен в сан игумена. В 1988 году назначен настоятелем Воскресенского подворья (Петропавловского храма) обители, где добросовестно нес послушание более 30 последующих лет. За годы настоятельства отца Германа Воскресенский храм был полностью отреставрирован и восстановлен. Также была организована воскресная школа и православные курсы для взрослых.

В 1982 году Духовный собор Лавры благословил отцу Герману проводить «Чин изгнания злых духов из человек», так называемые «Отчитки бесноватых». Тем самым отец Герман стал преемником лаврской традиции совершения этого чина, требующего особого молитвенного настроя. Долгие годы эти молитвы совершались в надвратном Предтеченском храме Лавры, но в 2014 году по причине ухудшения здоровья отца Германа совершение этого Последования было перенесено на Воскресенское подворье Лавры.

В конце 2010 года архимандрит Герман был назначен, в дополнение ко всем имеющимся послушаниям, трудиться над восстановлением храма Корсунской Божией Матери в селе Глинково. За короткие сроки он был преображен, а уже на Пасху 2011 года в храме была совершена первая Пасхальная служба.



За усердные труды на благо Церкви Христовой отец Герман был удостоен множества наград. В 1999 году игумен Герман награжден орденом преподобного Сергия Радонежского III степени. В 2001 году удостоен сана архимандрита. В 2014 году архимандрит Герман отмечен особым патриаршим знаком, приуроченным к 700-летию преподобного Сергия, а в 2016 году Святейший Патриарх Кирилл награждает духовника памятным крестом с украшениями и гравировкой от имени Патриарха.

Служа на Подворье близ Лавры, батюшка с особым благоговением относился к братии, которые жили в стенах Лавры. Ежедневно перед Литургией он поминал каждого брата на проскомидии. Порой Литургия не начиналась до тех пор, пока не был прочитан братский синодик.

Многие студенты и выпускники Духовных школ трудились и набирались духовного опыта на лаврском Воскресенском подворье под руководством отца Германа. Зная трудности молодых священнослужителей, батюшка оказывал значительную духовную и материальную помощь каждому учащемуся Семинарии.

В 2019 году по состоянию здоровья архимандрит Герман был освобожден от послушания настоятеля Воскресенского подворья и определен «Почетным настоятелем Воскресенского храма». Продолжительная болезнь оборвала жизнь лаврского архимандрита на 79-м году жизни. Братия обители искренне скорбят о потере ревностного собрата, бывшего истинным образцом евангельской жизни, и просят молитв о новопреставленном архимандрите Германе.

Ему восемь раз являлся преподобный Сергий и Божия Матерь подсказывала, как ей читать акафист

Ему восемь раз являлся преподобный Сергий и Божия Матерь подсказывала, как ей читать акафист

5 июня 2024
5 июня в этом году отмечаем 10 лет кончины лаврского старца архимандрита Виталия (Мешкова; 1936-2014). И в наши дни Небо и святые рядом, – только бы мы смирялись…

Советы аввы Сергия 

Снимок экрана 2024-06-05 в 11.25.08.png

Родился будущий отец Виталий в день Ильи пророка, 2 августа, в сложные пост-революционные 1930-е годы. И деревня-то родная была названа Передел Соченовского района Горьковской области (ныне Нижегородская). Крестили его в младенчестве в селе Боготиловке. С середины 1950-х годов три года служил в армии – в авиации, дослужился до звания сержанта. Потом закончил в 1963-м году сельхозинститут. Там же, на Нижегородчине, в городке Красные Баки трудился агрономом. Через несколько лет поступил в Московскую духовную семинарию, потом в Академию. А после с 1973-го по 2014-й годы так в Лавре и подвизался. 

Ему восемь раз являлся преподобный Сергий. Еще во время учебы сказал ему, чтобы он никогда не оставлял послушания, даже если не успевал подготовиться к экзамену, – обещал в таких случаях сам за него всё сдать. И действительно чудесным образом всё управлялось. После, когда батюшка сам уже курировал отдельные послушания в Лавре, ее авва-хозяин его прямо инструктировал: никогда не брать на работу курящих. Батюшка затем и сам наставлял: если в квартире или в машине покурили, надо заново всё освящать. 

Прост, благочестив

Старца вспоминает иеромонах Памфил (Осокин), который одно время келейничал у него:

– Родом батюшка Виталий из простой семьи, из деревенской. Детство у него выдалось тяжелым, шла война. Прост был, благочестив. И таким оставался до конца своих дней. 

КАК ПОСЛУШНИКОМ БЫЛ КРОТОК, ТАК И АРХИМАНДРИТОМ ТАКОВЫМ ОСТАВАЛСЯ.

Всё также покупал свечи, ставил перед богослужением на подсвечники. Молился перед святыми иконами. На родительских субботах на канон продукты обязательно передавал.  

Маму он свою любил беззаветно. Потом уже после его смерти стали разбирать в его келье да нашли стопку писем, благодарственных грамот и телеграмм из монастырей. Когда у него умерла мама, он ни словом никому не обмолвился, по потихоньку рассылал по монастырям пожертвования на помин ее души. Так всё оставшееся после мамы имущество, деньги и раздал на восстановление бедных обителей. Многие ему были благодарны. 

Земляк преподобного Серафима Саровского

Отец Виталий читает синодик.jpgОтец Виталий читает синодик

– Так как сам он с Нижегородчины, преподобного Серафима Саровского отец Виталий очень почитал. Как только Дивеевский монастырь открылся, он и туда много всего передавал, жертвовал. Каждый год старался съездить, мощам батюшки Серафима поклониться. У него был помянник Дивеевских сестёр, ещё дореволюционных. И он этот синодик, – такой увесистый, толстый, он у меня до сих пор сохранился, – вычитывал каждую службу. А там тысячи две имён. Так у него и без этого было всегда кого поминать. Но отношение к дивеевским сёстрам у него всё-таки было особое отношение. 

Там же удел Божие Матери! Отец Виталий вычитывал акафисты разным Ее иконам. В понедельник – Державной, во вторник – Смоленской, в среду Покрову Пресвятой Богородицы, в четверг – Скоропослушнице, в пятницу – Богородице «Взбранной Воеводе», в субботу – всем иконам Божией Матери, в воскресенье – Казанской. И однажды поделился этим с одним братом. Тот ему сказал, что так делать неправильно. Надо только «Взбранной Воеводе» акафист читать. Батюшка вернулся в келью и, проявив послушание этому брату, – а тот был всего-то иеромонах и решил архимандриту сделать замечание, – стал читать акафист так, как тот ему посоветовал. 

СКАЗАНО ЖЕ: «МЛАДШИЕ СМИРЯЮТСЯ ПЕРЕД СТАРШИМИ, СТАРШИЕ ПЕРЕД СТАРШИМИ И РАВНЫМИ, А ДОСТИГШИЙ СОВЕРШЕНСТВА СМИРЯЕТСЯ ПЕРЕД ВСЕМИ». 

Вот и отец Виталий смирился. А потом вдруг от иконы Божией Матери слышит голос:

– Читай, как читал!

Последний оптинский старец

Отец Виталий (Мешков) вскоре после принятия сана.jpegОтец Виталий (Мешков) вскоре после принятия сана

– Или вот такое еще чудо было. Отец Виталий очень почитал иеросхимонаха Паисия (Гришкина), последнего монаха из ещё дореволюционной Оптиной Пустыни. Последние дни своей жизни отец Паисий доживал в Лавре. Отец Виталий на старших курсах Академии помогал пономарить в Успенском соборе. Служба уже как-то закончилась, он закрыл храм, приходит к отцу Паисию. А тот всполошился:

– Срочно беги в Успенский собор! Там что-то творится очень плохое. 

– Как?! Мы только закрыли его. Там всё хорошо было, – возразил было батюшка, но старца послушался, вернулся. А там в алтарь Никольского придела пробрались два хулигана. Что-то, и вправду, злоумышляли. Выгнал их. Еще раз поразился прозорливости этого последнего оптинского старца. 

Потом он и на могилку отца Паисия часто ездил. Даже, когда у самого уже силы оскудевали, рвался навестить того. Так и в последний год его земной жизни, зимой чада довезли батюшку Виталия на машине до старого кладбища. Он уже на слабых ногах вышел из машины и по сугробам долго пробирался только, чтобы послужить литию на могиле почитаемого старца. 

Нагоняй от Преподобного

После пострига.jpgПосле пострига

Он и сам стал старцем, на которого братия ровнялась. На братские молебны ходил неопустительно. Это с ним связан этот известный случай. Преподобный Сергий ему еще молодому иеромонаху являлся. После того, как отец Виталий закончил семинарию, ему дали послушание помощника эконома, – им тогда был архимандрит Евлогий (Смирнов). Тот его потом всю жизнь, и будучи уже сам на кафедре, поздравлял со всеми праздниками. Позже отец Виталий заведовал еще и иконной лавкой. И он очень трепетно относился всегда к раздаче освященного масла от раки с мощами преподобного Сергия. Сам разливал и раздавал как благословение. Бесплатно. Как-то собрались было продавать, но отец Виталий настоял, чтоб раздавали даром. Потому что люди получали исцеление от него. Жалко, что сейчас масло не сильно-то пользуется спросом среди верующих. 

Но в общем на всех тех своих послушаниях еще молодой тогда отец Виталий так выбивался из сил, что однажды пришел к отцу Кириллу (Павлову):

– Батюшка, я очень устаю на послушании, – говорит. – Тяжело мне ходить на Братский молебен и послушание исполнять.

Отец Кирилл и благословил его ходить на Братский молебен в понедельник, среду и пятницу, всего три раза в неделю. И вот в первый день, когда отец Виталий решил так по благословению пропустить Братский молебен, как вдруг в видении ему является сам преподобный Сергий и начинает распекать:

– Вы все здесь лентяи и бездельники! Один отец Симон меня любит. 

Архимандрит Симон (Новиков) в то время был инспектором Академии, впоследствии он стал митрополитом Рязанским и Касимовским. Больше отцу Виталию ничего не потребовалось объяснять, вскочил и побежал в Троицкий собор на Братский молебен. И потом уже не пропускал его ни разу. 

Как-то поинтересовался у келейницы отца Симона, та ответила, что батюшка всегда ходит на Братский молебен, а когда болеет, служит его в келье. И такое правило со временем установилось и у других лаврских старцев, так и отец Лаврентий (Постников), например, поступал. Приболеет, так с пол-шестого уже слышались из его кельи – запевы, тропари. Все они, старчики, стремились жить по Богу. 

С владыкой Евгением (Решетниковым), тогда ректором МДА, и с лаврской братией на Троицу.jpg

С владыкой Евгением (Решетниковым), тогда ректором МДА, и с лаврской братией на Троицу


Как я могу сесть, если здесь Сама Пресвятая Богородица присутствует?!

Как-то лаврская братия ездила на Афон. Отец Виталий там на всех службах стоял, не садился. А на Святой горе службы длинные. Сам он уже весь седой, в годах. Афонские монахи подходили: 

– Геронда, садитесь! 

Но он всё равно стоял.

– Как я могу сесть, если здесь Сама Пресвятая Богородица присутствует?!

Вот такое у них благочестие было. В Лавре лишь в последние годы стал на службах присаживаться. И то редко когда. Братский молебен или служба закончатся, так он еще пойдет и ко всем иконочкам приложится. А в Троицком соборе там и Пресвятая Троица, и Божия Матерь Черниговская, и святитель Николай, и его любимый батюшка Серафим Саровский. Поясной или земной поклон пред каждым образом положит. 

Как раз, батюшка уже плохо ходил, упал, споткнувшись, так что даже лицом прочертил по земле. Кровит, сукровица выступает. К нему даже братия стали подходить: 

– Батюшка, сходите, умойтесь! 

А он весь в молитве.

– Всё нормально! – махнет рукой: мол, не отвлекайтесь.

Только после окончания Братского молебна пошёл и умылся. А до того и боли точно не ощущал. 

КАК ГОВОРЯТ СТАРЦЫ: К БОЛИ СВОЕЙ НЕ НАДО ПРИСЛУШИВАТЬСЯ.

Самая действенная проповедь

Архимандрит Виталий (Мешков) .jpgАрхимандрит Виталий (Мешков)

Когда меня благословили за ним ухаживать, мы с ним в пять утра каждый день выходили из кельи и минут 20-25 шли к Троицкому собору. Батюшка уже медленно, еле-еле ходил. А однажды я по немощи проспал. Прихожу в 5:05. Дергаю ручку, келья закрыта. Думаю: не буду будить, сам пошёл на молебен. Захожу в Троицкий соборе, а батюшка уже там. А как он успел дойти-то? Или он всё предвидел? Или это он в нас так терпение воспитывал, потихонечку переступая?

На службе он всегда так сосредоточенно молился. Как-то была служба в Трапезном храме в приделе святителя Иоасафа. Батюшка Виталий был уже слабенький. С палочкой ходил. Не служил. Ему было тяжело даже фелонь надеть. И вот был какой-то праздник. Люди ждут проповедь, а проповедника нет – почему-то он не пришёл. Тогда отец Виталий в мантии и епитрахили вышел на амвон и стал говорить проповедь. Сам уже старенький, дикция его подводила. Никто ничего расслышать и понять не может из того, что батюшка говорит. А старец стоит на амвоне, что-то говорит и плачет. И многие потом признавались:

– Это была самая действенная проповедь!

Когда старец стоит перед всеми на амвоне и хочет донести что-то очень важное. А народ его понять не может... 

Когда не нужно лишних слов

Отец Виталий очень ревностно относился к проповедям. 

ГОВОРИЛ: ПРОПОВЕДОВАТЬ НАДО ДАЖЕ В ПУСТОМ ХРАМЕ. ПОТОМУ ЧТО И В ПУСТОЙ ЦЕРКВИ АНГЕЛЫ ПРОПОВЕДЬ СЛУШАЮТ. 

Вот на какую высоту отец Виталий ставил благовестие священнослужителя. Его самого в своё время так поучал архимандрит Феодорит (Воробьев). У того вообще после 10 лет заключения, ссылок, где его пытали, отрезав кончик языка, речь была невнятной. Но люди, его проповеди слушая, плакали. У него-то проповедовать некогда отец Виталий и учился. 

Потом в келье самого отца Виталия всюду было разложено множество листочков – это были его конспекты проповедей. Видимо, в свободное время батюшка готовился к ним. 

Нельзя сказать, что он был красноречив, но сам дух кротости, смирения убеждал лучше всяких слов. Как-то я привёз к нему своих гостей. Они поговорили с отцом Виталием. Но батюшка куда-то торопился, и беседа была краткой. Потом я подвёл их к отцу Лаврентию, чтоб они чуть-чуть подольше поговорили. А он вдруг объявил:

– Если они уже были у отца Виталия, он им всё сказал. Не нужно лишних слов!

Сам образ отца Виталия сподвигал внутренне работать над собой, смиряться, молится. 

Извещенный о кончине

Сам он, кстати, молился всегда великомученице Варваре. В Варварином корпусе наверху висит ее икона. Вот он к этому образу прикладывался и молился. 

ВЕЛИКОМУЧЕНИЦЕ ВАРВАРЕ, ИЗВЕСТНО, МОЛЯТСЯ ОТ ВНЕЗАПНОЙ СМЕРТИ, УПОВАЯ, ЧТОБЫ ПЕРЕД КОНЧИНОЙ ПРИЧАСТИТЬСЯ СВЯТЫХ ДАРОВ. 

В последние дни своей жизни батюшка был в госпитале. Вдруг проснулся, а он тогда уже проваливался в забытье, и отчетливо произнес: 

Отец Памфил служит панихиду на могиле старца.jpgОтец Памфил служит панихиду на могиле старца

– Срочно мне надо антидор!

Я его начал переубеждать:

– Батюшка, вы недавно поели! Только три часа прошло, может, не надо антидор?

Было часа три или четыре дня. Потом я перестал с ним спорить. Дал ему антидор. Он к нему с огромным трепетом относился. А ночью, часа в три или четыре, он преставился. Вероятно, это молитвы великомученицы Варвары дошли. И наверное, его Оттуда известили об отшествии. 

Вечная память.

Подготовила Ольга Орлова


Источник: Святые online

Страницы: 1 2 3 4 5 ... 316 След. Все

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
23 марта 1861 года митрополит Московский и священноархимандрит Троице-Сергиевой Лавры Филарет (Дроздов) благословил учреждение на восточной окраине Посада «киновии усопшей братии Лавры» или, другими словами, братского кладбища Троицкой обители...
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
20 марта 1909 г. крестьянка Тверской губернии Ирина Васильевна Фомичева, 25 лет, получила исцеление ног у мощей преподобного Сергия.
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.